<<
>>

Философия русского марксизма о назначении человека в социуме

Огромное воздействие на русскую мысль рубежа XIX- XX вв. оказали философские идеи Шеллинга, Гегеля и Фейербаха, а также эстетика символизма и ницшеанство. Одной из популярных философских теорий в России начала XX в.
стал марксизм. Он привлекал своих последователей логичностью и лег на благодатную почву русского менталитета с его любовью к справедливости, тяге к мессианству и жаждой соборности . Используя труды К. Маркса и Ф. Энгельса, русские марксисты разрушают привычную картину мира, воздействуя на религиозное и традиционное самосознание человека, обращаясь к высказыванию немецких философов: «Мы... отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона...» . Марксисты выделяют свое понятие человека и его роли в развитии общества. Как и другие представители философской мысли на рубеже XIX - XX вв., марксисты говорят о проблемах в современном обществе, в котором господствует частная собственность на средства производства. Человек находится под влиянием процесса отчуждения. Содержание процесса отчуждения человека человеком в преобразовании человеческой деятельности и ее результатов (произведений, социальных институтов и организаций, денег, духовных ценностей и др.) в силе, которая властвует над человеком, давит на нее, диктует определенные требования. Это сила, противоположная желаниям и стремлениям человека. Причиной отчуждения является эксплуатация человека человеком, в основе которой лежит частная собственность: «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественней становится чужой для него предметный мир, 228 229 создаваемый им против самого себя, тем беднее становится он сам, его 235 внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит...» . Уничтожение частной собственности можно осуществить через утверждение нового типа собственности - собственности всех и каждого на те средства, которыми создаются материальные ценности, собственности, общественной по своему характеру.
Идея уничтожения частной собственности и преодоление отчуждения проходит красной нитью через весь марксизм. Социальной силой, призванной и способной кардинально изменить общественные отношения, обеспечить переход от частной собственности, является пролетариат. Он мыслится как освободитель человечества, который ликвидирует классовое общество. Личность пролетария является цельной личностью, которая должна прийти на смену человеку капиталистической эпохи. Такая личность является не только продуктом природы, но и социальным феноменом. Человек рассматривается и как субъект познания, миропонимания, как некая мыслящая машина, работающая по заданным алгоритмам. Другими словами, взгляд марксистов на человека включает две тенденции: приоритет и отстаивание «общечеловеческих ценностей» в условиях классового общества или приоритет классового интереса над «общечеловеческими» интересами, которые в классовом обществе выступают в виде интересов господствующего класса230 231. Для первой тенденции человек является критическим мыслителем, двигателем, творцом норм и субъектом общественных отношений: «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом - все его значение, в этом - вся его сила. Но это - колоссальное 237 значение, страшная сила» . Человек возносится даже до Бога, которым он сам себя провозглашает. Он должен дать Бога человечеству. А этот Бог - он сам в «светлом будущем». Созданием Бога или богостроительством является триумф человека в природе или путь борьбы за социальный строй, в котором основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства и провозглашаются принципы социальной справедливости, свободы и равенства, т. е. социализм. А лучшим достижением человека будет коммунизм, в котором место Бога займет человечество в высшей потенции: «...
марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. За экономической действительностью всегда скрыты живые люди и социальные группировки людей. И человек своей активностью может расплавить этот призрачный мир капиталистической экономики. K этому призван пролетариат, который падает жертвой этой иллюзии, фетишизации и овеществления продуктов человеческого труда. Пролетариат должен бороться против овеществления человека, против дегуманизации хозяйства, должен обнаружить всемогущество человеческой активности»232 233 234. Таким образом, марксизм в России занимает место религии, религии для пролетариата и нового человека - пролетария, и в этом сила этого учения. И это неудивительно. Как уже отмечалось, если человек уходит от Бога, то ему нужна замена. Если у символистов это художник-творец, то у марксистов это человек: «Человек есть религиозное животное и, когда он отрицает истинного, единого Бога, он создает себе ложных богов, идолов и 239 кумиров, и поклоняется им» . Коммунизмом называется общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «От каждого - по его способностям, каждому - по его потребностям»235 236.
