<<
>>

Духовно-нравственные ориентиры в философии космизма

Расцвет науки определил технический подъем промышленности. Происходит переосмысление ценностей, взаимосвязи человека с природой и Вселенной. Наиболее интересно в этом отношении направление космизма в русской философии.
Русский космизм есть целостное мировоззрение, соединяющее в себе научное, религиозное, художественное видение мира. Идея органического единства всего со всем, а главное человека с Вселенной присутствует у деятелей искусства, философии и науки: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, Н. А. Умова, Л. Н. Гумилева, Н. Г. Холодного, Н. К. Рериха, в симфониях П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, в поэзии В. Брюсова и др. Основой космизма стало учение об отношении Творца и творения, представление о Космосе, как о живом организме и неразрывной связи с ним человека. Истоки идеи о разумном космосе и месте человека в нем известны с древности. Космическое мироощущение присуще всем высокоразвитым цивилизациям древности - Египту, Вавилону, Китаю, Индии. В даосизме «путь», «сила» или дао, небо управляет человеком, направляет его действия. О космосе говорят древнегреческие философы: Анаксимен, Пифагор, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Платон. Платон в диалоге «Тимей» рассматривает космос как организм, который обладает разумной душой, а человек, в его понимании, является частью космоса. Именно в космосе телесное, душевное, разумное соединены: «Космос как произведение обладает телесностью, видимостью и осязаемостью. Космос - из огня и земли. Космос телесен. Душевное и телесное соотнесены как невидимое и видимое («тело неба родилось видимым, а душа невидимой»). Телесное же устроено внутри души» . 154 У Аристотеля учение о космической душе заменено на космический Ум. Философы и ученые эпохи Возрождения (например, Коперник, Галилей, Кеплер) опирались на принципы античной космологии.
Пико де Мирандола утверждал, что Бог ставит человека в центр космоса, делая его как бы судьей мудрости, величия и красоты мироздания. Человек становится частью прекрасной гармонии, именуемой космосом. В новое время понятие «космос» заменяется понятием «Вселенная». Говорят о месте человека в космосе и русские философы: Ф. Достоевский называл человека микрокосмом, центром бытия; Н. Бердяев говорил, что человек - микрокосм, в котором заложено все. Эти мысли можно найти и в трудах современных авторов: В. Н. Демина («Тайна Вселенной»), В. Л. Селезнева («К звездам быстрее света: русский космизм вчера, сегодня, завтра»), Р. А. Зобова, В. Л. Обухова, Л. И. Сугаковой («Основы человековедения: человек как микрокосм»). Огромную роль на развитие русской мысли оказало понятие «Эрос», которое использовал В. Соловьев и русские символисты. В этой идее отражается положительная связь идеального с реальным, их слияние через соединение духа и тела. Это слияние проявляется во всем - каждая вещь как материальна, так и идеальна, ибо в ней заключены разум и свет. Ф. Шеллинг утверждал, что история природы есть история развития разума. Эта идея стала главной темой софиологических идей и в русском космизме . Человек, взаимодействуя с космосом, идет двумя путями - либо совпадает с космосом, либо противоречит ему. Противоречие приводит к деградации человека и мира, и, как следствие, к катастрофам. Если совпадает - человек становится движущей силой в системе «человек - природа» . Космисты отражают жестокость и черствость современного общества: «История как факт есть взаимное, самыми разнообразными способами, 155 156 истребление»157 158 159. «Всякий труд есть товар, каждый шаг должен быть оплачен.... Весь мир торжище, борьба законна. Нынешние прогрессисты, утратившие всякий нравственный смысл, бессознательно, простодушно-циничны, а будущие консерваторы, т. е. эти же нынешние прогрессисты, будут наглыми циниками. Настоящее человечества благодаря своему устройству есть ложь, и ложь 160 организованная, но человечество станет истиной, когда перевооружится» .
