1.1 Этапы формирования и особенности содержания этнической идентичности молодежи
Б.Г. Ананьев выделил в ней 2 фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая на границе со зрелостью. Первая фаза - ранняя юность (1517 лет) отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще не взрослый. Вторая фаза - юность как таковая (18 - 25 лет), представляет собой начальное звено зрелости [3].
Таким образом, в качестве молодежи можно рассматривать юношей и девушек, находящихся на этапе завершения первой ступени обучения и переходящих на следующий этап образования или начинающих трудовую деятельность. Отличительной чертой этого этапа является увеличение числа социальных институтов, к которым принадлежит личность, что ведет к расширению сфер индивидуального самоопределения, в т. ч. и этнического.
Э. Эриксон отмечал, что проблема идентичности впервые встает перед человеком в юношеском возрасте, а затем красной линией проходит через всю его жизнь [138; 278].
В юношеском возрасте новое развитие приобретают процессы идентификации и самоопределения, на фоне которых активно развиваются рефлексивные механизмы, что позволяет определяться не только в окружающем социальном, но в и природном, культурном пространствах. В результате сфера чувствований молодого человека становится более разнообразной и дифференцированной. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими, обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно решение вопроса идентичности [4; 20; 189].
Одну из первых возрастных градаций в формировании этнической идентичности предложил Ж.
Пиаже. Согласно Ж. Пиаже, на первом этапе (6-7 лет) ребенок приобретает первые неструктурированные и отрывочные знания о своей этнической принадлежности. Основным источником этих знаний выступает ближайшее окружение.На втором этапе (8-9 лет) ребенок уже четко осознаёт свою этническую принадлежность и называет критерии идентификации (этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык); формируются этнические чувства.
На третьем этапе (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [229].
На сегодняшний момент проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Так, первые представления об этничности дети приобретают достаточно рано, еще в дошкольном или раннем школьном детстве [90; 151; 203; 241; 242]. Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Этнический «ярлык», получаемый ребенком от ближайшего социального окружения, может не соответствовать его этнической осведомленности [279]. Ребенок, рожденный в армянской, русской или еврейской семье, будет называть себя так, как транслирует ему его ближайшее социальное окружение [21]. В исследовании О.Л. Романовой дети 5-6 лет с трудом устанавливали связи между страной проживания, языком и своей этнической принадлежностью, подростки же, благодаря широкому спектру этнодифференцирующих признаков и сформированного эмоционально-оценочного компонента, четко идентифицировали себя с этнической общностью [177]. В данный период этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире, укрепляет его место в нем. Этническая
самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» - «Они» [56; 199]. Более того, этот процесс не останавливается в подростковом возрасте, а продолжается в виде переосмысления роли этничности в собственной жизни.
Этнические представления становятся все более дифференцированными, благодаря чему понимание этнических характеристик становится более точным, а чувства - более оформленными. Система этнических взглядов и предпочтений подростков характеризуется многоаспектностью и логической связанностью [62; 178]. Поэтому только в ранней юности - 16-17 лет - этнические представления приобретают устойчивость и на формирование этнической идентичности помимо семьи, начинают влиять другие социальные институты [188; 265].Таким образом, этническая социализация (этнизация) активно реализовывается в детские годы, заключаясь в освоении и воспроизведении характерного образа жизни этнической группы, в которой личность находится. Затем именно в юности происходит осознанный выбор этнических ролей и соответствующей культурной общности. Молодежь, склонная к экспериментам, примеряет на себя те или иные виды этнической идентичности, сопоставляет различные культурные ценности и ищет адекватную референтную группу.
Сравнительная характеристика формирования этнической идентичности на разных возрастных этапах представлена в табл. 1.1
Таблица 1.1 Содержание этнической идентичности на разных возрастных
этапах
|
6-7 лет | слабые и отрывочные этнические знания о внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях | представления отличаются нестабильность ю и размытостью | этнический ярлык, получаемый ребенком от взрослых | семья и ближайшее окружение |
8-9 лет | называются критерии идентификации: язык, внешность, обычаи | этническая идентичность диффузна, этническое самоназвание не связано с представлениям и о себе как о члене этнической общности | этнический ярлык, получаемый ребенком от взрослых | семья и ближайшее окружение |
10-15 лет | более глубокое понимание и оценка своей этнической принадлежност, осознается общность предков, общность исторической судьбы, религия | формируется как этническое самоназвание, так и этническая осведомленност ь, включающая в себя знания о своей и чужой группах | дети приводят убедительные мотивы ее выбора | семья и ближайшее окружение, особенности этноконтактно й среды, прежде всего ее гетерогенность / гомогенность; статусные отношения между этническими группами |
16-17 лет | значительный набор этнодифференцирующих признаков | сформированная система представлений о себе как о члене этнической общности | четко формулируютс я мотивы выбора | школа и др. социальный институты, общественно значимые события |
В числе первых отечественных исследователей, обративших внимание на изучение проблем на стыке молодежной и этнической проблематики, была И.А. Снежкова, которая, опираясь на эмпирические данные, определила этапы формирования этнического самосознания у детей и юношества [203]. В последние несколько лет В.С. Собкиным в соавторстве с молодыми исследователями (М.В. Ваганова, А.В. Федотова, М.Г. Руднев и др.) опубликован ряд статей, в которых освещаются многие актуальные вопросы
этнической идентичности и в подростковой, и в молодежной среде [205; 206; 207; 208]. Этническая социализация подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е.П. Белинской и Т.Г. Стефаненко [279].
