<<
>>

64- Достигший прекращения — освобожденный обоими; другой — IосвобожденныйJ посредством мудростиг.

Тот, кто достигает сосредоточения остановки [потока сознания]2, есть тот, кто освобожден обоими способами, поскольку силой своей мудрости и йогического сосредоточения он обрел освобождение от аффективных препятствий и препятствий к освобождению3.

Другой — освобожденный посредством мудрости, так как благодаря силе мудрости он достиг освобождения только от аффективных препятствий4.

Как сказал Бхагаван: «Тот, кто уничтожил в этом мире пять аффектов, и они не могут захлестнуть его вновь, и есть совершенный ученик»5. —

Что делает ученика совершенным?

Ученика называют совершенным из-за его сосредоточения, психических способностей и плода.

Существуют три вида совершенства ученика: вследствие [обретенного] плода, вследствие психических способностей и вследствие йогического сосредоточения.

[Совершенство] только вследствие обретенного плода свойственно анагамину, который относится к [классу] преданных вере6 и не может «свидетельствовать телом»7.

[Совершенным] вследствие психических способностей бывает только тот, кто обрел истинные воззрения8, но не отрешен от чувственного мира9.

[Совершенным] вследствие плода и психических способностей бывает только тот, кто обрел истинные воззрения, но не «свидетельствующий телом».

[Совершенным] вследствие плода и йогического сосредоточения бывает приверженный вере и «свидетельствующий телом».

[Совершенным] вследствие плода, психических способностей и йогического сосредоточения бывает обретший истинные воззрения и «свидетельствующий телом».

Совершенство только вследствие йогического сосредоточения или вследствие йогического сосредоточения и психических способностей без обретенного плода невозможно10.

65. Совершенство того, кто более не нуждается в обучении1, —вследствие двух.

[Имеется в виду]: вследствие психических способностей и вследствие йогического сосредоточения. Состояние «необучения более»2 не может быть несовершенным в аспекте плода, поэтому совершенство с точки зрения обретенного плода не рассматривается как совершенство.

[Совершенство] освобожденного посредством мудрости, который не является освобожденным ситуативно3, [то есть в зависимости от обстоятельств, достигается] только благодаря психическим способностям.

[Совершенство] того, кто освободился от обоих препятствий и является свободным ситуативно, [достигается] только вследствие йогического сосредоточения.

[Совершенство] того, кто освободился от обоих препятствий и не является ситуативно освобожденным, [достигается] благодаря психическим способностям и йоги- ческому сосредоточению.

Выше уже говорилось о множестве различий применительно к пути: пути мирской и сверхмирской, путь видения [Благородных истин], путь практики йогического сосредоточения, путь, на котором более нечему учиться, а также пути подготовки, беспрепятственный, освобождения и особый4. —

Если [говорить] кратко, то сколько существует видов пути?

— Кратко, путь — четырех видов, которые известны как особый, освобождения, беспрепятственный, подготовительный.

Подготовительный путь, или путь приложения усилий,—тот, непосредственно после которого возникает беспрепятственный путь5.

Беспрепятственный путь — путь, с помощью которого устраняются препятствия6.

Путь освобождения — это путь, который возникает впервые будучи свободным от препятствий, устраненных на предыдущем пути7.

Особый путь — путь, [качественно] отличающийся от всех предшествующих путей8. —

Но почему говорится «путь»9? —

Это и есть путь Нирваны, ибо движение к Нирване по нему и происходит, или же потому, что с его помощью [благородные] стремятся достичь Нирваны10. —

Но откуда у двух путей — освобождения и особого — свойство быть путем11? —

Потому что они имеют родовое сходство12 [с путями отвержения13 ввиду тождества опор, аспектов, отсутствия притока аффектов14.

Однако они отличаются от этих путей] вследствие своего превосходства15, [поскольку имеют своими причинами все причины путей отвержения, а также и сами эти пути; кроме того, потому что с их помощью] достигаются пути более высокого порядка16: [путь освобождения является необходимым условием для обретения нового беспрепятственного пути]. Или же потому, что [посредством обоих путей благородный] достигает «безостаточной» [Нирваны]17.

