<<
>>

1. корень бытия—[это] аффективные предрасположенности1.

Аффект при полном своем проявлении осуществляет десять функций: он укрепляет свой корень2, обеспечивает непрерывность протекания, приготовляет поле4, приводит к естественному результату5, вызывает действие, обеспечивает свое [будущее] условие6, вводит в заблуждение относительно объекта сознания7, направляет поток сознания [к новому существованию]8, уводит прочь от благого и служит оковами, ибо не позволяет выйти за пределы сферы [собственного] существования9. —

Сколько [таких] аффективных предрасположенностей? —

Всего их шесть. —

Каковы они?

Шесть: страсть, отсюда — отвращение, гордыня и неведение, ложное воззрение и сомнение.

Слово «отсюда» имеет целью показать, что благодаря страсти другие [аффекты] «прилипают» к своему объекту10, находят в нем подкрепление.

Мы объясним это в дальнейшем.

Эти шесть аффективных предрасположенностей1 при разделении страсти на два вида рассматриваются в сутре как семь:

предрасположенность к страсти к чувственным объектам, предрасположенность к отвращению, предрасположенность к существованию, предрасположенность к гордыне, предрасположенность к неведению, предрасположенность к ложным взглядам и предрасположенность к сомнению2. —

Как здесь следует понимать [сложное слово] «к страсти к чувственным объектам»3: как предрасположенность (диспозицию), которая и есть именно страсть к чувственным объектам, или же как предрасположенность к страсти к чувственным объектам, отличную от страстного влечения к чувственным объектам? —

А что следует из такого [различения]? —

Если считать, что страсть к чувственным объектам — это и есть аффективная предрасположенность4, то это входит в противоречие с сутрой, в которой сказано: «Тот, кто не слишком часто пребывает в состоянии сознания, одержимом страстью к чувственным объектам, хорошо знает, как избавиться от возникшей одержимости страстью; у такого [человека] эта одержимость, будучи полностью лишенной [своей] силы, устраняется вместе с предрасположенностью»5.

Если же объяснять [сложное слово] как предрасположенность к страсти к чувственным объектам, то, поскольку отсюда следует, что предрасположенность есть [дхарма], не связанная [с сознанием]6, такое толкование противоречит Абхидхарме, в которой сказано: «предрасположенность к страстному влечению ко [всему] чувственному связана с тремя психическими способностями»7.

Вайбхашики считают, что страсть к чувственному есть именно предрасположенность (диспозиция).

То же самое относится и к другим предрасположенностям, кончая сомнением, которое также есть именно аффективная предрасположенность. —

Но разве сказать так не значит вступить в противоречие с сутрой? —

Здесь нет противоречия. [Сказанное в сутре] «вместе с предрасположенностью» означает «вместе с последствиями»8. Либо же в сутре слово «предрасположенность» служит метафорой «обладания», подобно тому как огонь [есть метафорическое обозначение] страдания.

В Абхидхарме, однако, ключевое слово «предрасположенность» означает именно аффект9, поскольку способ выражения здесь основывается на дефиниции10. Следовательно, аффективная предрасположенность связана [с сознанием]. —

Как это устанавливается? —

На основании того, что аффективные предрасположенности «загрязняют сознание и противодействует благому»11. Иными словами, поскольку сознание загрязняется аффективными предрасположенностями и не возобновляется как благое или же утрачивается в прежнем [благом качестве], постольку они не могут быть не связанными [с сознанием]. —

Но сознание может быть таковым и под воздействием [дхарм], не связанных с сознанием12. —

Оно никогда не бывает благим, ибо [если аффективные предрасположенности не были бы связаны с сознанием], они всегда бы обладали свойством наличия, [и благое не могло бы возникнуть]. Однако благое существует. Поэтому [и говорится]: «... поскольку благое существует, то в таком случае аффективные предрасположенности не бывают не связанными [с сознанием]»13. —

Это высказывание бессодержательно, поскольку тот, кто трактует аффективную предрасположенность как не связанную [с сознанием], вовсе не приписывает все это ее наличию, но считает, что [«загрязненные сознания» и прочее] вызываются самим аффектом [в его активном проявлении]14.

Правильной является точка зрения саутрантиков. —

А что они считают? —

Аффективная предрасположенность (диспозиция) как страсть к чувственным объектам есть предрасположенность к страстному влечению к чувственным объектам, но сама она не является ни связанной с сознанием, ни не связанной с ним, поскольку сама по себе она не представляет отдельную реальную сущность15.

Дремлющий (латентный) аффект называется аффективной предрасположенностью, а пробужденный — состоянием одержимости [аффектом]16. —

Что представляет собой его дремлющее состояние? —

Непрерывность существования в качестве семени непроявленного [аффекта]. —

Что такое его пробуждение? —

Существование в проявленном состоянии. —

Что называется существованием в качестве семени? —

Потенциальная способность вызывать аффекты у индивида17, порожденная прежними аффектами. Это как способность вызывать воспоминание, порожденная знанием того, что было в [прежнем] чувственном опыте, или как способность приносить зерна риса, [принадлежащая корню], стеблю и т.д., порожденная рисовым зерном.