Коммунизм провозглашается обществом свободной работы, социального равенства, справедливости и гуманизма. Он выступает у философов и как светлое будущее, цель угнетенных, и как действительное, реальное движение, которое ослабляет залог отчуждения. Достичь его можно уничтожением частной собственности. Человек является личностью и деятелем лишь в условиях достижения этого строя для человечества. Человек-личность - это идеолог и политический руководитель, исторический деятель, который идет впереди своего класса, указывая ему дорогу, это рабочий, освободившийся от гнета эксплуатации. Новый человек только тогда ведет свой класс, когда он умеет раньше других разрешить все теоретические, политические, тактические и организационные вопросы, которые возникают перед классом в ходе общественного развития. Такой человек служит обществу, становясь винтиком машины, движущейся к лучшему будущему. И это уже вторая тенденция в марксизме: «Личный элемент не имеет в истории ровно никакого значения...» . Личные интересы человека попираются в угоду общественным, а ориентиры, выдвигаемые идеологами марксистского направления для человека-пролетария, направлены на достижение личностью светлого будущего, в составе общества. Такими ориентирами стали: единство (равенство), творчество, труд и познание. Человек является общественным существом. Поэтому всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Реальные отношения людей есть основа моральных взглядов. Но в классовом обществе мораль носит классовый характер: «... всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей. действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике»237.
Такая мораль призвана навсегда избавить общество от эксплуатации и классовой борьбы, царящей в обществе. Люди в обществе должны объединиться с целью достижения лучшего будущего. Во взаимодействии с другим человеком проявляется ценность личности. Ни в обществе, ни в природе нет ничего такого, что могло бы помешать установлению норм целесообразности и товарищеских отношений между людьми. Единство должно осуществляться через единство действий, свободу обсуждения и критики. После всеобщего решения все действуют как один человек, работая на благо общества. Отрицательную сторону единения отразил писатель Л. Андреев в «Рассказе о Сергее Петровиче»: «С привычкой к общественности, вынесенной из гимназии, он принимал участие во всех студенческих организациях и аккуратно посещал собрания. Там он слушал ораторов, шутил, когда с ним шутили, и потом ставил на клочке бумаги плюс или минус, а чаще уклонялся от голосованья, так как не мог в такое короткое время решить, на какой стороне справедливость. Но, в общем, его решения всегда сходились с мнением большинства и терялись в нем» . Другими словами, мнение одного подчиняется общественному мнению, теряется индивидуальность. Важнейшим ориентиром русского марксизма стал труд или материальное производство, который является основой общественной жизни, политической и умственной истории человечества. Труд проявляется в человеческой деятельности, которая не только помогла становлению человека, но и сыграла решающую роль в развитии человечества. В деятельности человека сочетаются объективная необходимость и сознательная деятельность. Результат деятельности человека - развитие производительных сил. Труд старше искусства. И человек смотрит сначала на предметы и явления с утилитарной точки зрения и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения. Труд также является процессом, в котором человек регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Труд в воззрениях марксистов тесно связан с искусством.