Далее, этот же самый путь называется достойным образом действий (поведения)18, ибо его наградой выступает Нирвана19. Существуют четыре таких достойных образа действий: трудный для того, кто обладает медленным пониманием, и трудный для того, кто обладает быстрым пониманием; также и легкий [образ действий] бывает двух видов.

Из них

66. путь в дхьянах есть легкий образ действий1.

Путь на четырех базовых ступенях йогического сосредоточения [мира форм] представляет собой легкий (приятный) образ действий, так как ввиду наличия [здесь всех] составляющих элементов2 и полного равновесия спокойствия сознания и совершенного проникновения3 он не требует усилий4.

На других ступенях он трудный.

На других ступенях [сосредоточения сознания] — предварительной (граничной)5, в промежуточной дхьяне, [в сферах созерцания мира] не-форм — путь представляет собой трудный образ действий6, поскольку ввиду отсутствия там полноты составляющих элементов, нарушения равновесия между спокойствием сознания и совершенным проникновением он требует приложения [значительных] усилий. При слабой степени успокоения сознания на предварительной ступени сосредоточения и в промежуточной дхьяне проникновение [может быть] сильным, а в мире не-форм [— наоборот]7.

Далее, эти два образа действий

при слабом интеллекте — для медленного постижения, в противоположном случае — для быстрого.

У того, кто обладает слабыми психическими способностями, образ действий — легкий или трудный — медленное постижение8; для обладающего острыми психическими способностями — быстрое постижение.

Достойный образ действий [называется] «для медленного постижения», если при нем постижение происходит медленно. Соответственно [определяется] и быстрое постижение.

Или, [по другому толкованию], медленное постижение есть свойство тугодума9.

Далее. Путь, о котором говорилось выше, называется также «благоприятствующим просветлению»10. Существуют тридцать семь дхарм, благоприятствующих просветлению: четыре применения (постановки) памятования, четыре правильных усилия, четыре основы сверхъестественных (риддхических) способностей, пять нравственных способностей, пять сил, семь составных элементов просветления и восемь составных элементов Благородного пути11.

В этой связи

67. два знания — уничтожения и невозникновения — и есть просветление1.

[Два чистых знания): знание уничтожения (исчерпания) страдания и знание его невозникновения вновь — это и есть просветление, которое бывает трех видов ввиду различия достигающих его индивидов: просветление шраваков, просветление пра- тьека(будд) и высшее совершенное просветление2. Посредством двух этих знаний неведение устраняется полностью и без остатка3, и возникает истинное прозрение относительно того, что поставленная перед собой цель реализована и не осталось ничего, что еще должно быть сделано4.

Вследствие полного соответствия [просветлению] тридцать семь [дхарм] есть благоприятствующие ему [условия].

Ввиду полного соответствия просветлению5 тридцать семь [дхарм] являются условиями, благоприятствующими просветлению6.

По названию; в реальности — десять.

Все [условия], благоприятствующие просветлению, [представляют собой] десять реальных сущностей7. —

Какие десять? 68.

Вера, энергия, памятование, мудрость,

сосредоточение сознания, радость, невозмутимость, снятие напряжения, нравственность и решимость1.

Это и есть десять реальных сущностей. —

Почему это так?

Применение памятования есть мудрость2; 69.

энергия получает название истинного усилия, а основы сверхъестественных

способностей — сосредоточения1.

Применение памятования, истинное усилие, основы сверхъестественных способностей по своей природе есть мудрость, энергия, йогическое сосредоточение. Отсюда пять реальных сущностей — вера, энергия, памятование, сосредоточение и мудрость — уже под собственными названиями2 [образуют пять] нравственных способностей, или факторов доминирования в психике, и столько же одноименных сил.

Мудрость — это [четыре] применения памятования3, один составной элемент просветления — различение дхарм4 и один [составной элемент Благородного пути] — истинное воззрение.

Энергия —это [четыре] истинных усилия5, один составной элемент просветления—[под собственным названием], энергия и [один составной элемент Пути] — истинное старание.

Йогическое сосредоточение — это [четыре] основы сверхъестественных способностей6, сосредоточение сознания как один составной элемент просветления и [один из составных элементов Пути] — истинное сосредоточение.

