<<
>>

28. Когда [объект, который] должен быть оставлен с помощью видения [Истины] страдания, устранен, [но индивид] связан [с ним] посредством остальных универсальных [аффектов], или когда при устраненном [аффекте] первого вида [интенсивности индивид сохраняет с ним связь] благодаря остальным загрязнениям [сознания], имеющим его своей опорой1.

При возникшем знании страдания [и еще] не возникшем знании возникновения [страдания]2 совокупность загрязнений сознания, устраняемых посредством видения [Истины] страдания, оказывается устраненной. Однако и при их устранении [индивид] остается связанным [с ними] благодаря универсальным аффектам, имеющим их своими объектами, которые устраняются посредством видения [Истины] возникновения страдания3.

То же самое и с совокупностью [аффектов] девяти видов [интенсивности]4, устраняемых посредством практики созерцания: когда первый из них оказывается устраненным, следует иметь в виду, что [индивид остается] связанным с этим, уже устраненным, [аффектом] благодаря остальным аффектам, имеющим его в качестве своей опоры.

Сколько аффективных предрасположенностей «прилипает» к каким объектам — детальное рассмотрение этой проблемы порождает крайнее многословие. Поэтому [вайбхашики] прибегают к обобщенному комментарию5. Как мы можем ответить на огромный поток вопросов с помощью столь малых усилий? Говоря кратко,

это — шестнадцать видов дхарм: пять видов6 в каждой из трех сфер существования—в чувственном мире, мире форм и мире не-форм —и чистые дхармы. Состояния сознания7 — также шестнадцать этих видов. Зная, какая дхарма выступает объектом какого состояния сознания, мы можем вывести, сколько аффективных предрасположенностей находят поддержку, «прилипают» к той или иной дхарме.

29. Устраняемые посредством видения [Истины] страдания и его причины, [а также] практики созерцания, [дхармы] чувственного мира представляют сферы [деятельности] трех [видов сознания] своего [уровня существования], одного [вида сознания] мира форм и чистого сознания.

[Сложное слово в карике] разлагается на составные элементы1 следующим образом: Трех своего [означает]: своего [уровня существования] и трех [видов сознания, функционирующих] здесь; одного мира форм [означает]: одного [вида сознания], обретенного в мире форм2.

Что касается чувственного мира, то относящиеся к нему дхармы, устраняемые посредством видения [Истин] страдания, возникновения [страдания] и практики созерцания, выступают объектом пяти видов сознания. [Здесь же имеются в виду] лишь три из них, относящиеся к своей сфере существования, один [вид сознания] более высокой сферы существования, устраняемый только посредством практики созерцания, и чистое сознание.

30. [Такие же категории дхарм] мира форм

[представляют сферы деятельности] трех [видов сознания] своего собственного и более низкого [уровней существования], одного [вида сознания] более высокого

[уровня существования] и чистого сознания.

Те же самые три категории дхарм, относящиеся к миру форм, выступают объектом восьми видов сознания: три из них — своей собственной сферы существования, еще три — более низкой сферы существования, один, устраняемый только посредством практики созерцания, — более высокой сферы существования, [то есть мира не-форм], и один — чистого [сознания].

[Те же самые категории дхарм] мира не-форм представляют сферы деятельности трех [видов сознания] трех [уровней существования] и чистого [сознания].

Те же самые три категории дхарм, относящиеся к миру не-форм, выступают объектом десяти видов сознания: трех видов сознания, присущих каждой из трех сфер существования, и чистого [сознания].

Итак, дхармы трех сфер существования, устраняемые посредством видения [Истин] страдания, возникновения [страдания] и практики созерцания, рассмотрены.

31. Дхармы, устраняемые посредством видения [Истин] прекращения и пути, представляют сферы деятельности всех

[перечисленных ранее видов сознания] и своего собственного.

Здесь имеется в виду устраняемое посредством видения [Истин] прекращения [страдания] и пути свое собственное сознание [дхарм, то есть аффективных предрасположенностей], устраняемых посредством видения [Истин] прекращения [страдания] и пути.

Данные дхармы должны пониматься как объект этого дополнительного1 вида сознания. —

Что это означает? —

Дхармы, устраняемые посредством видения [Истины] прекращения страдания, которые относятся к чувственному миру, выступают объектом шести видов сознания: пяти упомянутых ранее и самого этого сознания, устраняемого посредством видения [Истины] прекращения страдания. То же самое и в случае [с дхармами], устраняемыми посредством видения [Истины] пути: пять упомянутых ранее [состояний сознания] и само состояние сознания, устраняемое посредством видения [Истины] пути.

Точно так же [и в случае с дхармами], относящимися к миру форм и миру неформ, которые устраняются посредством видения [Истин] прекращения страдания и пути: они выступают объектом, соответственно, девяти или одиннадцати видов сознания, [упомянутых ранее], и самого сознания, устраняемого посредством видения [Истин] прекращения страдания и пути.

Итак, дхармы пяти категорий2, относящиеся к трем сферам существования, рассмотрены.

Чистые [дхармы] являются объектами трех последних [категорий сознания] трех сфер существования и чистого [сознания].

Чистые, то есть неподверженные притоку аффектов, дхармы являются объектом десяти видов сознания: трех последних категорий [сознания всех] трех сфер существования, устраняемых посредством видения [Истин] прекращения страдания, пути и практики созерцания, и самого чистого сознания.