Одной из первых в зарубежной психологии, кто обратил внимание на недостаточность изучения именно юношеского возраста как периода, в рамках которого формируется основное содержание этнической самоидентификации, стала американская исследовательница Дж. Финни [300]. Она представила модель стадиального формирования этнической идентичности. По ее мнению, становление этнической идентичности рассматривается как процесс, сходный с развитием личностной идентичности. В своих взглядах она базируется на нескольких стадиях процесса формирования идентичности Дж. Марсиа [298].
Первая стадия характеризуется безразличием к исследованию идентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. Вторая стадия - поиски этнической идентичности (мораторий) - характеризуется исследованием своей
идентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни. Для третьей стадии - реализованной этнической идентичности - характерно ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.
Так как осознание собственной этнической принадлежности
обнаруживает качественную специфику на разных этапах онтогенеза и определяется общим уровнем психического развития личности, то содержание этнической идентичности раскрывается через выделение структурных компонентов.
Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность личности структурировать информацию об этнических характеристиках и реализуется в результате получения этнических знаний и представлений и в последующем их применении в сравнении своей этнической группы с другими [305]. В связи с этим поликультурная среда и межэтническое общение дает личности больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков [43].
Большое количество эмпирических данных посвящено исследованию аффективного компонента, отражающего отношение к собственной этнической общности и членству в ней. Аффективный компонент этнической идентичности является частью общего самоотношения личности и включает в себя оценку своей этнической группы и своего членства в ней.
Содержание когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности достаточно полно освещено в работах британского исследователя М. Барретта [по 229]. Согласно его теории, когнитивный блок этнической идентичности составляют следующие элементы:
1) знания о существовании этнической группы;
2) категоризация себя как члена этнической группы;
3) знания о национальной территории;
4) знания о национальных эмблемах, символах, институтах, обычаях, традициях, исторических событиях и исторических фигурах, которые символически репрезентируют нацию;
5) вера в общее происхождение и общее родство членов этнической группы;
6) вера в то, что существуют типичные характеристики представителей любой этнической группы: национальные черты и этнические стереотипы;
7) представления о тесной взаимосвязи индивида и этнической группы: ощущаемая степень подобия себя и национального типажа.
Аффективный блок этнической идентичности состоит из следующих элементов:
1) субъективная актуальность этнической идентичности;
2) степень привязанности к этнической идентичности: готовность отказаться от нее и значение, придаваемое членству в данной этнической группе;
3) чувство принадлежности к этнической группе;
4) степень привязанности к национальной территории;
5) социальные чувства по типу национальной гордости, национального стыда, национальной вины и т.п.;
6) национальное самоуважение [там же].
Однако, как справедливо замечает Т.Г. Стефаненко, среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивных и аффективных компонентов [231]. Одни считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9-10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний (Дж. Чепели) [291], в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью об этих группах, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию (А.П. Оконешникова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Финни) [151; 229; 300]. Например, Дж. Чепели, исследовавший изменения в понимании своей групповой принадлежности у венгерских школьников, обнаружил, что первоначально в их сознании возникают когнитивные элементы, отражающие объективные характеристики: этническая
принадлежность родителей, место рождения, затем - связанные с коммуникацией: родным языком, пониманием друг друга. Позже дети проявляют осведомленность в вопросах собственной страны: величине
территории, природных условиях, благосостоянии населения, и, наконец, - политическом устройстве общества [153; 291].
