<<
>>

«Невозвращающиеся»: разнообразие возможностей вступления в Нирвану

Подвижник, устранивший девятую категорию аффектов, говорит Васубандху, с необходимостью достигает высшей цели религиозной жизни. Но возникает вопрос — каким образом это происходит? В канонических текстах зафиксированы пять возможностей вступления в Нирвану, то есть пять вариантов обретения архатства.
«Невозвращающийся» может войти в статус архата в промежуточном состоянии, отделяющем смерть от нового рождения; при рождении; с применением усилия; без усилия; при устремлении ввысь.

Приводя данную каноническую классификацию, автор «Энциклопедии Абхидхармы» указывает, что она была положена в основу выделения пяти типов анага- минов, достигающих освобождения в мире форм.

Первый из них — это анагамин, вступающий в Нирвану в промежуточном существовании, пребывая между смертью и новым рождением.

Учитель Асанга различал среди анагаминов данного типа три разновидности. Одни йогины, говорил он, входя в промежуточное существование, уже устранили оковы нового рождения, но еще не отбросили оковы становления. А поэтому, актуализировав путь, ведущий к Нирване, они освобождаются от оков становления именно в промежуточном существовании, и новое рождение им уже не требуется. Другие, войдя в промежуточное существование, актуализируют путь в ожидании нового рождения. Но таковое не возникает, ибо путь приводит их к окончательному освобождению от страдания. Третьи, продвигаясь в промежуточном существовании к новому рождению, противятся его обретению и принимают решение актуализировать путь. Тем самым они кладут конец страданию и вступают в Нирвану, не рождаясь (L'AS, с. 155).

Эта введенная Асангой троичная классификация свидетельствует об уверенности буддийских учителей, что и во время пребывания между смертью и новым рождением практикование пути оказывается для «невозвращающихся» возможным и приводит их в Нирвану.

Второй тип анагаминов — достигающие Нирваны при рождении.

Это те, говорит Васубандху, кто вскоре после рождения обретает полное освобождение вследствие ревностно и естественно практикуемого пути. При этом пять групп дхарм, образующих психосоматическую индивидуальность йогина, продолжают сохраняться, а, следовательно, он вступает в прижизненную Нирвану.

В «Вибхаше» такая зафиксированная в текстах канона ситуация разъясняется следующим образом: «Если у архата—человека, полностью избавившегося от всех пороков, — жизнь продолжается, непрерывный поток великих элементов и производной материи не пресекается и поток сознания, имеющий своим субстратом тело, наделенное органами чувств, продолжает функционировать, то разрушение оков, осуществленное этим архатом, получает наименование Нирваны, обретенной при данной жизни» (L'AK, VI. 37, с.211, примеч.3).

Но многие ученики недоумевали — что подразумевается под ревностным, естественно практикуемым путем?

Васубандху так характеризует эту практику естественно развертывающегося йогического созерцания: она начинается спонтанно и мощно сразу же после рождения анагамина, относящегося к данному типу, и бывает наделена неослабевающей энергией. Такой путь, подчеркивает автор «Энциклопедии Абхидхармы», осуществляется без приложения усилий и без необходимости осознанной активности.

Третий тип анагаминов включает в себя освобождающихся посредством усилия, то есть вступающих в Нирвану благодаря активной формирующей деятельности сознания. Подвижник с применением усилия, то есть отнюдь не спонтанно, актуализирует путь, ведущий к полному исчерпанию страдания, и обретает освобождение, ни на минуту не ослабляя своих стараний. Практика такого йогина ревностна — проникнута неослабевающей энергией. Но коль скоро она осуществляется с применением усилия, такое свойство, как спонтанность, в ней отсутствует.

Четвертый тип —это анагамины, без усилий достигающие Нирваны уже в этой жизни или же в момент кончины. Практика йогического сосредоточения протекает у подвижников этого типа самопроизвольно, абсолютно спонтанно и в силу этого не нуждается в ревностности.

Из вышеназванных четырех типов «невозвращающихся», как отмечает Васубандху, второй характеризуется наиболее спонтанной и энергичной практикой йогического сосредоточения.

Аффективные предрасположенности анагаминов данного типа крайне слабы, именно потому такие йогины вступают в Нирвану при рождении.

Пятый тип включает в себя анагаминов, «устремленных ввысь». Это определение указывает на отличительную черту их практики, состоящую в продвижении вверх по ступеням существования — дхьянам. А это означает, что такие йогины входят в Нирвану, пребывая не в той космической сфере, где были рождены.

