<<
>>

В. Дильтей: религия как общение с невидимым

В отличие от Ф. Ницше, Вильгельм Дильтей под «жизнью» понимает индивидуальные переживания людей, которые он возводит в ранг наук о духе (то есть наук, непосредственным предметом которых является культура, история человечества и т.п.).

Важное место в структуре «жизни», согласно дильтеев- ским представлениям, занимает религия, главным признаком которой является «общение с невидимым». «Где бы мы ни встречали название религии, - пишет В. Дильтей, - ее признаком всегда будет общение с невидимым, ибо оно встречается как в ее примитивных стадиях, так и в тех последних разветвлениях ее развития, где это общение состоит только во внутреннем отношении действий к идеалу, выходящему за пределы эмпирического и делающему возможным религиозное отношение, или же в отношении души к родственному ей божественному порядку вещей. Благодаря этому своему общению религия, рассматриваемая как история ее форм, развивается во все более объемлющую и более совершенно дифференцированную структурную связь» .

Свой метод исследования В. Дильтей формулирует так: «. Сначала исследуется исторический опыт, а затем заключающаяся в опытах совокупность данных вводится в рамки психической закономерности» . Под психической закономерностью В. Дильтей подразумевает форму индивидуальных переживаний. Жизненный опыт В. Дильтей понимает следующим образом: это то, что относится к жизни как к переживанию, имеющему ценность для отдельного индивида. «Совокупность процессов, в которых мы подвергаем испытанию жизненные ценности и ценности предметов, я и называю жизненным опытом», - пишет В. Дильтей .

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!

Считая, что мировоззрение человека является результатом жизненного опыта, всей структуры нашего психического целого, В. Дильтей делает вывод о том, что религиозное мировоззрение есть результат религиозного опыта, а религиозный опыт «является одной из форм жизненного опыта, но специфический характер его заключается в том, что он есть размышление, которое сопровождает процесс общения с невидимым» .

Центральным пунктом религиозного мировоззрения, по В.

Дильтею, является религиозное переживание, в котором проявляется целокупность душевной жизни. Однако затем, пытаясь показать, как исторически происходило формирование религиозного мировоззрения, В. Дильтей ограничивает свое понимание религии одним из ее элементов - культом, тем самым при- митивизируя ее, обращая внимание преимущественно на технику религиозных действий, способы влияния и воздействия личности на «невидимое». Религия оказывается тем, что порождается отдельным индивидом, который рассматривается независимо от общественных связей. При этом В. Дильтей признает необходимым для жизни общества реальное существование «невидимого», общение с которым составляет сущность религиозной веры. Это служит В. Дильтею основанием для утверждения о том, что отношения между людьми должны определяться религиозным отношением. «Идеал жизни, - пишет В. Дильтей, - т.е. внутренний строй ее ценностей, должен определяться религиозным отношением, им же определяются и высшие правила об отношениях людей между собой» .

Таким образом, В. Дильтей считает религию необходимым элементом любого общественного устройства и все общественные отношения наполняет религиозным содержанием. Он не признает возможности существования безрелигиозного общества. Помимо этого В. Дильтей отрицает преемственность в общественном развитии, ибо она, по его мнению, складывается из различных культур, содержание которых практически Е.С. Элбакян

невозможно интерпретировать, живя в другую эпоху. Связующее звено между этими замкнутыми системами культуры В. Дильтей усматривает в религии, в мистике. «Здесь предел логического мышления об основе мира, - замечает В. Дильтей, - и мистике представляется отразить ее живую сущность» .

Причины религии В. Дильтей пытается объяснить, исходя из того, что он называет «структурой душевной жизни». Эта структура предстает как «объединение. процессов представления, чувствования и волнения»2 и является первичной и определяющей по отношению к внешнему миру. «Структура душевной жизни» неправомерно экстраполируется В.