«Планета наша переживает страшно опасный момент, именно критический момент, и если человечество не воскреснет духом при подходе космических огненных энергий, то катаклизмы, всегда сопровождающие смену расы, могут окончиться взрывом Земли... Нужно лишь всеми силами помогать закладыванию основы грядущего светлого строительства, которое так уже близко, ближе, чем 161 многие полагают это, видя кругом разрушение и разложение» . Чрезмерные индивидуализм и эгоизм неприемлемы для космистов. Индивид полезен лишь в сообществе, в мировом единении тружеников, работающих на благо всего человечества. Миссия человека - совершить изменение мира, определяемого разумом и нравственностью. В космизме достоин жизни и свободы лишь тот, кто активно трудится над преобразованием, и сам является результатом собственного труда. Только таким образом достигается полная свобода, самодеятельность, тождественная бессмертию. Человек есть центр Вселенной, он должен посвятить себя служению людям и помогать этическому прогрессу. Все это предполагает огромную ответственность человека, как участника космических процессов. Определяющим для ученых является стремление понять тайны структуры и эволюции космоса для раскрытия природы человека. С другой стороны, человек в трактовке космистов является проводником зла. Он истощил природу, изобрел истребительные орудия и средства для взаимного уничтожения: «Создав себе такие орудия, человек утратил образ Божий и стал подобием сатаны; из живоносного стал смертоносным; превзошел, можно сказать, всех сказочных чудовищ; превратился в хуже, чем в апокалипсического зверя, изрыгающего огонь и пламя...»160. Даже пути сообщения служат торговле, войне или наживе. Несмотря на столь тяжкое обвинение, человек все же небезнадежен, если он приносит пользу окружающим. Наряду с этим нельзя забывать, что жизнь человека кончается «временной, земной», и в этой жизни, он должен достигнуть большего счастья. Оно состоит в умственном и художественном кругозоре, а также в материальной обеспеченности; умственный кругозор формируется наукой, а художественный - изящными искусствами, поэзией, музыкой, живописью, скульптурой и религией - миром человеческой фантазии; материальная обеспеченность необходима в меньшей степени, поскольку ее удовольствия отходят на второй план, но необходимость их слишком чувствительная и без нее обойтись нельзя.
Среди важнейших ориентиров космистов можно назвать следующие: наука (разум), творчество (преобразование себя и Вселенной), вера, труд, освоение космоса (единение с природой и Вселенной) и человеческое братство (единство). Важным термином в учении космистов является понятие единства. Люди должны объединиться для преобразования природы и всего мира: «Мир или природа придет к самосознанию и самоуправлению через объединившиеся в общей цели и в общем деле существа, ныне в розни и в бездействии находящиеся»161. Человеческое единство или братство - та сила, которая способна преобразовать Вселенную. Современное состояние является небратским, люди, ради удовлетворения своих личных целей истребляют друг друга, вместо того, чтобы объединиться для благого дела, а жизнь человека строится на костях других, уже живших и живущих: «.Рождение детей есть вместе с тем смерть матери. Во время вскормления, воспитания он поглощает силы родительские, питаясь, так сказать, их телом и кровью (конечно, не в прямом смысле); так что, когда кончится воспитание, силы родительские оказываются истощенными, и они умирают или же делаются дряхлыми, т. е. приближаются к смерти»162. Исследование причин столь печального состояния людей должно быть, согласно космистам, коллективным, соборным: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех. Люди должны познать друг друга и прийти к Всемирному братству на основе слияния «ученых» и «неученых», интеллигенции с народом»163. Всемирное единение произойдет только через любовь. Единение произойдет, когда люди будут заниматься общим делом, в литургии, которая даст пищу для тела (продовольственный вопрос), и для души (санитарный): «Эта всем человечеством совершаемая литургия будет молитвой, переходящею в действие, мысленным воспоминанием, переходящим в действительность; престолом этой литургии будет вся земля, как прах умерших, «силы небесные» - свет, теплота - будут видимо (а не таинственно) служить для обращения праха в тело и кровь умерших»164.