«Устремленные ввысь» подразделяются, в свою очередь, на две разновидности в зависимости от способа их практики и того уровня существования, к которому они устремляются. Способы йогического сосредоточения, практикуемые ими, называются в канонических текстах «смешанными» и «несмешанными». Смешанная практика представляет собой комбинируемую по своему содержанию дхьяну, а несмешанная — это дхьяна некомбинированная. Высшей целью «устремленности ввысь» является достижение освобождения на небе Акаништха либо же на вершине существования.

Йогин, комбинирующий содержание дхьяны, достигнув в своем устремлении неба Акаништха, именно там и обретает полное освобождение.

«Невозвращающиеся», устремленные ввысь, подразделяются в зависимости от содержательных особенностей своей практики на «перепрыгивающих», «перепрыгивающих половину [ступеней]», «ушедших отовсюду». Эти три разновидности устремленных ввысь анагаминов не отмечены в канонических сочинениях. Они рассматриваются только в «Энциклопедии Абхидхармы». Упоминания о подобных «прыгунах», «полупрыгунах» и «ушедших» не обнаруживаются ни у Асанги, ни у Дхармашри.

«Перепрыгивающим» Васубандху называет такого анагамина, который, «смешав в этом мире [все] дхьяны и вкусив аромат лишь первой из них, рождается среди богов [класса] Сонмища Брахмы вследствие утраты трех [более высоких дхьян]» (КЙ, с. 425). Смешав на данном уровне мира форм четвертую дхьяну благодаря прежней практике йогического созерцания и закончив свое существование в этой божественной сфере, он, как говорит автор «Энциклопедии Абхидхармы», рождается затем среди богов неба Акаништха.

Особенность практики такого йогина заключается в следующем. Осуществляя созерцание, он в своем йогическом сосредоточении не погружается ни в одно из состояний, соответствующих каждому из четырнадцати ярусов промежуточных небес, которые отделяют первое небо мира форм от последнего. В силу таковой особенности он и получает наименование «перепрыгивающий», или «прыгун».

«Перепрыгивающий половину [ступеней]» — тот, кто по завершении своего существования в сфере богов Сонмища Брахмы обретает новое рождение среди богов Пяти Чистых Местопребываний и именно в этом рождении достигает неба Акаништха, перепрыгивая с одной ступени существования сознания на другую.

Но благородный —йогин, одолевший путь видения Истин и избравший стезю достижения архатства, подчеркивает Васубандху, никогда не рождается среди богов класса Великих Брахманов. Этот космический ярус есть место, населенное носителями ложных воззрений — йогинами брахманистских направлений. Там господствует только одна на ложных основаниях почитаемая ими божественная персона — Великий Брахма. Обитатели этой небесной сферы пребывают в сетях заблуждения, удерживающих их в круговороте рождений. Они почитают Брахму как творца всего сущего и фанатично веруют в сотворенность Вселенной и реальность акта божественного зодчества, хотя предметы почитания и веры абсолютно ложны.

Любой благородный, подчеркивает автор «Энциклопедии Абхидхармы», выше по своей духовной продвинутости, нежели Великий Брахма, поскольку является последователем Истинного учения. Сонмище Брахмы объединяет в себе последователей еретических учений, опирающихся на ложную веру в сакральность Вед, в реальность «Я», приверженцев практики брахманских обетов и ритуалов.

Именно такая характеристика, даваемая Васубандху брахманам — подвижникам и аскетам, — показывает всю напряженность полемики между буддизмом и ортодоксальными направлениями религиозно-философской мысли раннесредневековой Индии.

«Ушедший отовсюду»—это анагамин, который, пройдя все прочие ярусы мира форм, вступает на небо Акаништха, покинув Сонмище Брахмы и пройдя через сферы жрецов Брахмы и другие, включая четвертое Чистое Местопребывание, именуемое Сударшана и населенное Ясновидящими богами.

«Невозвращающийся» никогда не рождается повторно в космической сфере своего предыдущего рождения, и это становится возможным только благодаря особым достижениям в практике созерцания. Достигнутый духовный прогресс освобождает анагамина от привязанности сознания к былым местопребываниям, и он не возвращается ни туда, где родился, ни в низлежащие сферы.

