<<
>>

Общеметафизический аспект понятия представления Функция представления в самосознании абсолюта по Гегелю

Представление есть в гегелевском понимании почва предметного сознания вообще. Оно выполняет поэтому у Гегеля вполне определенную метафизическую функцию также и в измерении макроуровня абсолютного духа.
Безусловно абсолютный дух есть единство мыслящего, мыслимого и деятельности мышления.

Однако он есть это единство не абстрактно, не только в себе, т.е. не только слепо, но именно для себя и сознательно. Это единство, однако, только в силу того есть для себя и не есть лишь слепое единство, что оно в себе самом в едином акте полагает различие этих моментов (das Urteil) и вместе с тем снимает его (der Schluss). Деятельность мышления содержит в себе представление в качестве своего подчинённого момента. Представление есть акт саморазделения абсолюта, в котором он делает себя предметом своего созерцания. Мыслящее, будучи противопоставленным мыслимому, есть тем самым также представляющее. Мыслимое, будучи противопоставляемым мыслящему, есть тем самом также представляемое. Именно через деятельность представления абсолютный дух полагает в себе самом логическую идею и природу в качестве внутренних моментов своей жизни. Тем самым он полагает также процесс обратного смыкания абсолюта с самим собой, и это есть метафизическое место мира и конечного духа.

Что же касается характера «снятия» представления в гегелевском макроизмерении абсолютного духа, то здесь надо отметить следующее. В концепции Гегеля дело обстоит вовсе не так, что абсолют сначала полагает себя как предмет, а затем смыкается с ним и в нем с самим собой, чтобы наконец подняться на вершину абсолютного духа. Напротив, Тот, Кто здесь осуществляет акт полагания, есть лишь сам абсолютный дух. Сомкнутость с собой (der Schluss) как непрерывное единство бесконечного самосознания всегда метафизически первична. Эта сомкнутость достигается не после акта саморазделения, но есть условие возможности последнего. Саморазделение (das Urteil) полагается Тем, Кто извечно сомкнут с самим собой, внутри этой его сомкнутости и без нарушения ее непрерывности. Сфера представления - к которой также относится развернутый в пространстве и времени мир в целом - имеет свое устойчивое существование лишь во внутреннем силовом поле сомкнутости с собой абсолютного духа, т.е. - в его самосознании.

Значение деятельности представления для самого абсолюта, таким образом, трудно переоценить. Без сферы представления абсолют погрузился бы в ночь бессознательного. Представление есть как бы топливо для самосознания абсолюта. Это - неотъемлемый момент его божественности.

<< | >>
Источник: Кричевский А.В.. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФ РАН,.. 2009

Еще по теме Общеметафизический аспект понятия представления Функция представления в самосознании абсолюта по Гегелю:

  1. Представления о жизненном пути - феномен самосознания или часть картины мира?
  2. Многообразие и единство представлений о социальных функциях библиотеки
  3. 2. Снятие религии в философии по Гегелю как снятие религиозного представления в спекулятивном символизме Спекулятивная теология
  4. Кричевский А.В.. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФ РАН,., 2019
  5. Представление.
  6. Части представления (созерцания)
  7. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЛЕ
  8. Р) Представление § 451
  9. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ
  10. Базовые представления
  11. 1.1. Античные представления о культуре
  12. Снятие религиозного представления в спекулятивном символизме
  13. 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БАЗАХ ДАННЫХ
  14. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  15. Структура представлений о жизненном пути
  16. Типы представлений о контроле
  17. Представления руководителей о нравственности
  18. 1.4. Модели представления данных
  19. Этикет приветствия и представления
  20. ? 35 Рождение театра. театральные представления