Общее дело станет основой для единения, превратит знакомство в дружество. Всемирное братство станет основой идеального социального строя, который будет стоять на единстве слова и дела. В нем не будет классовых различий, войн, насилия, принуждения и тяжкого труда, не вознаграждаемого ничем, кроме преждевременной старости. Когда человечество соединится для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать даже конца мира и Страшного суда. Человек, победив смерть, станет Творцом или высшим преображенным человеком в составе богочеловеческого единства, то есть - всесильным Богом. И это высший пример единства для космистов. Все служит собиранию и объединению, в том числе и наука. Она изучает ритмы, которыми живет Вселенная, изучает биение общемирового пульса, динамику природы. Исследование внеземных радиаций, по мнению космистов, повлияет на развитие эпидемиологии, которая свяжет данные явления с эпидемическими заболеваниями и врожденными патологиями и нанесет тяжелый удар врагу человека - смерти. Задачей науки в представлении космистов является овладение временем, пространством и энергией, ограничение человеческих страданий. Только разум сможет снять «облик преходящего момента» в эволюции планеты Земля. Разум, таким образом, трактуется как выражение «планетарной научной мысли». Эволюция научного сознания приведет к возникновению ноосферы - новой, высшей стадии биосферы, связанной с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, станет силой сопоставимой по масштабам с геологическими, и «сможет оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своим 167 трудом» . Но наряду с тем следует исследовать свой организм, который изменится в процессе регуляции. Нужно превратить питание в «сознательно творческий процесс - обращения человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани»165 166.
Результатом таких исследований станет изучение друг друга. Человек обязан силу ума, которую он направляет на развитие техники, обратить на развитие и преображение своих внутренних органов. Это задача «психофизиологической регуляции». Наука сделает всех и субъектами и объектами познания. Мало того, ум человека сможет объединить людей и помочь делу воскрешения: «Разум отвлеченно - орган единства, конкретно план собирания и восстановления или всеобщего воскрешения»167. Творчество в создании себя будет освещено знанием и будет иметь высшую цель. У каждого человека будет возможность творчества. Творчество космистов направлено, в первую очередь, на качественное преобразование Вселенной, которое осуществляет человек. Улучшение Вселенной - общее дело человечества, оно включает в себя изменение природы, общественных отношений и человека. Человек должен преобразовать Вселенную в разумный, осмысленный мир (ноосферу), а враждебные силы природы, препятствующие человеку, укротить и ассимилировать. Поможет в преобразовании Вселенной и труд, направленный разумом. Чтобы преодолеть собственное несовершенство, люди должны работать над отсутствием единства с Вечным. Даже талант заменяется трудом, поскольку именно работа над собой помогает реализоваться талантливому человеку. Всего этого человек достигает только благодаря трудовой деятельности: Перед человеческой мыслью и трудом стоит вопрос «о перестройке биосферы в интересах свободно 170 мыслящего человечества как единого целого» . В результате такой преобразовательной деятельности, считают космисты, человеку станут доступны все небесные пространств и миры, более того, человек получит возможность изменять свое тело, приспосабливая его к любой среде обитания. Только овладев силами природы, изменив себя, человек сможет решить проблемы голода, насилия и смерти. Постоянное ощущение человеком своей органичной, неразрывной и действенной связи со всем космосом определяет будущий выход человека в космос, поскольку в будущем ресурсы планеты истощатся, и новый дом землянам придется искать на другой планете: «...Человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты. Фантастичность предполагаемой возможности реального перехода из одного мира в другой только кажущаяся; необходимость такого перехода несомненна для трезвого, прямого взгляда на предмет, для того, кто захочет принять во внимание все трудности к созданию общества вполне нравственного, к исправлению всех общественных пороков и зол, ибо, отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем 168 отказаться и от разрешения экономического вопроса... и вообще от нравственного существования человечества» . В грядущем Космосе, освоенном и покоренном, человеческий род будет жить огромной общиной, в которую вольются не только обычные люди, но и воскрешенные предки. Космизация земной жизни является важным условием всеобщего воскрешения предков. Воскрешение всех умерших на Земле обусловлено тем, что люди смертны и постоянно думают о смерти: «.