Устремленный ввысь, направляющийся к Вершине существования, не комбинирует дхьяны. Он устремлен к тому высшему сосредоточению сознания, в котором не существует различения между сознанием и полным отсутствием оного. А поэтому он и практикует абсолютное успокоение сознания (шаматха). Он всецело посвятил себя йогическому сосредоточению — в отличие от анагамина, устремленного к небу Акаништха и приверженного практике видения, то есть мудрости.

Васубандху отмечает, что «устремленный ввысь» способен вступить в Нирвану еще до того, как окажется на небе Акаништха или погрузится в состояние саморастворения сознания, характерное для бхавагры (вершины существования). Это свидетельствует, что свойство иметь конечной целью продвижение ввысь, на небо Акаништха или к вершине существования, подразумевает возможность нового рождения после их достижения.

Итак, изложенная выше пятичленная типология анагаминов характеризует практику вступления в Нирвану в мире форм.

Но существует и иное множество «невозвращающихся» — те, кто достигает освобождения в мире не-форм. Оно представлено в «Энциклопедии Абхидхармы» с помощью четырехчленной типологии, указывающей на различия между анагаминами по способу вхождения в полную Нирвану в данной космической сфере. Всем им свойственна отрешенность от влечения к миру форм, и в силу этого, завершив там свое прежнее существование, они рождаются среди индивидов мира не-форм.

Четыре типа таких подвижников — это достигающие Нирваны при рождении; с применением усилий; без усилия и «устремленные ввысь». Но, как подчеркивает Васубандху, указанная типология может рассматриваться и как один класс, ибо в канонических текстах дифференциация «устремленных ввысь» отсутствует.

От пяти типов анагаминов, принадлежащих к миру форм, и анагаминов, идущих к миру не-форм и образующих в совокупности своих четырех разновидностей единый — шестой — тип, отличен тот «невозвращающийся», кто входит в Нирвану уже в этом настоящем рождении. Он представляет собой седьмой тип анагаминов — «обретающие полное освобождение в данном существовании».

Далее автор «Энциклопедии Абхидхармы» рассматривает вопрос об упоминающихся в канонических сутрах «девяти типах анагаминов, принадлежащих к миру форм». Он предлагает свое собственное разъяснение того, каким образом можно выделить именно девять таких типов.

Существуют, говорит Васубандху, три базовых типа «невозвращающихся», принадлежащих к миру форм. Одни анагамины достигают полного освобождения в промежуточном существовании — между смертью и новым рождением. Другие —в момент рождения. Третьи — будучи «устремленными ввысь».

Каждый из этих трех может быть вторично распределен также по трем типам на основе анализа примеров обретения полного освобождения, приведенных самим

В^атава^о-іл Буддой и. запечатленных в текстах сутр. Васубандху показывает, по каким критериям могут строиться такие вторичные классификации. Так, анагамины, принадлежащие к базовому типу вступающих в Нирвану в промежуточном существовании, могут прийти к полному освобождению быстро либо не очень быстро или же им потребуется долгое время. Из этой вторичной классификации становится понятен ее критерий — время, необходимое анагамину для достижения полного освобождения.

Вторичная классификация вступающих в Нирвану при рождении построена по критерию характера их практики — степени самопроизвольности и энергичности йогического сосредоточения, ведущего к полному освобождению. Одни входят в Нирвану как бы по инерции. Их йогическое сосредоточение спонтанно и максимально энергично, и в момент рождения такие анагамины уже пребывают в Нирване.

Другим требуется усилие, поскольку самопроизвольного йогического сосредоточения у них не возникает. Но таковое усилие сознания, подкрепленное мощной энергией, вводит в Нирвану также в момент рождения.

Третьим нет нужды прилагать усилия — их йогическое сосредоточение имеет самопроизвольный характер. Но энергии не слишком много, и поэтому таким анага- минам требуется время для обретения полного освобождения. Однако и они также принадлежат к базовому типу «вступающих в Нирвану при рождении», ибо эти Благородные личности достигают состояния полного освобождения, уже будучи рожденными.

«Устремленные ввысь» различаются по трем вторичным типам в зависимости от содержания и особенностей их йогического созерцания. Это, по словам Васубандху, «перепрыгивающие», «перепрыгивающие половину [ступеней]» и «ушедшие отовсюду».

Наряду с вышеизложенным объяснением девяти типов анагаминов, принадлежащих к миру форм, автор «Энциклопедии Абхидхармы» предлагает и иное. Он указывает на общее для всех трех базовых типов основание вторичной классификации — степень быстроты, с которой достигается полное освобождение. Вступление в Нирвану в промежуточном существовании, при рождении, при «устремлении ввысь» может произойти быстро, не очень быстро, в течение долгого времени.