Труд является основой искусства, возникшего в первобытном бесклассовом обществе, через производительную деятельность. Искусство является порождением идеологии, царящей в обществе. Соответственно, оно должно служить интересам общества. Помимо пользы искусства, должны иметь место анализ и оценка эстетических достоинств разбираемого произведения. Таким образом, социология должна раскрывать эстетику для народа. Отрицательным явлением в понимании искусства, имевшим место в советский период, стало доведение задачи искусства до полезности того или иного произведения в рамках существующей идеологии. Еще одна задача искусства - замена религии. Религия, как понятие, выдвигается, но это особая религия, религия как отражение взгляда на человека, атеистическая религия, или религиозный атеизм, для которого основой 238 становится принцип: Человек человеку - Бог. Необходима новая религия, связанная с идеалом социализма, которая и есть религия человечества, религия труда. Для такой религии являются основными борьба и труд как смысл жизни, реорганизация общества на началах солидарности . Другой взгляд на религию состоит в том, что она является плодом фантазии и воображения и выдает себя за действительность, между тем как искусство, отражая действительность, является тем, что оно есть в самом деле, - плодом художественного воображения239 240. Красота, в понимании русских марксистов тесно связана с биологией. Сама красота человека (как тела, так и лица) сводится, по преимуществу, к совокупности признаков, обличающих здоровый, сильный организм, одаренный живой и богатой психикой: «Единственное благо, единственная красота есть совершеннейшая жизнь»241 242. Но красота и добро есть также все, что ведет к росту сил в человечестве, к повышению жизни. В противоположность этому - все, что ослабляет человечество, есть зло и безобразие . Общечеловеческая сущность красоты и искусства связана с общественной, универсальной, свободной, творческой деятельностью человека, благодаря которой человек создает предметный мир также и по законам красоты. Эстетическое отношение человека к миру возникает потому, что «именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Одна из граней их творчества проявляется в производстве человеком друг друга и физически, и духовно. Естественным стимулом творчества станет и живая связь с Матерью- Природой. Человек живет природой, и при этом он повергает ее к своим ногам, диктуя ей свои цели. Эталоном этой целесообразности выступает техническая система. Получается космический цикл, в ходе которого природа склоняется перед волей, а воля должна быть подчинена глобальной цели, цель же эта скрыта в глубинных слоях природы. Покоряющий природу человек лишь движется на ее зов243. Он определяет закономерности, в равной мере присущие как человеческой практике, так и к природным явлениям. Все существующее можно рассматривать с организационной точки зрения244 245, существуют глубокие, универсальные закономерности, применимые ко всем и всяким организационным процессам, каков бы ни был их деятель, каковы бы ни были элементы . А поскольку возможны закономерности методов и форм организации, постольку возможна и необходима для развития практической деятельности людей всеобщая организационная наука - тектология (от греческого слова тектон - строитель). С другой стороны, человек является частью природы, частью бытия, поэтому нет места для противоречия между его мышлением и бытием. Пространство и время существуют не только для мышления. Они являются формами бытия, формами созерцания. Но они таковы единственно потому, что человек - существо, живущее во времени и пространстве. Вообще законы бытия суть вместе с тем и законы мышления. Мышление отражает объективную действительность в представлениях, суждениях и понятиях и является высшей ступенью познания, которое отражается в изучении человеком мира. Среди представителей направления рождается мечта о создании новой науки - опоры для реализации программы «миростроительства», создание «мировой программы человеческой практики» осуществляя которую человек не только узнает окружающий мир, но и преобразует его в процессе материального производства. Материя, а не дух, является превалирующим в марксистской философии. Безусловно, течение футуризма в поэзии, авангарда в живописи схоже в утверждении и воспевании материи марксистами. Основу познания образуют общественная практика и материальное производство, которое является критерием его истинности. