<<
>>

55. Страсть связана с двумя [психическими способностями] удовольствия.

Страстное влечение связано с удовольствием (наслаждением) и удовлетворением1.

Ненависть — наоборот.

Это означает: с двумя психическими способностями страдания — собственно страдания и неудовлетворенности2, поскольку страстное влечение и ненависть ис- пытываются по поводу радости и горя и относятся к сфере деятельности шести модальностей сознания3.

Невежество — со всеми.

Ввиду связи со всеми аффектами неведение связано также и с пятью упомянутыми выше психическими способностями4.

Воззрение относительно несуществования

[связано] с ментальным страданием и наслаждением.

Ментальное страдание есть [психическая способность] неудовлетворения, ментальное наслаждение — способность удовлетворения.

Ложное воззрение связано с этими двумя [психическими способностями], соответственно, у тех, кто совершает достойные деяния и деяния греховные5.

56. Сомнение — с неудовлетворением,

поскольку тот, кто, стремясь к определенности1, сомневается, испытывает ментальное неудовлетворение.

Другие — с удовлетворением.

Другие скрытые аффективные предрасположенности связаны с удовлетворением. —

Какие другие? —

Четыре вида воззрений и манас, поскольку они имеют свойство обнаруживать радостный настрой2. —

С чем связаны эти скрытые предрасположенности, которые были рассмотрены выше?

Они связаны с чувственным миром.

Отметив таким образом их неизменную соотнесенность3, [автор] указывает их общее свойство:

все — с безразличием.

Все эти скрытые аффективные предрасположенности связаны с доминирующим фактором безразличия (невозмутимости), так как в момент прерывания потока аффектов, как считают вайбхашики, с необходимостью присутствует безразличие4.

— А как [связаны с этими пятью психическими способностями аффекты] более высоких сфер существования5?

[Автор] говорит:

[аффекты] более высоких сфер существования [связаны] с соответствующими каждому из них [психическими способностями], свойственными той или иной сфере.

Скрытые аффективные предрасположенности более высоких сфер существования соединяются с соответствующими каждой из них психическими способностями6.

[Так, на первой ступени йогического сосредоточения, на которой различаются четыре модальности сознания — зрительная, слуховая, осязательная и ментальная, скрытые аффективные предрасположенности, проявляющиеся в каждой из этих модальностей, связаны с психическими способностями, сопровождающими соответствующие модальности сознания. Здесь, в первой дхьяне, присутствуют способность удовольствия, соответствующая зрительной, слуховой и осязательной модальностям сознания, способность удовлетворения, соответствующая ментальному сознанию, и способность (чувство) невозмутимости, соответствующая всем четырем модальностям сознания.

На следующих ступенях йогического сосредоточения — во второй дхьяне и т. д. — присутствует только ментальное сознание, и аффективные предрасположенности, обнаруживающиеся при этом сознании, связаны с индриями (психическими способностями), которые сопровождают сознание в соответствующей дхьяне. Во второй дхьяне —это удовлетворение и невозмутимость, в третьей — удовольствие и невозмутимость, в четвертой дхьяне и на ступенях созерцания мира не-форм — невозмутимость]7.

Связь аффектов с факторами доминирования в психике рассмотрена.

Что касается вторичных аффектов, то

57. с неудовлетворением — раскаяние, зависть, гнев, насилие,

ненависть и озлобление.

Имеется в виду, что они связаны [с неудовлетворением], поскольку эти [вторичные аффекты] обнаруживают общее состояние подавленности1 и относятся к сфере деятельности манаса.

Скупость, однако, — наоборот,

что означает: связана с индрией удовлетворения ввиду радостного состояния, сопровождающего страстное желание2. 58.

Обман, хитрость, а также лицемерие

и леность — с тем и другим.

Они связаны с удовлетворением и неудовлетворением. Иногда обман другого совершается с удовольствием, иногда —с неудовольствием. То же самое бывает и с другими аффектами, до расслабленности (лености) включительно.

Самодовольство — с двумя [индриями] удовольствия1.

