Замечание.
Итак, спрашивается теперь, каков же метафизический статус самого так называемого «результата» теогонического процесса. Есть ли это цель, которую абсолюту еще только предстоит достичь, или же это некоторая вечная реальность, актуально бесконечное, действительное бытие которого, подобно неподвижному перводви- гателю Аристотеля, притягивает к себе все конечное, заставляя его двигаться за пределы самого себя? Здесь, пожалуй, уже назрела необходимость подробнее рассмотреть тот самый принцип обращения результата, действие которого я уже анализировал в своих работах, посвященных анализу концепции абсолютного духа у Гегеля.
? Принцип обращения результата - своеобразный, но имеющий важное методологическое значение для правильной расстановки акцентов также и при анализе гегелевской системы ход мысли - существенно связан у Гегеля с его уже рассмотренной нами концепцией бесконечного.
В гносеологическом плане этот принцип характеризуется для Гегеля тем, что на пути спекулятивного продвижения к истине первоначальный субъект суждения не остается самостоятельным, но полностью переходит в качестве момента в первоначальный предикат, который тем самым оказывается истиной первоначального субъекта, спекулятивно первым, настоящим субъектом74.
Это движение мысли подобно падению снежного кома, оно есть нарастание конкретности смыслового содержания, погружение в основание, которое не оставляет самого движения к себе позади себя как что-то внешнее себе, но - в снятом виде - вбирает его в себя; пользуясь выражением Бергсона, можно было бы сказать, что это движение представляет собой как бы «абсолютную Память», которая полностью включает все богатство «прошлого» (прошлое мы здесь должны понимать не только и не столько во временном, сколько в смысловом аспекте - как то, что логически предшествовало в рассуждении) в содержание «настоящего».В онтологически-метафизическом плане это движение спекулятивной мысли не есть, по Гегелю, лишь субъективный процесс: напротив, оно «должно определяться природой вещей и самого содержания»75. Для Гегеля абсолютный дух есть «результат философии, о котором мы узнаем, что он есть не только резуль- тат, но и вечное самосозидание, предшествование самому себе». В абсолютном духе «односторонность результата снимается в самом результате»76. Дело в том, что, по Гегелю, все конечное - и тем самым неабсолютное - не только для нашего философского познания оказывается «неистинным», но оно объективно, онтологически снимает себя в бесконечном как в своей высшей истине. В этом состоит объективная диалектика вещей. Бесконечная конкретность абсолютного духа состоит между прочим и в том, что «особенные ступени и определения в развитии его понятия не остаются позади его движения самостоятельными существованиями, противостоящими его более глубоким формообразованиям», но, напротив, «по самому существу своему имеют значение только в качестве моментов, состояний и определений более высоких ступеней развития»77. Это движение вперед есть для автора «Науки логики» на самом деле не что иное, как «возвращение назад, в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало»78. В силу этого достигнутый результат оказывается «абсолютным основанием», причем не только в гносеологическом, но и в онтологическом смысле.
Таким в силу своей актуальной бесконечности поистине абсолютным, подлинно всеобщим основанием и онтологически первичной реальностью является для Гегеля, как он пишет во втором издании «Науки логики», лишь абсолютный дух, «оказывающийся конкретной и последней высшей истиной всякого бытия»; он познается «как свободно отчуждающий себя в конце развития и отпускающий себя, чтобы принять образ непосредственного бытия, познается как решающий сотворить мир, в котором содержится все то, что заключалось в развитии, предшествовавшем этому результату, так что все это [все, предшествовавшее в развитии] в силу этого обратного положения превращается вместе со своим началом в нечто зависящее от результата как от принципа»79.Абсолютный дух, по Гегелю, есть такая последняя метафизическая реальность, в которую как в свое основание возвращается все то, что в своем развитии направлено на его «реализацию». Истинное развитие есть, таким образом, по Гегелю, вместе с тем и погружение в основание (Zugrundegehen). Поэтому то, что «сперва» является как «первое», и все то, что, как кажется нам, предшествует абсолютному духу, выступает в своей истине как лишь положенное этим «последним». В связи с этим Гегель и утверждает, что абсолютный дух как результат есть на самом деле «то, во что движение возвращается как в свое основание»80. Он есть, по Гегелю, для-себя-сущее основание своего собственного становления. ?
Внимательный читатель мог бы заметить, что в описанном нами выше переходе Шеллинга к понятию абсолютного духа и, соответственно, «позитивному» изложению указанный принцип обращения результата фактически уже работает. Именно он определяет то обращение перспективы рассмотрения, которое, по Шеллингу, оказывается необходимым для адекватного осмысления абсолютного духа как такового.
Однако применительно к «результату» теогонического процесса принцип обращения функционирует у Шеллинга по-особому.
Еще по теме Замечание.:
- § 1. Предварительные замечания
- ТРАКТАТ О ЖИВОТНЫХ, В КОТОРОМ ПОСЛЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЗГЛЯДОВ ДЕКАРТА И Г-НА ДЕ БЮФФОНА ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА ОБЪЯСНИТЬ ГЛАВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ
- НЕБО И ЗЕМЛЯ (ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АСТРОЛОГИИ)
- ГЛАВА ПЕРВАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- ЗАМЕЧАНИЯ К НЕКОТОРЫМ КНИГАМ Г-НА НОРРИСА, В КОТОРЫХ ОН ОТСТАИВАЕТ МНЕНИЕ ОТЦА МАЛЬБРАНША О НАШЕМ ВИДЕНИИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ В БОГЕ (REMARKS UPON SOME OF MR. MORRIS'S BOOKS, WHEREIN HE ASSERTS F. MALEBRANCHE'S OPINION OF OUR SEEING ALL THINGS IN GOD)
- Замечание.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
- ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ.О ВОССТАНОВЛЕНИИ В СИЛЕПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ ДОБРА
- ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ.[О «СРЕДСТВЕ СНИСКАНИЯ БЛАГОДАТИ»]
- Замечания на протокол.
- Парирование замечаний собеседников
- КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К "ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ССЫЛКИ
- Нейтрализация замечаний собеседника, природа замечаний
- Общие замечания
- Половые различия1 Общие замечания
- Общие замечания (на примере исследования IQ) Отбор
- Рассмотрение некоторых критических замечаний