человек, если он сознательно пользуется разумом, не может забыть о смертности; он думает только о ней. И действия человека необходимо подходят под соответствующие этим категориям деления: продление жизни, расширение ее области, обеспечение от случайности и независимость...» . Имеется в виду земное природное воскрешение через собирание рассеянных в природе частиц праха умерших, поскольку разум является органом единства, планом собирания и восстановления, всеобщего воскрешения. Человек таким путем может достичь бессмертия, одновременно тщательно изучая себя и свои корни - ради будущего воскрешения предыдущих поколений. Ведь каждый человек несет в себе частичку своих предков. Человек докажет превосходство, господство над природой, только воскрешая жизнь, так как совершит акт сознательно направленной регуляция природного бытия. Стремление к бессмертию, согласно космистам, есть стремление к воскрешению. Чтобы понять смертность, не нужно вносить во внешний мир ни разума, ни чувства, и тогда останется только слепая сила или движение слепых частиц, а естественное следствие слепоты есть столкновение; следствием столкновения будет разрушение, распадение. Но если каждую частицу наполнить представлением и чувством целого, тогда столкновение исчезнет; не будет разрушения и смерти. Вертикальное положение и есть первое выражение этого стремления взглянуть на мир как на целое. Вертикальное положение дает 169 170 возможность почувствовать единство и в то же время ощутить разъединение и смерть. Смерть есть самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности . «Человек есть сын умерших отцов... Исчезновение отцов на земле заставило перенести их тени на небо, и все небесные тела населить душами их.. Это перенесение или вознесение образов отцов на небо и возвысило мысль, или представление, выразившееся поднятием чела» . Смерть, таким образом, превратила небо в отечество, небо стало своеобразной общей семьей, где солнце заняло место отца. В философии воскрешение умерших - это долг человека по отношению к предкам. Федоров называет этот долг супраморализмом - это высшая и всеобщая нравственность, «синтез двух разумов (теоретического и практического), трех видов знания и дела (Бог, человек и природа, где человек - и субъект, и объект преобразований), а вместе и синтез науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхою как великим праздником и великим делом» : «Только супраморализм сможет устранить внешнюю (богатство и бедность) и внутреннюю (ученых и неученых) рознь и объединить внутренне, - в чувстве и мысли, и внешне - в общем деле обращения рождающей и умерщвляющей силы в воссозидающую»171 172 173 174 175. Осуществится супраморализм через внутреннее и внешнее объединения, «всеобщее объединение» - через самодержавие и православие. Отражением воли Троицы - Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа - является в философии космизма синтез теоретического разума, познающего жизнь и смерть, и разума практического, способного эту жизнь воскресить. Главенствовать в этом тандеме должен практический разум, носителем которого станет народ, верующий в возможность воскресения. А задачей теоретического разума станет поиск средств, с помощью которых человек мог бы управлять природой и достичь воскрешенья. Вместе теоретический и практический разумы образуют единый «истинный» разум, в который все должны прийти, дабы стать единым родом. Проект воскрешения предполагает и предопределяет всеобщее объединение, члены которого направляют все усилия на одну цель. Как утверждает современный ученый А. А. Грякалов, именно победа над смертью позволит осуществить проект объединенного сообщества, в котором окончательно избавятся от обмена, поскольку в этом обществе исчезнет труд как способ накопления и уничтожится разделение на различные сферы, между которыми обмен происходит176 177. Важным инструментом победы над смертью является также, по мнению космистов, объединение веры и любви: «Союз веры и любви, или единство трех так называемых богословских добродетелей, т. е. всеобщая добродетель, есть верность Богу, которая не может быть, однако, без верности всем отцам, как одному отцу, и без верности братьям; точно так же как верность отцам и верность 179 братьям немыслимы одна без другой» . По прогнозам космистов, вера должна примириться со знанием, когда последнее окажется способно окончательно разрешить проблемы человечества. Результатом станет построение школ-храмов, где объединенные вера и знание будут служить на пользу человечеству и сообща работать над решением проблемы бессмертия и воскрешения из мертвых. Такая школа соединится с Всенаучным музеем, вмещающем в себя знание о человеке (история) и природе (астрономия). Победу над смертью обеспечит и торжество над природой, которая является главным врагом человека, пока человек не научился вести с ней равноправный диалог, и тогда она станет его вечным другом. Природа говорит с человеком не только математическим языком, но также языком чувств, эмоций и 180 символов , надо