Дильтеем на общество, ибо общество, с точки зрения В. Дильтея, состоит из структурированных индивидов, и в нем проявляются те же закономерности структуры, что и в отдельной личности. Субъективная и имманентная целесообразность в индивидумах выражается, по В. Дильтею, в истории как эволюция, а закономерности отдельной души принимают формы закономерностей социальной жизни. Поскольку в целом онтогенез в концепции В. Дильтея совпадает с филогенезом и определяет его, постольку, говоря о религии, В. Дильтей игнорирует социальные причины ее возникновения, сводя их к эмоционально-интеллектуальным переживаниям, то есть к психологическим источникам.

«Для народов первобытных, - отмечает В. Дильтей, - религия является не чем иным, как техникой влияния на непостижимое и недоступное механическому изменению, техникой восприятия от него его сил, соединения с ним в желательные отношения. Такие религиозные действия совершаются отдельным человеком, вождем или волшебником-жрецом»3.

Постепенно, согласно В. Дильтею, люди, владеющие техникой общения с «невидимым», образуют организованные

Глава 2. Бог умер? Да здравствует Бог!

профессиональные сословия, которые развивают примитивные религиозные идеи в более совершенные формы религиозности. «Но самое существенное, - пишет далее В. Дильтей, - было все же то, что на первых доступных ступенях культуры религиозная вера развивала свои примитивные идеи из всюду одинаковых, производящих сильное впечатление переживаний: рождения, смерти, болезни, сна, безумия, и поэтому эти идеи всюду повторяются равномерно» .

Эти идеи, по В. Дильтею, образую основу религиозного мировоззрения. Они подвергаются преобразованиям, иногда соединяются воедино, но всякое изменение в состоянии культуры влияет на их развитие. Религиозная вера, с точки зрения В. Дильтея, складывается в процессе обобщения личностью индивидуального опыта; религиозные идеи развиваются из субъективных переживаний, которые образуют основу религиозного миросозерцания. Сами эти идеи подвергаются изменениям в дальнейшем развитии человеческой культуры.

В развитии религии В. Дильтей большое значение придает отдельным личностям: отшельникам, пророкам, гениям - в силу того, что психический склад этих личностей дает им возможность вступать в специфические отношения с действительностью посредством особого религиозного опыта - отшельничества, пророчества, мистерий. Затем этот религиозный опыт переводится на язык понятий и закрепляется религиозным поведением верующих. Результатом является образование и функционирование развитых форм религии.

Таким образом, рассматривая историческое развитие религии, выделяя в качестве одного из ее главных признаков «общение с невидимым», первооснову религии В. Дильтей видит прежде всего в переживаниях субъекта. Он считает, что религия возникает из опыта отдельных личностей, сводя понимание причин ее возникновения и эволюции к психологической трактовке религиозного опыта.

Акцентируя внимание на факте психического переживания личности, В. Дильтей не замечает социальной обусловленности Е.С. Элбакян

религии. Не видит он и того, что в основе выделения жречества в отдельное сословие лежало разделение труда. В подходе к рассмотрению религии, ее возникновения и исторического развития Ф. Ницше и В. Дильтея объединяет психологизм.

<< | >>
Источник: А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие / А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. - Калининград: Изд-во КГУ,2003. - 153 с.. 2003

Еще по теме В. Дильтей: религия как общение с невидимым:

  1. Первый подраздел.Христианская религия как естественная религия
  2. Второй подраздел.Христианская религия как ученая религия
  3. § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  4. Так же, как страдает Бог, должен в свою очередь, страдать и человек. Христианская религия есть религия страдания
  5. В. Дильтей
  6. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Принципы речевого общения
  7. Глава вторая. Работа над основоположением наук о духе. Вильгельм Дильтей
  8. Невидимая рука?
  9. Общение как взаимодействие
  10. 1.5. Общение как взаимодействие
  11. НЕВИДИМОЕ В ВИДИМОМ (ТАЙНА ДОБРА И ЗЛА)
  12. ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
  13. 4.7. Осознание невидимого (ценностей, убеждений, идентичности)
  14. Невидимая рука институтов. Механизмы социально-экономического развития на микроуровне
  15. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ МОТИВАТОР ОБЩЕНИЯ
  16. И. Г. Дудко РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  17. 11. Переговоры как разновидность общения
  18. 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.