Раскрытие содержания поведенческого компонента представлено в работах Л.Н. Дробижевой, В.С. Собкина, Г.У Солдатовой, Дж. Марсиа и др. [84; 204; 2011; 298]. Поведенческий компонент этнической идентичности
понимается как механизм проявления (по Д.В. Скляровой готовности проявления) себя как члена этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [84, с.12; 199]. В качестве аргумента в пользу включения поведенческого компонента в структуру этнической идентичности традиционно указывается необходимость постоянного подтверждения этнопринадлежности во внутриэтническом и межэтническом взаимодействии. Согласно С.Д. Гуриевой поведенческий компонент этнической идентичности реализовывается через комплекс установок по отношению к своей и иным этноконтактным группам [74].
Выделяется и мотивационно-потребностный компонент, в содержании которого рассматривается проявление этноаффилиативных тенденций [211; 248]. По Г.У. Солдатовой содержание этнической идентичности в рамках потребностно-мотивационной сферы человека раскрывается через удовлетворение потребности в позитивной этнической принадлежности и потребности в безопасности, которые, в свою очередь, порождают аффилиативные, статусные мотивы и мотивы в безопасности [211].
Анализируя структурные компоненты этнической идентичности студенческой молодежи, А.Ю. Тулынина резюмирует: «Каждый компонент этнической идентичности имеет свое содержание, которое не только отражает целостное представление об этнической идентичности, но и позволяет определить, что значит для индивида идентификация с определенной группой, каково эмоциональное наполнение этнической идентичности, когнитивное содержание и значимость группового членства» [248, с. 5].
По результатам эмпирического исследования М.В. Верещагиной было доказано, что баланс / дисбаланс структурных компонентов этнической идентичности определяет степень ее позитивности [42]. В своей диссертации
А.Ю. Тулынина обосновывает вывод, что содержание структурных компонентов этнической идентичности обусловлено условиями нативной или иноэтничной среды [248].
С.Д. Гуриева в работе «Установка и межэтнические отношения» обобщила основные направления понимания компонентной структуры этнической идентичности и представила её в виде таблицы [75, с. 129].
Важными детерминантами становления этнической идентичности в юношеском возрасте является опыт межэтнического взаимодействия и характеристики этноконтактной среды [177]. «Этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если ребенок живет в полиэтнической среде» [279, с. 42]. Основная цель этого процесса переоценки - взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской.
Этническая идентичность может ослабевать или возрастать на протяжении жизни человека. Особенно этому способствуют межэтнические конфликты. Внешние обстоятельства в силу своего влияния могут подтолкнуть любого человека на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни. Человек, независимо от своего возраста, социального статуса или образования, в любой период своей жизни может отречься от одной этнической группы, к которой он себя относил, и идентифицировать себя с другой этнической общностью. С.Д. Гуриева подчеркивает определенную связь между возрастом и уровнем этнической идентичности, проявляющуюся в том, что этническая идентичность может иметь «пределы» своего развития и «кризисы», связанные с возрастными периодами жизни людей [72].
Один из таких наиболее освещенных вопросов - предрасположенность к этнонегативизму и чувствительность к этническим проблемам именно в юношеском возрасте, когда происходит непосредственное активное становление процесса осознания этнической принадлежности (Р.Ф. Азметова, Е.П. Белинская, Л.С. Выготский С.Д. Гуриева, Т. Дугарова, В.Г. Крысько, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.А. Шайгерова и др.) [24; 51; 74; 85; 215; 229]. Молодежь, согласно своим характеристикам и особому положению в обществе, выступает носителем противоречий полиэтнического пространства, она чувствительна к этническим изменениям и наиболее активно выражает общественное мнение. Поэтому юношеский возраст является наиболее сенситивным для изучения особенностей этнической идентичности, а проблема динамики и содержания этнической идентичности молодого поколения в изменяющемся обществе является наиболее актуальной для России.
Изучение этномолодежных особенностей чрезвычайно важно еще и потому, что в период социальных изменений, молодежь острее ощущает
социальную и этническую напряженность, то есть выступает как их своеобразный индикатор. Проблема формирования этнической идентичности у студенческой молодежи становится особенно актуальной для тех регионов России, где исторически сложилась мультикультурная, полиэтническая среда [231; 253; 270].
Еще по теме 1.1 Этапы формирования и особенности содержания этнической идентичности молодежи:
- Глава 5 УЧАСТИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ БРЕНДА РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ
- Силы витализма
- Глава 17 ГУМАНИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕОГРАФИЯ
- Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
- 4. Реформы образования — важный аспект социальной политики современных государств
- 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
- 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
- 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
- 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
- 3.1. Концепция этноязыковой системы образования
- 4.1. Формирование системы этнокультурного образования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