<<
>>

Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА

Понятие «культура» в современном гуманитарном знании приобрело характер одной из фундаментальных категорий, используемых разными науками под собственным углом зрения. В море определений культуры сегодня наметились процессы структуризации и оформления основных подходов к определению этого важнейшего понятия.

Среди наиболее значимых нужно назвать антропологический подход, прочно прижившийся в этнологии, археологии, культурной антропологии, рассматривающий культуру как искусственный мир, созданный человеком; деятельностный подход, определяющий культуру как специфически человеческий способ деятельности и его результаты; аксиологический подход, сторонники которого видят в культуре прежде всего систему ценностей, которой руководствуются люди в своей жизни и деятельности; нормативный подход, при котором культура воспринимается как совокупность социально наследуемых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и Богом; информационно- семиотический подход, в рамках которого культура предстает как внегенетически передаваемая социально значимая информация, запечатленная в знаках и знаковых системах.

Культура - сложное многофункциональное, многоуровневое образование - «характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, образных реф-

104

Л.М. Гаврилина

лексий и интерпретаций, механизмов социализации личности и т.п., обладающий способностью к социальному и историческому воспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию по пути структурно-функционального усложнения. Эмпирически этот комплекс опредмечен в создаваемой людьми искусственной среде их обитания, составленной из произведенных ими материальных объектов, символических продуктов, технологий осуществления всякой целенаправленной и социально нормированной деятельности и оценочных критериев, как совокупность "социальных конвенций", выраженных в вербальных и невербальных "текстах", аккумулирующих социальный опыт сообществ, накапливаемый и систематизируемый в ходе их истории» .

Проблема соотношения культуры и религии имеет социально-исторический и теоретико-познавательный характер и активно разрабатывается учеными, философами, теологами с разных мировоззренческих, идеологических и методологических позиций.

Она отражает социально-культурные и общественно-политические особенности и тенденции развития отдельных стран, народов, мирового сообщества в целом в различные исторические эпохи.

В огромном многообразии мнений и позиций по поводу соотношения религии и культуры можно фиксировать несколько основных подходов. При рассмотрении соотношения культуры и религии с позиций антропологического подхода религия оказывается неотъемлемой частью бытия человечества и способа существования искусственного мира (культуры), созданного человеком, призванной удовлетворить некие базовые экзистенциальные потребности человечества.

Типологически близок ему психологический подход, связанный также с анализом антропологической проблематики потребностей человека в вере, утешении, надежде, в преодолении противоречий мира и т.д. В этом религия может быть соотнесена с другими формами культуры, выполняющими Глава 3. Религия в системе культурного универсума

близкие функции, такими как философия и искусство. При ис- торико-генетическом рассмотрении культуры религия часто (прежде всего, в работах религиозных мыслителей) трактуется как определяющий фактор, движущая сила эволюции культуры в целом, как причина смены эпох и цивилизаций, главный источник общественного развития. В качестве примера могут быть представлены взгляды А. Тойнби, Ж. Маритена, К. До- усона, к рассмотрению которых мы обратимся ниже.

Согласно аксиологическому подходу, роль и значение религии в культуре определяется ее уникальными возможностями направлять людей как в реальной трудовой, хозяйственной жизни, так и в глубинном экзистенциальном смысле, ориентировать их на конечные истины. Крайней формой такого подхода представляются утверждения одного из крупнейших теологов XX века П. Тиллиха о том, что «религия как предельный интерес есть субстанция, наделяющая смыслом культуру, а культура - это сумма форм, в которых выражается основополагающий интерес религии. Коротко говоря, религия - субстанция культуры, культура - форма религии.

Такое понимание полностью препятствует возникновению дуализма религии и культуры» .

При социологическом подходе на первый план выходит способность религии интегрировать человеческие сообщества, придавать смысл социальному действу (по выражению М. Ве- бера), создавая общую для данной группы систему регуляти- вов. Этот подход получил солидное обоснование в трудах социологов и культурных антропологов, таких как Э. Дюркгейм, А. Рэдклифф-Браун, Р. Белла и других.

В XX веке получило распространение понимание религии как исключительно моральной доктрины и в этом качестве основы культуры. В качестве примера можно привести взгляды А. Швейцера, который считал культуру результатом взаимодействия оптимистического мировоззрения и этики, а религию

Л.М. Гаврилина

(христианство) - «этикой благоговения перед жизнью», могущей обеспечить развитие культуры.

В рамках гносеологического подхода религия соотносится с другими формами и способами конструирования знаний о мире: философией, искусством, наукой. Исследователи с разных мировоззренческих и методологических позиций фиксируют сходство и различия этих форм открытия и накопления знания. Гносеологический ракурс рассмотрения религии предполагает оценку познавательных возможностей религии и разделяет исследователей на два лагеря. Для одних религия - высшее, необходимое, освобождающее знание, а для других - ложное, «опиум для народа».

Современный российский религиовед Е.Г. Балагушкин, отмечая, что влияние религии на культуру может быть прямым и косвенным, опосредованным (через морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и т.д.), выявляет три формы прямого воздействия: 1) воздействие идей и приоритетов религиозного сознания, 2) влияние религиозных институтов, 3) органическое слияние религиозных отношений с национальными, бытовыми, государственно-правовыми в особые синкретические образования: этноконфессиональные общины, сектантский коммунализм, теократические структуры .

Выше мы показали, сколь широко понимается культура, сколь множественны и разнообразны ее функции.

Религия, как и культура, сложное и многофункциональное явление. Однако в любом случае можно говорить о том, что культура и религия соотносятся как целое и его часть. При любом из указанных выше подходов религия оказывается неотъемлемой и важной составляющей духовного опыта человечества, существовавшей во все эпохи и у всех народов.

В данном случае мы будем базироваться на понимании культуры как совокупности смыслов: знаний, ценностей, норм, определяющих человеческое существование, регулирующих и Глава 3. Религия в системе культурного универсума

направляющих его жизнедеятельность, моделирующих образ мира и место человека в нем. Религия в этом случае выступит в качестве неотъемлемой части культурных смыслов, одной из их разновидностей - системы сакральных смыслов. Степень влияния на культуру, «удельный вес» религии как системы сакральных смыслов в разные исторические эпохи и у разных народов будет неодинакова. Так, в культуре всего человечества, а в Европе до начавшегося в эпоху Возрождения процесса секуляризации, она занимала очень важное, можно сказать центральное, место, представляла собой некое смысловое ядро, своеобразный код культуры, вокруг которого выстраивалась ее структура. В Европе в Новое время религия была несколько отодвинута в сторону бурно развивающейся наукой, философским рационализмом, но не уничтожена и в значительной степени продолжала влиять на формирование системы ценностей, мораль, искусство. Во всем неевропейском мире это влияние религии продолжало оставаться всеобъемлющим еще долгое время, а кое- где сохраняет его по сей день.

Мы рассмотрим различные аспекты взаимодействия религии и культуры, наиболее обсуждаемые в соответствующей литературе.

<< | >>
Источник: А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие / А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан. - Калининград: Изд-во КГУ,2003. - 153 с.. 2003

Еще по теме Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА:

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА
  3. Религия и генезис культуры
  4. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  5. Заключение
  6. УНИВЕРСУМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  7. Введение
  8. Примечания
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ГЛАВА 4 Е. Фролова Индивидуальное бытие, искомое, но не найденное
  11. Глава 19 ХОЗЯЙСТВО
  12. Введение