Памятование — это памятование как один из составных элементов просветления и истинное памятование [как составной элемент Пути]. —

Что еще остается неспецифицированным7? —

Из составных элементов полного просветления —радость, снятие напряжения8 и невозмутимость, [а из составных элементов Благородного пути — ] истинная решимость и составляющие нравственности [— истинная речь, истинная деятельность и истинный образ жизни]9.

Таким образом, те [пять дхарм, перечисленных ранее], и эти пять составляют [в сумме] десять реальных сущностей, [известных как условия], способствующие просветлению.

Согласно вайбхашикам — одиннадцать, поскольку составляющие нравственности — две реальные сущности ввиду отсутствия различия между телесной и речевой деятельностью10.

Как было сказано: «Применение памятования и прочее по своей природе есть мудрость, энергия, йогическое сосредоточение». Здесь это следует понимать

по главному значению; но все они есть также и качества11.

Они называются так в соответствии с главным [значением] слова12. Однако все они — применение памятования, истинное усилие, основы сверхъестественных способностей—есть [особые] качества, обретенные благодаря практике13. —

Почему энергия называется «истинное усилие»? —

Ею правильным образом приводятся в действие14 тело, речь и разум. —

Почему йогическое сосредоточение называется «основа сверхъестественных способностей»15? —

Потому что оно обладает свойством быть их опорой, то есть «обогащением»16 всеми благими качествами.

У тех же, кто говорит: «Риддхи — это именно йогическое сосредоточение, а жажда и прочее — его опора», в действительности получается тринадцать факторов просветления вследствие добавления [к списку из одиннадцати] еще жажды и сознания. Но это противоречит сутре: «Я дам вам, о монахи, необходимое разъяснение относительно сверхъестественных способностей. Итак, что такое риддхи? В этом случае монах обретает способность совершать разного рода магические операции. Будучи одним, он становится многими... » и так далее [по тексту сутры]17. —

Почему [вера и прочее] называются и нравственными способностями, и силами18? —

Вследствие их различия как слабых и сильных: [первые] могут быть разрушены, а [вторые] несокрушимы19. —

Чем обусловлена такая последовательность индрий? —

С целью обрести плод — [истинную] веру20 — [благородный] предпринимает энергичные усилия.

У того, кто предпринимает энергичные усилия, устанавливается должное памятование. При установившемся памятовании ввиду отсутствия рассеянности внимания сознание становится сосредоточенным. Обладающий сосредоточенным сознанием познает все так, как оно существует в действительности21. —

На каких стадиях какие из этих факторов просветления преобладают? —

[Распределенные]

70. по семи классам, они доминируют, в указанной последовательности, на [стадии] начинающего, в [состояниях], ведущих к проникновению, в практике сосредоточения и видения [Истин].

На стадии начинающего1 [доминирует] обращение к памятованию с целью тщательного контроля за телом, чувствами и т. д.

На [стадиях] обретения внутреннего тепла2 вследствие увеличения энергии посредством «особого достижения»3 [доминируют] истинные усилия.

На [стадиях] «вершины»4 доминируют опоры сверхъестественных способностей благодаря вхождению в состояние, при котором не утрачиваются корни благого.

На [стадиях готовности] к принятию [Благородных истин]5 доминируют нравственные способности [веры и другие] вследствие полного контроля6 [над состояниями], которые более не утрачиваются.

На [стадиях обладания] высшими дхармами7 [доминируют пять] сил, поскольку они не могут быть сокрушены аффектами8 или другими мирскими дхармами.

На пути практики сосредоточения [доминируют] составные элементы просветления9 ввиду его близости к просветлению.

На пути видения [Истин] доминируют составные элементы [Благородного] пути, поскольку здесь все подчинено движению10, или же потому, что его проходят очень быстро.

Для установления последовательности перечисления сначала приводятся семь [составных элементов просветления], а затем восемь [составных элементов Пути]11. При этом различение дхарм, [то есть мудрость], есть и просветление, и составной элемент полного просветления, а истинное воззрение — это и Путь, и составной элемент Пути.

Такова концепция вайбхашиков.

