Возможное возражение.
Но для «Алефа» нет ни прошлого, ни будущего. Для него прошлое и будущее суть актуальные моменты его настоящего, которыми он обладает сразу. -
Этот ответ слишком абстрактен и потому неудовлетворителен. Ведь еще не удалось показать, что позиции II и III «Алеф» полагает единым актом. У Гегеля, по-видимому, дело обстоит проще. «Дух» разделяет себя на свои моменты («Идею» и «Природу»), но это разделение остается для него «внутренним», и уже тем самым оно фактически сразу же есть «снятое разделение», т.е. - абсолютный дух. Поэтому и получается, что такое «перводеление» (Urteil) реализуется в самом же метафизическом пространстве, создаваемом единством абсолютного духа, что означает снятие этого разделения, его замкнутость в этом единстве (Schluss) и т.д. Здесь действительно получается единый акт - «сохраняющее снятие» инобытия, в котором абсолютный дух и полагает сам себя.
У Шеллинга же тот факт, что позиция II реализуется в метафизическом пространстве единства абсолютного духа, еще не означает ее «одновременного» снятия в позиции III. То, что позиция II пронизана единством К, означает, правда, что в ней имеет место как ST, так и SR. Вне единства с К, а значит, вне соотношения с Ним, т.е. вне соотношения SR, не может быть ничего, в том числе и действительного инобытия Его форм, «напряженно» соотносящихся в этом своем инобытии друг с другом, т.е. соотношения ST. Однако эта замкнутость в К и пронизанность соотношения ST соотношением SR еще не означает действительного снятия ST. Для этого снятия, по Шеллингу, необходимо нечто большее, а именно - приведение первой формы посредством деятельности второй формы в исходное положение. Результат - Троица. Но, как уже подчеркивалось, К на Троицу не завязан, а потому Он не есть этот результат, но лишь присутствует в этом результате в качестве прорыва. Поэтому утверждение, что позиция II замкнута в К, не тождественно утверждению, что она замкнута в Троице. А поэтому еще не доказано, что «начало» мирового процесса (позиция II) и его «конец» (позиция III) полагаются абсолютным духом единым актом.- И все же то обстоятельство, что К не привязан к своим трем формам, не означает, что они не привязаны к Нему: напротив, они коренятся именно в Нем. И если бы мы сказали, что в Нем как таковом этих форм нет, то мы тем самым утверждали бы, что Он есть иное по отношению к ним. Это бы значило, что мы превратили бы Его в четвертую форму, что, по Шеллингу, недопустимо. Поэтому придется согласиться с тем, что по отношению к своим формам К выступает как Неиное. Ведь в позиции I К созерцает свои формы именно в себе самом. Поэтому создаваемое в позиции II напряжение SR есть отношение подвергнутых обращению потенций к К как для себя сущему единству его же собственных имманентных форм. А поэтому SR есть отношение к триединству, не устраняемому полаганием позиции II. Чем же будет это триединство по отношению к позиции II? Может быть, это будет триединство все той же I позиции? Но мы знаем, что, по Шеллингу, позиция I при полагании позиции II как бы выпадает из вечности и уходит в «прошлое».
И все же К, полагая позицию II, не утрачивает самого себя, причем Он сохраняет себя вместе со своим собственным триединством, ибо Он не есть иное по отношению к нему. А может быть, это будет некое триединство, фиксированное в самой же позиции II как таковой? Такое триединство (как будет потом показано в пассаже о диалектике представления у Шеллинга) в позиции II действительно присутствует. Однако это есть триединство превращенных форм, некое «тангенциальное», периферическое триединство, имманентно-трансцендентным ядром которого выступает опять-таки К как единство своих форм, причем не превращенных, а сущих как таковые. Все это как раз означает, что три формы абсолютного духа, положенные в позиции II, будучи пронизаны и охвачены единством К , находятся в отношении SR к себе же самим, но как пребывающим на своих естественных метафизических местах даже «после» перевода позиции I в ее метафизическое «прошлое». Но это в свою очередь значит, что и после снятия позиции I (вечность этой позиции - если ее вообще допустить - лежит совсем в ином метафизическом измерении86) существует некая - отличная от позиций I и II - метафизическая позиция, к которой позиция II находится в отношении SR. Так вот эта позиция не может быть ничем иным, кроме как позицией III. Но это как раз и означает, что К полагает позиции II и III сразу, единым актом. Поэтому следует допустить, что абсолютно действительная, актуально сущая Троица полагается вместе с позицией II. Следовательно, эта Троица не возникает «в результате» снятия позиции II. Результат мирового теогонического процесса есть поэтому не «возникновение» Троицы, а ее метафизический прорыв. При этом Троица, которая действительно созидается, собирается и возникает в результате этого процесса возвращения форм абсолютного духа к своему исходному бытию, парадоксальным образом просто совпадает с вечной Троицей, полагаемой абсолютным духом - единым вечным актом - «одновременно» со столь же вечной позицией II. К этому «результату» можно отнести слова Тейяра де Шардена: «Последний член ряда, он вместе с тем вне ряда»87. Или: К, сущий в качестве Троицы, полагает себя в качестве локализованного в актуальной бесконечности «последнего члена» привативно бесконечного ряда (теогонического процесса), который сам остается «вне» этого ряда. ?
Еще по теме Возможное возражение.:
- 8. Базовые возможности и бедность
- «Невозвращающиеся»: разнообразие возможностей вступления в Нирвану
- 8. КАК ВОЗМОЖНО АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ
- Раздел второй. Ответы на возражения против данного нами определения термина 12.
- Раздел второй. Ответы на возражения, выдвинутые против наших положений 33.
- 4. О возможности в абсолютном духе иного бытия, отличного от его вечного. Мотивы творения58
- Возможное возражение.
- § 21. Защита и возражения против иска 64.
- 9.4. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике
- §5. Исковое возражение (exceptio) и исковое предписание (praescriptio)