В третьей дхьяне [самодовольство] связано с индрией блаженства; ниже — с индрией удовлетворения, выше —с индрией невозмутимости2.

Следовательно,

безразличие (невозмутимость) распространено повсюду,

то есть с ним связаны все аффективные предрасположенности.

Для него не существует никакого ограничения, как и для неведения3.

Четыре других — с пятью.

Бесстыдство, неприличие, уныние и возбужденность [сознания] — эти четыре состояния одержимости соединяются со всеми пятью индриями (факторами доминирования в психике), так как [первые два] являются универсальными неблагими дхармами, а два последних — аффектами с большой сферой распространения4. —

В сутре были перечислены также пять «препятствий»5: жажда чувственных наслаждений, злоба, уныние/вялость, возбужденность/раскаяние и сомнение. Следует ли считать, что уныние/раскаяние/сомнение присущи всем трем сферам существования, или же они связаны лишь с чувственным миром? —

Поскольку в сутре говорится о их абсолютно неблагой сущности6: «только эта группа всецело неблагая, а именно: пять препятствий... », то 59.

препятствия — в чувственном [мире],

но не в других сферах существования. —

А почему две [дхармы] — уныние/вялость (расслабленность) — именуются одним препятствием и еще две — возбуждение/раскаяние —также одним?

Две представляют единство, поскольку имеют одно и то же противоядие, пищу и функцию1.

Их единство — в их общности. Слова «противоположность», «противоядие», «отсутствие пищи» (поддержки) имеют один и тот же смысл.

Согласно сутре, у уныния/расслабленности—одна и та же пища (поддержка), одно и то же ее отсутствие: «— Что служит пищей для уныния и расслабленности как препятствия? — Пять дхарм: вялость (сновидность), апатия, зевота, неумеренность в еде, удрученность сознания2. Отсутствие пищи для препятствия, состоящего в унынии и расслабленности, — это свет сознания».

У них также и одна функция: оба эти [вторичных аффекта]3 побуждают сознание к расслабленности.

Возбужденность и раскаяние (угрызение совести) также имеют одну пишу и одно ее отсутствие. —

Что служит пищей для возбуждения и раскаяния (сожаления)? —

Четыре дхармы: озабоченность4 (беспокойство) по поводу родственников, озабоченность по поводу своей страны5, домыслы по поводу бессмертия, воспоминания о прошлых радостях, развлечениях, любовных утехах, испытанных унижениях. —

А что является отсутствием пищи для возбуждения и раскаяния как препятствий? —

Успокоение сознания6.

У них также и одна функция: оба [эти аффекта] ввергают сознание в состояние беспокойства. Поэтому и говорится об их единстве, поскольку они имеют одно противоядие, одну пищу, одну функцию. —

Но если все аффекты являются препятствием, то почему так называются только эти пять?

<< | >>
Источник: Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 523 с.. 2006

Еще по теме 55. Страсть связана с двумя [психическими способностями] удовольствия.:

  1. Т. А. Кузьмина ловеческое бытие и А ть у Фрейда и Сартра
  2. Корень страдания: буддийские представления об аффектации сознания
  3. Состояние аффективной одержимости
  4. 50. озлобленность, ненависть и насилие.
  5. 55. Страсть связана с двумя [психическими способностями] удовольствия.
  6. Комментарий 1.1.
  7. Комментарий 1.1.
  8. Игры, позволяющие на практике научиться управлять общением и побеждать в любой дискуссии
  9. Лекция 8. Пантеизм и самоубийство: смех исчезновения
  10. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  11. 1. Богомол
  12. Глава 11 О сапожниках и полководцах Как воспитывать тихих детей в мире, который их не слышит
  13. ВЛЕЧЕНИЯ И ИХ СУДЬБА
  14. Директор школы и ученики
  15. Первый год жизни ребенка
  16. 1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.
  17. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  18. А. Познаваемый элемент в личности
  19. ВООБРАЖАЕМОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ УЛАКАНА
  20. 1.2. Индивидуальное и коллективное сознание