<<
>>

III. СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СИМВОЛИЗМ КАК ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ БОГА? РАЗМЕЖЕВАНИЕ ШЕЛЛИНГА С ГЕГЕЛЕМ

Проведенный анализ шеллинговской концепции абсолютного духа показывает, что в контексте его рассуждений даже сама божественная Троица как таковая должна быть осмыслена как результат акта свободного полагания, осуществляемого абсолютным духом. Это значит помимо прочего, что априорно мы даже не можем знать, существуют ли божественные Личности на самом деле, ибо их существование зависит от свободного решения абсолютного духа. Ведь если бы мы могли априорно показать, что абсолютный дух устроен так, что из этого его устройства некое бытие - в данном случае бытие Троицы - вытекает с силой логической необходимости, то это значило бы, что его отношение к этому бытию не постигается нами как свободное.
Поэтому все, что было сказано выше о полагании «напряжения» и его снятии, о теогоническом процессе и его «результате» в изъявительном наклонении, должно быть на самом деле переведено в наклонение сослагательное, ибо речь шла лишь о том, что произошло бы, если бы абсолютный дух решил реализовать усматриваемую им в самом себе возможность свободного полагания иного - отличного от его собственного - бытия. Это значит, однако, что спекулятивное мышление как таковое сталкивается здесь с одной принципиальной трудностью. Она определяется следующим.

Вернемся снова к Гегелю. Обращение достигнутого в гегелевской системе результата содержит в себе ещё одну принципиальную проблему, требующую артикуляции и разрешения, коль скоро это обращение должно приниматься всерьёз и проводиться последовательно. Это - проблема соотношения конечного и абсолютного духа. С одной стороны, абсолютный дух есть у Гегеля результат спекулятивной возгонки человеческого сознания. С другой стороны, он есть абсолютное первоначало. У этого парадокса есть разрешение, которое на самом деле не только не противоречит общему контексту гегелевской системы, но, по-видимому, является единственным путём, на котором может быть реализован замысел Гегеля. Это разрешение содержит в себе ход мысли, который также не высказан Гегелем в явной форме, ибо для этого опять-таки необходим более дифференцированный по сравнению с гегелевским понятийный аппарат.

<< | >>
Источник: Кричевский А.В.. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФ РАН,.. 2009

Еще по теме III. СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СИМВОЛИЗМ КАК ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ БОГА? РАЗМЕЖЕВАНИЕ ШЕЛЛИНГА С ГЕГЕЛЕМ:

  1. 2. Снятие религии в философии по Гегелю как снятие религиозного представления в спекулятивном символизме Спекулятивная теология
  2. 3. Внутренняя ограниченность установки спекулятивного символизма. Возможный взгляд с позиции Шеллинга Основной контраргумент
  3. 1. Основная интуиция спекулятивного символизма
  4. Снятие религиозного представления в спекулятивном символизме
  5. Глава десятая О НЛИІЕМ ПОЗНАНИИ БЫТИЯ БОГА
  6. Шеллинг и Гегель - противоположности.
  7. 13 (29). ГЕГЕЛЬ - ШЕЛЛИНГУ
  8. I. ПРЕТЕНЗИИ ШЕЛЛИНГА К ГЕГЕЛЮ
  9. 5 (11). ГЕГЕЛЬ - ШЕЛЛИНГУ
  10. (16). ШЕЛЛИНГ — ГЕГЕЛЮ [Штутгарт, январь 1796 г.]
  11. 4 (10). ШЕЛЛИНГ - ГЕГЕЛЮ Тюбинген, 4 февраля [17]95 г.
  12. 37 (95). ГЕГЕЛЬ - ШЕЛЛИНГУ Бамберг, 1 мая 1807 ґ.
  13. 6 (13). ШЕЛЛИНГ — ГЕГЕЛЮ Тюбинген, 21 июля [17]95 г.
  14. 30 (82). ГЕГЕЛЬ — ШЕЛЛИНГУ Иена, 3 января 1807 г.