<<
>>

Глава 2. БОГ УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ! («ФИЛОСОФЫ ЖИЗНИ» О РЕЛИГИИ)

В первой половине ХХ в. «философия жизни» была заметным философским течением на Западе. Представленная Фридрихом Ницше (1844 - 1900), Вильгельмом Дильтеем (1833 - 1911), Георгом Зиммелем (1858 - 1918), Освальдом Шпенглером (1880 - 1936) в Германии и Анри Бергсоном (1859 - 1941) во Франции, она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции.

Противопоставив строгому логицизму немецкой классической философии иррационально-психологическое исследование личности, ее внутренней эмоциональной жизни, страстей и переживаний, потока сознания, инстинктов и интуиции человека, «философы жизни» бросили вызов рационализму тех философских течений, которые в поисках истины обращались за аргументами к естествознанию или - реже - к другим наукам.

Выдвинув в качестве основного философского понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостность, противостоящую как духу, так и материи, само это понятие «философы жизни» трактуют по-разному: оно означает и биологическое существование человека (Ф. Ницше), и субъективное переживание (В. Дильтей, Г. Зиммель), и интуитивно постигаемый поток сознания, космический «жизненный порыв» (А. Бергсон), и переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой (О. Шпенглер). Но несмотря на определенные различия в трактовке этого понятия, представителей «философии жизни» объединяет в первую очередь

79

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!

то, что мерой внутренней психической жизни человека становится в их учениях жизнь внешняя - социальная, исторический опыт человечества, перспективы его развития, эталоны культуры, цивилизации и т.п. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, религия с необходимостью оказывается в фокусе внимания «философов жизни», они решают вопрос о ее возникновении и существовании Бога, о необходимости или ненужности религии в жизни общества и отдельной личности, о том, что составляет основу и суть религиозного феномена.

<< | >>
Источник: А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие / А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. - Калининград: Изд-во КГУ,2003. - 153 с.. 2003

Еще по теме Глава 2. БОГ УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ! («ФИЛОСОФЫ ЖИЗНИ» О РЕЛИГИИ):

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. Глава 2. БОГ УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ! («ФИЛОСОФЫ ЖИЗНИ» О РЕЛИГИИ)
  3. Глава 7 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЯДРО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  4. § 8 Проблема истории и философия жизни. «Построение исторического мира в науках о духе» (1910)
  5. Глава третья. Критика философии жизни со стороны феноменологии
  6. Раздел Третий Между феноменологией и философией жизни
  7. X ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ФИЛОСОФИИ И В РЕЛИГИИ
  8. Рациональность: наука, философия, жизнь
  9. ГЛАВА I. Понятіе и разделеніе философіи.
  10. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
  11. 2.4. Философия жизни о культуре
  12. Раздел первый Концепции философии жизни во второй половине ХІХ века
  13. §1. Неклассическая философия: истоки философии жизни
  14. Раздел второй «Философия жизни» как направление в западноевропейской философии конца ХІХ — начала ХХ столетия
  15. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  16. §6. Понятие «жизненный порыв» в концепции философии жизни Анри Бергсона
  17. Раздел третий Попытки рационального осмысления философии жизни