только ее услышать: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев, 1836 г.) Взаимоотношения человека с природой должны основываться на любви: «Человек должен помнить, что, поклоняясь красотам природы, он себе поклоняется, что его любовь к природе есть любовь к себе самому» . Мир и человек родственны и взаимосвязаны, пронизаны друг другом. Человек - часть природы: «Человек, несомненно, неразрывно связан с живым веществом, с совокупностью организмов, одновременно с ним существующих или существовавших до него» . Связь человека с природой воплощена в среде нашей жизни, в природе, которая нас окружает, другими словами, в биосфере: «Жизнь непрерывно и неизменно неразрывно связана с биосферой. Она от нее материально-энергетически неотделима» . То, что человек является частью биосферы, создает возможности (мысль как планетное явление) и условия (среду обитания) для формирования всеобщей научной картины мира, в которой реализуется синтез Биосферы, Космоса, Земли и человека. Таким образом, человек, через осознание причастности к «вселенскому сознанию», приходит к вере в бессмертность своей личности. Высшим развитием становится христианская вера, где человек понимается как образ и подобие Бога178 179 180 181 182. Природные факторы влияют на организм человека и отражаются на его поведении: «Все передается нам через биосферу. Выше и ниже ее человек может проникнуть только логическим путем, разумом. Через нее он охватывает космический мир, преломленный в биосфере. И так же преломленными в биосфере он может изучить глубины планеты, лежащие ниже земной коры. В сущности человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз» . Дионисийское отношение к природе проявляется в современном взаимодействии человека и природы, напоминающем войну, длящуюся без перерыва уже несколько тысяч лет. И в этом бою человек нередко преступает черту, которую не следовало бы переступать. Результатом становятся, по мнению космистов, негативные изменения, которые приобретают способность развиваться самостоятельно и становятся глобальными, неуправляемыми (опустынивание, деградация грунта, вымирание видов организмов). Люди влияют на состояние биосферы, изменяя ее физический и химический состав - не всегда в хорошую для себя сторону, но некоторые современные ученые утверждают, что изменения эти незначительны и глобальных изменений в ближайшем будущем не предвидится183 184. Однако человек не должен портить среду, где он живет, поэтому наука ищет ответ на вопрос, как преодолеть дисгармонию отношений человека и природы. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? (Ф. И. Тютчев, 1865 г.) В учении космистов эту дисгармонию призван преодолеть супраморализм, чьей задачей является жизнетворчество. Высшим творением такого жизнетворчества станет создание храма, как соединения неба и земли, изображения мироздания, соединения в божественной службе живых и умерших: «Храм есть изображение неба, свода небесного, с изображенными на нем поколениями умерших, как бы ожившими....» . В приведенной цитате храм представлен как символический инструмент, объединяющий в ходе божественной литургии живых и мертвых, превращающий религиозный обряд в таинство воскрешения. Литургия становится культом объединившихся предков. Храм, в свою очередь, должен соединиться с Всенародным Музеем, но не как с соединением мертвых вещей в «особые кладбища, названные музеями»185 186, а как с изображением сынов воскресших и обращенных лицами к небу, т. е. молящихся Богу отцов об умерших отцах187. Особую роль в грядущем воскрешении космисты отводят России, как правопреемнице православной веры от Византии188. Важную роль в осуществлении этого «проекта» сыграют община (в ней, по мнению философа, не может быть вражды между отцами и детьми, в основе ее лежит круговая порука, а не мысль о личном спасении), земледельческий быт (более нравственный, чем городской образ жизни), «служилое» государство, в основу которого «положено самоотвержение, имеющее целью не благосостояние сочленов, а службу; ибо ему нельзя было заботиться о благосостоянии, ему... приходилось спасать само существование государства; оно было поставлено в такое положение, что постоянно должно было жертвовать собой за весь мир, и особенно за Западную Европу», географическое положение России (евразийское расположение, просторы, сформировавшие определенную национальную психологию), процесс «собирания» земель, в котором «прошла вся жизнь России»189. Все указанное говорит о том, что Россия способна стать проводником к будущему единству человечества. И особенность России не в какой-то исключительности, избранности и превосходстве, а в том, что для России путь ее собственного возрождения во многом совпадает с путем объединения человечества и изменения его жизни. Культ индивидуализма, свойственный Западу, и свойственный Востоку фатализм, равнодушие к отдельно взятому индивиду находят в России некую «золотую середину», сливаются