Васубандху проводит и системно-аналитическое рассмотрение различий между девятью типами анагаминов, построенное в зависимости от их деятельности, аффектов и психических способностей (индрий).

Три типа анагаминов могут быть выявлены по их различиям в отношении накопления кармических следствий. У одних кармические следствия исчерпываются при рождении. У других — после рождения, а у третьих — только в отдаленном будущем, то есть в последующих рождениях.

Необходимо в связи с вопросом о выделении этих трех типов анагаминов напомнить, что, согласно буддийскому учению о карме, накопление кармического следствия происходит ввиду обдуманности и завершенности действия, отсутствия как сожаления о содеянном, так и попыток заблокировать карму. А кроме того, и ввиду так называемого сопровождения действия (то есть дхарм, актуализировавшихся в момент осознанного деяния) и созревания следствия.

Далее три типа анагаминов выявляются и на основе различения степени активности аффектов. Соответственно этому правомерно говорить о слабом, среднем и сильном типах. А еще три — на основе степени развития у йогинов психических способностей, которые бывают высокоразвитыми, средними или слабыми.

Каждый анагамин может быть отнесен к какому-либо одному из указанных девяти типов. Таким образом, аналитическая девятичленная типология предстает в качестве своеобразной диагностической таблицы, аккумулирующей в себе канонические представления о различных способах вступления в Нирвану и характеристиках йогинов, достигающих полного освобождения в мире форм.

В канонических текстах, отмечает Васубандху, говорится о формах существования (гати) достойных личностей. Это требует отдельного разъяснения, так как термин «гати» применяется в строгом своем значении только к живым существам чувственного мира, каковыми в полном смысле «невозвращающиеся» уже не являются. Обретение плода невозвращения в чувственный мир не предполагает повторного рождения в этой космической сфере.

Яшомитра интерпретировал термин «гати» применительно к формам существования обучающегося Дхарме как совокупное обозначение настоящего рождения (ут- патти) и будущего (сампарая).

В «Сутре о формах существования», говорит Васубандху, названы семь форм (гати). Три, при которых полное освобождение достигается в промежуточном существовании, три — при рождении, а также «устремленные ввысь» (без внутреннего различениях их разновидностей).

Но почему же именно семь форм существования подобают достойным личностям? Только те, говорит Васубандху, кто обладают этими формами существования как перспективой обретения полного освобождения, ведут достойный образ жизни, совершая лишь благие деяния. Они чужды неблагому и недостойному — не отнимают чужой жизни, не берут того, что не было дано добровольно, н.е лгут, не употребляют опьяняющих веществ, отвращены от нецеломудрия. Для обретших эти формы существования нет движения вспять. Но к прочим обучающимся Дхарме, подчеркивает Васубандху, последнее не относится.

В канонической литературе «достойная личность» интерпретируется как «обучающийся, наделенный истинным воззрением». Как же понимать это определение в свете вышесказанного?

Свойство «быть достойной личностью», говорит Васубандху, спорадически проявляется и у обучающихся Дхарме, не достигших еще статуса анагамина. Это бывает в том случае, если они освободились от аффектов, устраняемых благодаря практике видения Истин, и от части аффективных несовершенств (доша), устраняемых посредством сверхмирского йогического созерцания. Свойство быть достойной личностью возникает благодаря обретению самоконтроля, противостоящего совершению пяти прегрешений — тех, что отвергаются буддийскими обетами. И поэтому оно может актуализироваться время от времени у каждого, кто обучается Дхарме.

Но только у «невозвращающихся» это свойство присутствует постоянно и не зависит в своих проявлениях ни от условий, ни от обстоятельств.

Подлинные достойные личности обладают религиозной дисциплиной, ставящей барьер безнравственности, благодаря чему они и не совершают прегрешений. Достойные личности освободились от всех категорий аффектов, подлежащих уничтожению посредством практики видения Истин, и от девяти категорий аффективных несовершенств, устраняемых посредством сверхмирского йогического сосредоточения.

Благородный, имеющий переходный тип рождения в чувственном мире, не рождается в других космических сферах. Переходный тип рождения означает, что йо- гин обретает плод невозвращения в промежуточном существовании и, родившись в статусе анагамина, достигает полного освобождения в данной жизни. Яшомитра указывает причину этого — присущее такому подвижнику острое отвращение к безграничному страданию в чувственном мире (см. SAKV, с. 564).