Однако другие [учителя], не нарушая порядок перечисления, принимают обычную последовательность [факторов], благоприятствующих просветлению. «Уже с самого начала применение памятования, имеющего целью дисциплинирование12 мыслей, которые естественным образом извращаются13 вследствие загрязнения крайним многообразием [чувственных] объектов, выступает фактором стабилизации сознания, пока не достигается избавление от чувственных представлений14, основанных на жажде [чувственного опыта]». Так сказано в сутре15.

Благодаря увеличению энергии за счет силы памятования [благородный шравака] напрягает свое сознание с целью осуществления задачи четырех видов16; это и есть истинное усилие.

После этого, в результате очищения [содержания] йогического сосредоточения, [возникают] основы сверхъестественных (ридцхических) способностей17.

Опираясь на сосредоточение сознания, [усиливаются] вера и другие нравственные способности, которые являются доминирующими факторами18 среди внемир- ских дхарм.

Они же, при преодолении действия [своих] противоположностей19 [— неверия и прочих], становятся силами.

На пути видения [действуют] факторы просветления, ибо [на нем] впервые про-

20

зревается сущность дхарм .

Составные элементы Пути — на обоих21. Так, [в сутре] сказано: «Поистине, на Благородном восьмеричном пути практика сосредоточения сознания достигает полноты и совершенства. Четыре применения памятования достигают совершенства благодаря практике сосредоточения... и т.д., вплоть до семи факторов просветления22 — это, о монахи, обозначение четырех Благородных истин; «продвижение по обретенному пути» — это, о монахи, обозначение Благородного восьмеричного пути»23. Следовательно, Благородный восьмеричный путь желателен для обоих.

Таким образом, порядок перечисления [условий, благоприятствующих просветлению], полностью обоснован.

Теперь необходимо рассмотреть следующее. Сколько дхарм, благоприятствующих просветлению, подвержены притоку аффектов и сколько из них чистые? 71.

Составные элементы просветления и составные элементы Пути — без притока

аффектов,

поскольку они классифицируются в составе пути практикования сосредоточения сознания и пути видения [Благородных истин]. Разумеется, существуют и мирское истинное воззрение1, и прочие [дхармы того же порядка], но они отнюдь не называются [составными элементами] Благородного пути2.

Остальные — двух видов.

Другие [условия], благоприятствующие просветлению, — с притоком аффектов и без притока. —

Сколько их и на какой из ступеней [существования]?

Все полностью — в первой дхьяне.

Все тридцать семь — на первой ступени йогического сосредоточения.

На предварительной ступени — [все], кроме радости. —

Почему на предварительной ступени йогического сосредоточения3 не существует радости? —

Потому что «граничное» сосредоточение4 сознания достигается только с приложением силы5, а также потому, что оно связано со страхом {возвращения] на более низкую ступень существования. 72.

Во второй — [все], кроме решимости.

На второй ступени йогического сосредоточения — тридцать шесть, за исключением истинной решимости, поскольку здесь отсутствует [дхарма ментальной] избирательности1.

В двух отсутствуют то и другое.

На третьей и четвертой ступенях йогического сосредоточения — тридцать пять, ввиду отсутствия здесь радости и решимости.

В промежуточной дхьяне — также.

[Здесь] также тридцать пять ввиду отсутствия тех же самых двух [условий, благоприятствующих просветлению].

В трех [сферах] не-форм — их обоих и составных элементов нравственности2.

Имеется в виду отсутствие. В трех [первых] сферах мира не-форм — тридцать два, поскольку здесь отсутствуют истинная речь, истинная деятельность и истинный образ жизни3, а также радость и решимость.

73. В чувственном мире и на Вершине существования отсутствуют составные элементы просветления и пути1.

В этих [сферах существования] наличествуют только двадцать два условия, благоприятствующие просветлению, ибо здесь нет чистого, [то есть не подверженного притоку аффектов], пути2. —

При каких обстоятельствах происходит обретение «совершенной веры»3 у того, кто культивирует условия, благоприятствующие просветлению?

При видении трех Истин — обретение совершенной веры в нравственность и в Дхарму (Учение);

74- при полном постижении пути — также и в Будду и Его Сангху.

Тот, кто постигает1 Благородные истины страдания, возникновения и прекращения, обретает чистую, совершенную веру в Дхарму (Учение), а также в нравственные нормы2, дорогие для благородных.