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, не зависящие от их воли отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества. Таким образом, мыслители марксистского направления выдвигали в качестве идеала человека пролетария, ведущего за собой массы. Однако человек интересен марксистам лишь как часть большой машины, которая строит коммунизм, и в ходе всеобщего труда подавляются эмоции и чувства. Человек меняет мир, но он трудится ради достижения светлого будущего, которое принадлежит коммунизму - обществу, где все будут равны по возможностям. Коммунизм не раз называли заменой религии. В таком случае, можно назвать пролетариат - сверхчеловечеством, а пролетария - сверхчеловеком, поскольку он заменяет собой Бога-устроителя и является преобразователем мира. В качестве духовнонравственных ориентиров, которым следует человек из массы выдвигаются: труд, познание, творчество и единство. Все это приводит к утверждению материалистической картины мира, под влиянием которой прошел почти весь XX в. в России. Рассмотрев идеи философов Серебряного века, можно сделать вывод об интенсивности философской мысли в этот период. Философы размышляли над будущим страны и искали пути выхода из кризиса, охватившего общество на рубеже XIX - XX вв.: 1. Смыслом жизни являлось преобразование и создание нового мира. Философы предлагают разные пути формирования новой картины мировоззрения: через духовное возрождение и объединение с Богом, через воскрешение предков и через распространение идей равенства и братства. 2. В качестве духовно-нравственных ориентиров мыслители выдвинули труд, братство или единство, связанное с равенством людей и подлинным равноправием, науку (разум), творчество (преобразование себя и Вселенной). Наряду с вышеперечисленными ориентирами, космисты и представители религиозно-реалистического направления выдвигают красоту, любовь, свободу, веру, освоение космоса (единение с Вселенной) и объединение с природой. 3. Одновременно с новым толкованием духовно-нравственных ориентиров выдвигается Новый человек. Это человек, ведущий за собой общество, преображенный Богом человек. Это Созидатель, диктующий новые ориентиры и законы через выдвинутые им духовно-нравственные ориентиры. В процессе развития идей, человек растворяется в объединенном человечестве, творящем новую благую жизнь. 4. В начале XX в. все более, под влиянием расцвета науки, а вслед за ней и техники, утверждается материалистическая картина мира, которая займет господствующее положение в дальнейшем. Человек становится частью огромной машины, которая создает счастливое будущее для общества, где все равны. 5. Отмечается особая роль России, которой отводится роль спасительницы погибающего мира. Это может быть и «Вселенская теократия» В. Соловьева, и «Сияющее Царство Божие» Н. Федорова, и коммунизм марксистов. Это идеальное государство призвано преобразить весь мир, распространившись на всю Вселенную. 6. Отдельной темой выходит тема бессмертия и воскресения. Ее развивают представители космизма и религиозно-реалистической философии. Философия в России тесно связана с общественной мыслью и искусством: «Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» . Идеи философов находят свое воплощение в творчестве деятелей искусства. Так, по мнению П. А. Флоренского, поэзия и музыка, имеют черты, объединяющие их с наукой и философией, а Блок А. Без божества, без вдохновенья. Собр. соч. в 8 т.: т. 6. М.-Л., 1962. С. 175 - 176. архитектура, скульптура и театр - с техникой. Живопись и графика являются искусством по преимуществу. И анализ пространственной формы художественного творения выступает как необходимый элемент общей культур- философской теории . Литераторы, художники и музыканты этой эпохи, как и философы, искали новые духовно-нравственные ориентиры. Каждое направление стремилось дать свою картину мира и свой путь выхода из охватившего общество кризиса. Тем не менее, поскольку все эти направления порождены одной эпохой, в них присутствует и нечто общее. На наш взгляд, искусство раскрывает человека с другой стороны, нежели философия: например, наглядно показать красоту или описать ее смогут живопись и литература, тогда как философия способна лишь выявить общую идею красоты. Что же касается чувств и эмоций - их можно ощутить лучше всего через музыку или театральные постановки. Таким образом, рассмотрение духовно-нравственных ориентиров эпохи Серебряного века будет неполным, если ориентироваться только на философские работы. Важный материал по поиску духовно-нравственных ориентиров нам дает анализ искусства данной эпохи: 1. В искусстве человек является центральным объектом. 2. Искусство Серебряного века достигло такого величия, которое во многом не превзойдено и сегодня. 3. Искусство в России отличается своей философичностью. Не случайно, например, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский рассматриваются на Западе, прежде всего, как философы. Исследованию социально-философских взглядов деятелей культуры Серебряного века посвящена следующая глава. Кожурин А. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб., 2005. С. 129.
<< | >>
Источник: Синельщикова Любовь Александровна. Духовно-нравственные ориентиры в русской культуре Серебряного века: социально-философские аспекты. 2015

Еще по теме Философия русского марксизма о назначении человека в социуме:

  1. 3.2. Объективация всеобщности субъекта и ее формы
  2. Философия русского марксизма о назначении человека в социуме
  3. 3.3. Категории и принципы синергетического подхода в социогуманитарном знании