Но если имеет место переходный тип рождения в мире форм, то йогин в статусе анагамина иногда вступает в сферы мира не-форм, где действует как «устремленный ввысь», восходящий в своей практике к вершине существования.

В «Сутре о формах существования» приводится спровоцировавший последующие философские дискуссии сюжет, связанный с практикой Шакры (буддийского аналога бога Индры) — небожителя мира форм. Как повествует сутра, Шакра утверждал, что если по его смерти в данном существовании и последующем рождении среди людей он, обретя статус архата, не достигнет полной Нирваны (из-за утраты архатства в конце человеческого существования), то он будет рожден среди богов неба Акаништха. Бхагаван Будда, услышав это суждение, ничего не возразил Ша- кре, хотя тот говорил явную несуразицу.

Согласно мнению вайбхашиков, такие нелепые слова Шакры объясняются незнанием Абхидхармы. А Бхагаван, не отвергая их, всего лишь желал своим молчанием ободрить и порадовать освобождающегося от оков. Отсутствие возражения со стороны Бхагавана вовсе не выказывает его согласия с мнением Шакры.

Если же рассуждать с позиции абхидхармистской теории строго, добавляли они, то Шакра являлся вступившим в поток, достигнув этого первого плода подвижничества в божественной форме существования. Он правомерно предвидел свое рождение в мире людей и достижение там архатства—Шакре предстояло сделаться анагамином, имеющим переходный тип рождения. Следовательно, его утверждение о грядущем существовании на небе Акаништха является безусловно ошибочным, и Бхагавану Будде эта ошибка очевидна. Но своим молчанием (неопровержением слов Шакры) Учитель одобряет намерение небожителя отвергнуть страдание чувственного мира и не оспаривает логическую нелепость в его рассуждениях, чтобы не огорчать Шакру.

Анагамин при переходном типе рождения в мире людей, как и Благородный, рожденный в более высокой сфере существования, сохраняет свои чистые психические способности (чистые индрии) и не подвержен деградации ни в каком отношении. Эта закономерность обусловлена двумя причинами. Во-первых, благодаря пребыванию йогина сначала в одной форме существования, а затем в другой, его психические способности достигают состояния высшей зрелости. А во-вторых, тело, наделенное такими совершенными психическими способностями, не может быть повреждено и наиболее подходит для реализации пути. Это свидетельствует об обладании индивидуальностью, максимально пригодной к осуществлению высшей цели религиозной жизни.

Те же, кто обрел лишь два плода подвижничества — вступление в поток и возвращение еще один раз, не способны достичь состояния полного освобождения в промежуточном состоянии. Они в аспекте развития своих психических способностей не готовы к полной реализации пути, а их аффективные предрасположенности еще не подверглись предельному ослаблению.

Согласно вайбхашикам, такие подвижники стоят перед необходимостью устранения неблагих дхарм чувственного мира и неопределенных дхарм мира форм и мира не-форм. Вступившему в поток только предстоит обретение трех плодов практики, а возвращающемуся еще один раз —двух, и оба они должны преодолеть каждую из трех сфер существования. Разумеется, реализовать все это в промежутке между смертью и новым рождением такие подвижники не способны.

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме «Невозвращающиеся»: разнообразие возможностей вступления в Нирвану:

  1. СТЕЗЯ, ВЕДУЩАЯ К НИРВАНЕ
  2. 3.5.2. СТОРОНЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 352.1. ВОЗМОЖНОСТЬ 3521.1. Общая характеристика возможности
  3. Практика комбинирования дхьяны и принципы диагностической типологии «невозвращающихся»
  4. Разнообразие аффективного опыта
  5. Единообразие или разнообразие
  6. Раздел II ПОНИМАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМ РАЗНООБРАЗИЕМ
  7. Религиозное разнообразие
  8. 6. Заботьтесь о разнообразии.
  9. РАЗНООБРАЗИЕ СТАТУСОВ
  10. Разнообразие лидов
  11. 6. Проблемы сохранения биологического разнообразия Земли
  12. Реальность и разнообразие имплицитных когнитивных процессов
  13. 1. Вступление
  14. ВСТУПЛЕНИЕ
  15. § 3. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления
  16. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗНООБРАЗИЕ В ОСВОЕНИИ ГАРМОНИИ И МЕРЫ КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Э.М. Сороко
  17. Вступление
  18. ВСТУПЛЕНИЕ
  19. § 30. Вступление