Тот, кто постигает Истину пути, обретает совершенную веру в Будду и в Сангху его шраваков (учеников), [ибо внутренняя сущность этой Истины —Будда и Сангха]3.

Вера в них есть вера в дхармы тех, кому более нечему учиться, которые и создают будд; это также вера в дхармы обучающихся и тех, кому более нечему учиться, которые и создают Сангху4.

Слово «также» означает, что тот, кто постигает Истину пути, обретает совершенную веру в нравственность и в Дхарму5. —

Что означает здесь [слово] Дхарма?

Дхарма — это три Истины, а также путь1 Бодхисаттвы и Пратьекабудды.

Итак, вследствие постижения четырех Истин, происходит обретение совершенной веры в Дхарму. Ее разновидности, выделенные на основании предмета веры, называются четырьмя совершенными верами2. Они,

75. в действительности, есть две

Jсущности] — вера и нравственность3.

[Разновидности] совершенной веры в Будду, Дхарму и Сангху по своей внутренней природе есть вера, а в [конкретные] добродетели —нравственность. Таким образом, есть две реальные сущности4.

Далее [спрашивается]: они с притоком аффектов или без притока?

Эти [разновидности] совершенной веры с непреложностью

чистые. —

Что означает [термин] «совершенная вера»? —

Это чистая вера, возникающая вслед за постижением Истин как они есть5. Последовательность здесь такова: она проявляет (выражает) себя6 сразу же по выходе [из состояния йогического сосредоточения].

Как она себя проявляет? —

[В словах]: «О, Бхагаван есть Истинно просветленный! Прекрасно изложена его Дхарма-Виная! Прекрасна деятельность Сангхи его учеников!» [так выражает себя чистая вера, ибо Будда, Дхарма и Сангха] — это, соответственно, врач, лекарство и те, кто оказывают помощь друг другу7.

Чистота нравственности порождена чистотой сознания, поэтому она названа четвертой, [то есть последней] при перечислении. У того, кто так верит8, такое же и поведение9.

Или же [чистота нравственности перечисляется последней], потому что она есть желанное здоровье10, либо потому что это как в случае с проводником, дорогой, спутниками и повозкой11. —

Как сказано в сутре: «Тот, кто находится в процессе обучения, обладает восемью составными элементами [пути обучающегося], а тот, кто более не нуждается в обучении, — десятью»12. Почему в связи с обучающимся не названы также истинное освобождение и знание истинного [освобождения]?

Освобождение не названо как составной элемент [пути] обучающегося, поскольку он связан [путами].

Тот, кто находится в процессе обучения, связан по причине опутанности аффектами13 и другими [оковами]. Каким же образом можно рассматривать как освобожденного того, кто остается связанным? Ведь не называют же свободным того, кто, будучи связанным, в какой-то части14 свободен от пут. А при отсутствии освобождения как можно установить наличие знания освобождения?

Однако тот, кому более нечему учиться, поскольку он абсолютно свободен от оков всех аффектов, отличается и освобождением, и личным знанием относительно этого [освобождения]. Поэтому слова [сутры о десяти составных элементах пути] относятся15 только к нему. —

Что понимается здесь под освобождением?

Оно бывает двух видов: причинно-обусловленное и абсолютное, [то есть причинно-необусловленное]. 416

Из них

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме 64- Достигший прекращения — освобожденный обоими; другой — IосвобожденныйJ посредством мудростиг.:

  1. [О способах достижения достоверного знания посредством идей и посредством разума]
  2. ДРУГОЙ ПУТЬ
  3. ДРУГОЙ И ЧУЖИЕ КРАЯ
  4. Я есть некто другой
  5. § 2. Другой: А-дьё Левинасу
  6. ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОЙ ПРИЧИНЫ
  7. ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОЙ ПРИЧИНЫ
  8. ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОЙ ПРИЧИНЫ
  9. ПРИПИСЫВАНИЕ ДРУГОЙ ПРИЧИНЫ
  10. Другой - не такой, как Я сам
  11. § 2. Другой курс: перспективы Европы
  12. § 4. Передача дела из одного суда в другой
  13. § 4. Платежи посредством векселей и чеков
  14. А. У. Блэкмен ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  15. Изменение посредством преобразования
  16. [О рассуждении посредством идей]