<<
>>

5. Четыре — долженствующие быть устраненными посредством практики созерцания1.

А именно: страсть, отвращение, гордыня и неведение, поскольку у увидевшего истину устранение [аффективных тенденций] происходит благодаря последующей практике Пути2.

В этом отношении ложная вера в реальность «личности» бывает лишь одного вида3 — она устранима посредством видения [Истины] страдания. Такова и ересь приверженности к крайним точкам зрения. Что касается ложного воззрения как такового, то оно бывает четырех видов — долженствующее быть устраненным посредством видения [Истин] страдания, возникновения, прекращения и пути4.

Привязанность к еретическим воззрениям и сомнение — точно так же.

Привязанность к ложной практике обетов и ритуалов — двух видов, поскольку она устранима посредством видения [Истины] страдания [или] пути5.

Страсть, отвращение, гордыня и неведение — пяти видов, поскольку они должны быть устранены посредством видения четырех Истин, а также с помощью практики созерцания6. —

Какого рода [аффективные тенденции], которые должны быть устранены посредством видения [Благородной истины] страдания? Какого рода те из них, которые должны быть устранены посредством остальных [Благородных истин] и практики созерцания? —

Те [из аффективных тенденций], опоры которых устраняемы посредством видения, относятся к тенденциям, долженствующим быть устраненными посредством видения7; все остальные — посредством практики созерцания.

Таким образом, существуют двенадцать ложных воззрений, четыре [вида] сомнения, пять [видов] страсти, пять [видов] отвращения, пять [видов] гордыни и пять [видов] неведения; в сумме они и составляют 36 аффективных тенденций чувственного мира.

Они же, за исключением отвращения8,

[существуют] и в мире форм.

Они же, при исключении пяти видов отвращения, составляют 31 аффективную тенденцию мира форм. Как в мире форм,

так и в мире не-форм существует 31 аффективная тенденция.

Таким образом насчитывается 98.

Таким образом, согласно концепции абхидхармиков, шесть аффективных предрасположенностей вследствие их различения по формам, видам и сферам существования9 в сумме составляют 98 тенденций. —

Все ли аффективные тенденции, которые были определены как долженствующие быть устраненными посредством видения [Благородных истин], могут быть с необходимостью отброшены только с помощью видения?

[Автор] говорит, что нет. —

Что же в таком случае?

6. Возникшие на Те аффективные тенденции, которые возникли на ступени существования, [именуемой] «вершина бытия»1, и которые уничтожаются благодаря принятию [дхармического знания страдания] и последующего знания, устраняемы только посредством видения [Благородных истин]2, но не посредством практики созерцания.

возникшие в других [сферах существования] — посредством видения и созерцания.

Подразумевается: уничтожаемые благодаря принятию [дхармического знания].

Что касается аффективных тенденций в остальных сферах существования, то, соответственно, те из них, которые уничтожаются благодаря принятию дхармического знания и последующего знания, должны быть устранены благородными посредством видения; обычные люди устраняют их посредством практики созерцания3.

но уничтожаемые не благодаря принятию [дхармического знания] — только посредством созерцания.

Те аффективные тенденции, возникающие во всех сферах существования, которые должны быть уничтожены с помощью знания, всегда устраняются и благородными, и обычными людьми посредством практики созерцания4.

Другие [учителя] считают, что последователя «внешних» учений5 никоим образом не могут уничтожить аффективные тенденции, долженствующие быть устраненными посредством видения [Благородных истин]. Так, например, в «Махакарма- вибхага-сутре»6 описывается существующая практика воззрений тех, кто придерживается различных концепций первоначала, или учит о вечности бытия, или проповедует вечность отдельных сущностей, или учит о беспричинном возникновении7. [Эти последователи] «внешних» учений отбросили страстные влечения, имеющие своей опорой чувственный мир.

[Если нам возразят, что, поскольку они отбросили влечение к чувственному миру, их воззрения относятся к миру форм, мы ответим, что] чувственный мир не может быть для них опорой аффектов мира форм ввиду освобождения от страстей. Следовательно, эти [их воззрения] связаны именно с чувственным миром, а отнюдь не устранены.

Вайбхашики считают, что они утрачивают [отрешенность от страстей чувственного мира] одновременно с возникновением ложных воззрений подобно Девадатте, [который отбрасывает сверхъестественные способности одновременно с изменением состояния сознания]8.

Пять видов ложных воззрений были изложены выше в соответствии с их наименованиями, но не внутренней сущностью9.

Какова же их внутренняя сущность?

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме 5. Четыре — долженствующие быть устраненными посредством практики созерцания1.:

  1. 28. Когда [объект, который] должен быть оставлен с помощью видения [Истины] страдания, устранен, [но индивид] связан [с ним] посредством остальных универсальных [аффектов], или когда при устраненном [аффекте] первого вида [интенсивности индивид сохраняет с ним связь] благодаря остальным загрязнениям [сознания], имеющим его своей опорой1.
  2. П. Г. Воронцов ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ лИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДРЕВНЕЙ РУСИ
  3. [О способах достижения достоверного знания посредством идей и посредством разума]
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА (ГОСТ 7.1-84). ОН МОЖЕТ БЫТЬ РАЗБИТ НА РАЗДЕЛЫ:
  5. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С.. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. —СПб.: Издательство “Питер”. — 736 с. — (Серия “Теория и практика менеджмента”)., 1999
  6. ЧЕТЫРЕ УЧАСТНИКА
  7. «ЧЕТЫРЕ Р» МАРКЕТИНГА
  8. Четыре качества продавца
  9. ЧЕТЫРЕ РАЗНОВИДНОСТИ СПОРОВ
  10. ЧЕТЫРЕ СТАДИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕНЬШИНСТВ
  11. 9. Четыре ошибки1 — вследствие трех воззрений.
  12. Четыре аспекта экономической науки
  13. Четыре главные особенности Ламрима
  14. Четыре маленьких азиатских дракона