Все сказанное ранее суммируется в полутора шлоках:

«[Дхармы] трех сфер существования, устраняемые посредством видения [Истин] страдания и его причины, выступают объектами пяти, восьми и десяти [видов] сознания; чистые — объектами десяти. [Дхармы], устраняемые посредством видения [Истин] прекращения страдания и пути, выступают объектами всех [перечисленных видов сознания] и своего собственного».

Установив таким образом различение шестнадцати [видов] дхарм в качестве объектов шестнадцати [состояний] сознания, следует затем определить способ действия аффективных предрасположенностей. Здесь мы покажем лишь его [общее направление]3. —

«Сколько аффективных предрасположенностей "прилипает" к состоянию сознания как опора приятного ощущения?» — задавшись этим вопросом, рассмотрим его подробнее.

Приятное ощущение (наслаждение) бывает семи видов: относящееся к чувственному миру [и] устраняемое посредством практики созерцания; пять видов, относящихся к миру форм, и чистое [ощущение]4.

Оно является объектом сознания двенадцати видов: четырех категорий [сознания], относящегося к чувственному миру, за исключением [состояния сознания], устраняемого посредством видения [Истины] прекращения страдания; пяти категорий [сознания] мира форм и двух категорий [сознания] мира не-форм, устраняемых посредством видения [Истины] пути и практики созерцания; чистого сознания5. Таково сознание двенадцати видов6, имеющее объектом приятное ощущение. К нему, соответственно, «прилипают» четыре группы [аффективных предрасположенностей] чувственного мира, [предрасположенности] мира форм, имеющие своим объектом [все] причинно-обусловленное, две группы мира не-форм и универсальные аффективные предрасположенности — так это следует понимать. —

Сколько аффективных предрасположенностей «прилипают» к сознанию, имеющему своим объектом [состояние сознания], имеющее объектом приятное ощущение7? —

В свою очередь, объектом какого сознания [выступает] это сознание двенадцати видов, имеющее своим объектом [состояние сознания], имеющее объектом приятное ощущение? —

Этого же самого [сознания] двенадцати видов, с добавлением двух категорий [сознания] мира не-форм, устраняемых посредством видения [Истин] страдания и возникновения. Таково сознание четырнадцати видов, имеющих объектом [состояние сознания], имеющее объектом приятное ощущение. К нему «прилипают» четыре группы аффективных предрасположенностей чувственного мира и мира не-форм — с добавлением двух [аффективных предрасположенностей] мира не-форм, устраняемых посредством видения [Истин] страдания и возникновения страдания, — и [аффективные предрасположенности] мира форм, имеющие своим объектом [все] причинно-обусловленное, — так это следует понимать.

Подобным же образом нужно подходить и к другим [психическим способностям]8. —

Всегда ли аффективные предрасположенности «прилипают» к тому состоянию сознания, которое «наделено ими»9 ввиду наличия аффекта? —

«Прилипают», находят подкрепление те аффективные предрасположенности, связанные с данным состоянием сознания, которые не устранены и объект которых также не устранен. [Наоборот], связанные с данным состоянием сознания аффективные предрасположенности, которые устранены, и объект которых также устранен, «не прилипают», не находят подкрепления.

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме 28. Когда [объект, который] должен быть оставлен с помощью видения [Истины] страдания, устранен, [но индивид] связан [с ним] посредством остальных универсальных [аффектов], или когда при устраненном [аффекте] первого вида [интенсивности индивид сохраняет с ним связь] благодаря остальным загрязнениям [сознания], имеющим его своей опорой1.:

  1. РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ УЧЕНИЕ ОБ АФФЕКТАХ ЧЕРНОЕ ЗЛО АФФЕКТОВ: БУДДИЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ СТРАДАНИЯ
  2. 8. Проблема аффектов в античной психологии Концепция аффектов у Аристотеля.
  3. 5. Четыре — долженствующие быть устраненными посредством практики созерцания1.
  4. ГЛАВА I КАК ЗНАНИЯ, КОТОРЫМИ МЫ ОБЯЗАНЫ ПРИРОДЕ, ОБРАЗУЮТ СИСТЕМУ, ГДЕ ВСЕ ПОЛНОСТЬЮ СВЯЗАНО; И КАК МЫ ЗАБЛУЖДАЕМСЯ, КОГДА ЗАБЫВАЕМ УРОКИ ПРИРОДЫ
  5. Когда «умирает» и когда «рождается» жанр?
  6. Предъявление обвинения, когда обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство
  7. ВАСУБАНДХУ УЧЕНИЕ ОБ АФФЕКТАХ (ПЕРЕВОД С САНСКРИТА)
  8. 76. избавление от аффектов — абсолютное, а неуклонная решимость — причинно-обусловленное1.
  9. Неуязвимый, или Что делать, когда тебя критикуют?
  10. Когда возникает, изменяется и прекращается обязанность по уплате налога или сбора?
  11. 35. в чувственном мире аффекты, за исключением невежества, в своих активных проявлениях [представляют] наплыв чувственности1.
  12. ГЛАВА 2, в которой повествуется, как Старец встретил бы благочестивого читателя, если бы этот последний побывал у Старца, когда пришел поклониться святыням Гефсиманского Скита
  13. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА (ГОСТ 7.1-84). ОН МОЖЕТ БЫТЬ РАЗБИТ НА РАЗДЕЛЫ:
  14. ” Когда проблема становится проблемой" или Личностные корреляты трудностей юношеского самоопределения
  15. 19. Теория познания и теория аффектов Б. Спинозы
  16. А. ЖИВОЙ индивид
  17. Институционализированный индивид
  18. Глава 11. Политическая социализация индивида
  19. ИНДИВИД И МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  20. Подготовка индивидов к межкультурному взаимодействию