в ней 192 воедино . Таким образом, ставя в центр мировоззрения положение человека в космосе, космизм выдвигает свои пути достижения человеческой гармонии. Основой ее станет принцип антропокосмизма, связь человека с природой и космосом, со всей Вселенной. Человек, познавший себя и других людей, станет составной частью мироздания. Достичь гармонии с Вселенной ему помогут ориентиры - труд, братство (единство), наука (разум), творчество (преобразование себя и Вселенной), вера, освоение космоса (единение с Вселенной и природой) и бессмертие (воскрешение умерших). Используя эти ориентиры, он усовершенствует себя, воскресит предков, и обновленное человечество заселит космос. В итоге мир будущего в представлении космистов будет являть собой «Сияющее Царство Божие» - гармонию между человеком и окружающим его миром. Человек изменит через себя окружающий мир. В преображенном мире будет «хоровод небесных светил», траектория которых меняется по велению человека, «полнота жизни умственной, нравственной и художественной», регуляция метеорологических явлений и др. Все это будет происходить во Вселенной, заселенной преображенным человечеством. Или сверхчеловечеством, как называет его ученый А. Я. Кожурин, которое совершит космическую революцию. Ученый проводит аналогию с коммунистической революцией, 190 последующим социалистическим строительством и устройством Мавзолея, где будет находиться тело вождя до реальной возможности воскрешения . Учение космизма носит универсальный характер. Как отметила исследовательница С. Г. Семенова, ни в одном из идеалов, выдвигаемых прежде, не было такой тотальной всеохватности, не призывались все до единого, на общее дело, касающееся и живых, и умерших, а также природы и даже космоса191 192. Для современности важно воплощение идей русских космистов, теория которых подкрепилась практикой: в 60-е годы XX в. СССР первым вышел в Космос, осуществлен первый полет Юрия Гагарина. А сегодня этим занимаются ученые, институты. Обсуждаются идеи о запасной площадке для человечества, в случае истощения ресурсов Земли. Поэтому будущее мира действительно связано с космосом, а мысль о том, что цель жизни человека и его деятельность должны служить прогрессу всего космоса, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий, сегодня снова становится актуальной193. Особенно важна в космизме для нас идея о школе-храме-музее, которая объединит веру и знание, знание о природе, обществе и человеке, что поможет наряду с супраморализмом, объединившим в себе теоретический и практический разум, улучшить мир и общество. Синтез практического и теоретического разумов, выражающийся в единстве Бога, человека и природы, и одновременно синтез науки и искусства в религии, позволят создать единый «истинный» разум, к которому все должны прийти, дабы стать единым родом. Именно объединение ученых и неученых, другими словами, научного и вненаучного знания, позволяет целостно изучать мир. Вненаучное знание в виде рассудка, мифологии, религии, художественного восприятия, соединится с наукой, создав целостное мировоззрение. Это будет единение природы и человека, материи и духа, т. е. сформируется реалистическая картина мира - царство гармонии. Наряду с тем, история русского космизма, включающая в себя элементы науки, философии, религии, искусства, поможет найти ответы на современные проблемы, такие как экологический кризис, отсутствие единства человеческого сообщества. И ориентиры, выдвинутые космистами, безусловно, помогут подрастающему поколению в поиске жизненного пути, преодолении кризисных состояний и определении основ своего мировоззрения. Многие идеи космистов были использованы в искусстве и философии Серебряного века. Единство как залог лучшего будущего встречается в марксизме, у художников авангарда и «Мира искусства», поэтов, композиторов. Не остались в стороне и представители религиозно-реалистического направления, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
<< | >>
Источник: Синельщикова Любовь Александровна. Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре Серебряного века: социально-философские аспекты. 2015

Еще по теме Духовно-нравственные ориентиры в философии космизма:

  1. Теория литературной эволюции
  2. ИСТОРИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ Н. А. МОРОЗОВА72
  3. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  4. АНТРОПОКОСМИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мельниченко Ю.С.
  5. Страхов как метафизик
  6. Степень разработанности проблемы.
  7. Духовно-нравственные ориентиры в философии космизма
  8. 1.2. Социально-философская тематика в религиознореалистической философии на рубеже XIX - XX веков
  9. Философия русского марксизма о назначении человека в социуме
  10. 2.2. Социокультурные нормы в живописи рубежа XIX — XX вв.
  11. Список литературы
  12. §2. Триадичность как специфическая черта русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.