Тот, кто полагает, что семя аффективности есть нечто иное, нежели аффекты18, не связанное [с сознанием и называемое] аффективной предрасположенностью, должен будет допустить также, что семя памяти есть нечто иное, нежели память. —

А как, в таком случае, [следует понимать] сказанное в сутре «о шести

шестерках»19: «При испытывании наслаждения существует аффективная предрас-

20

положенность — страсть» . —

Из того, что [в сутре] сказано «существует», [вовсе не следует], что страсть именно в этот момент и есть аффективная предрасположенность21. —

Когда же она является таковой? —

Если она пребывает в дремлющем состоянии.

Либо же ее следует рассматривать как метафорическое обозначение причины22. Впрочем, довольно умозрительных рассуждений! Вернемся к нашей шастре.

В чем состоит различие между страстью к чувственным объектам и страстью к существованию, которое проводится в сутре? Что такое страсть к существованию?

Страсть к существованию возникает относительно двух сфер23.

Страстное влечение к миру форм и к миру не-форм называется страстью к существов анию 24. —

Почему оно так называется? —

Оно получает это название

вследствие направленности на них и для отвращения от идеи, что они и есть освобождение25.

[У обитателей] этих сфер существует, как правило, страстное влечение к сосредоточению сознания, и оно направлено вовнутрь [собственной индивидуальности]; поэтому оно и называется «страсть к существованию» [в этих сферах]26.

Согласно [вайбхашикам], об этих двух сферах существования сказано для того, чтобы отвратить некоторых [индивидов] от ошибочной идеи, [что обе сферы и есть] освобождение27.

[Учитель считает, что слово] «существование» обозначает именно индивида28 как непрерывную последовательность [психосоматических] состояний. Живые существа при йогическом сосредоточении испытывают вкус как сосредоточения, так и собственной индивидуальности; они испытывают вкус именно потока психосоматических состояний, [но не чувственных объектов], поскольку освободились от чувственных влечений. Вот почему такое страстное влечение названо страстью к

"2Q

существованию .

Далее. В Абхидхарме эти шесть аффективных предрасположенностей образуют

ЯП

десять JU.

Как это получается?

3. Пять воззрений — это ложные взгляды относительно реальности «личности», ложные взгляды как таковые, ересь привязанности к крайним взглядам, а также привязанность к еретическим воззрениям и привязанность к обетам

и ритуалам; отсюда — десять1.

Шесть аффективных предрасположенностей при разделении ложных взглядов на пять видов дают в сумме десять.

Пять из них, имеющие своей природой ложные воззрения2, —это вера в реальность «личности»3, ересь приверженности к крайним точкам зрения4, ложные взгляды как таковые (ересь отрицания)5, привязанность к еретическим воззрениям6 и привязанность к ложной практике обетов и ритуалов7.

Страсть, отвращение, гордыня, неведение и сомнение по своей природе подобны ложным воззрениям.

В свою очередь, эти десять [аффективных предрасположенностей] рассматриваются в Абхидхарме как 98 аффективных тенденций: 36 из них свойственны чувственному миру, 31 — миру форм и 31 — миру не-форм8. —

Как это получается? —

В своей совокупности эти аффективные предрасположенности, свойственные всем трем сферам существования, устранимы посредством видения [Благородных истин] и посредством практики йогического сосредоточения (созерцания)9.

32 из них, относящиеся к чувственному миру, должны быть устранены посредством видения. —

Каковы они? [Автор] говорит:

4.

Эти десять, семь, семь, восемь, за исключением трех или двух воззрений,

последовательно устраняются в чувственном мире видением [Истины] страдания и [трех] других1.

Эти десять аффективных предрасположенностей, о которых говорилось выше, полностью устранимы в чувственном мире посредством видения Истины страдания.

Семь из них устранимы посредством видения [Истины] возникновения страдания; семь — посредством [видения Истины] прекращения [страдания], при исключении ложной веры в реальность «личности», ереси приверженности к крайним точкам зрения и привязанности к ложной практике обетов и ритуалов. Восемь устранимы посредством видения [Истины] пути, исключая ложную веру в реальность «личности» и ересь приверженности к крайним точкам зрения2. Таким образом, эти 32 аффективные предрасположенности (тенденции), свойственные чувственному миру, должны быть устранены посредством видения, ибо их прекращение [достигается] только видением [Благородных] истин3.

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме 1. корень бытия—[это] аффективные предрасположенности1.:

  1. 1. корень бытия—[это] аффективные предрасположенности1.