<<
>>

1.2. Прогноз как критерий истинности научной теории

В методологическом и научно-практическом плане чрезвычайно важным является то обстоятельство, что прогноз служит одним из основных критериев истинности и плодотворности теории, положенной в основу анализа.
Если неверен прогноз, то в чем-то ошибочна теория, и ее необходимо корректировать, дополнять или пересматривать. Казалось бы, это очевидное соображение, являющееся следствием известной аксиомы «практика — критерий истины», должно было войти в плоть и кровь современного гуманитарного знания. Однако это далеко не так. Одна из главных бед современных общественных 42

43

наук состоит в разрыве между фундаментальными научными исследованиями, научными теориями, с одной стороны, и практическим прогнозированием будущего развития человека и общества, с другой. И этот разрыв по существу является пропастью. Несколько упрощая, можно сказать, что, с одной стороны, есть «высокая» научная теория, во многом существующая сама для себя и являющаяся предметом схоластических споров ученых мужей, а с другой стороны, есть «низкая» практическая реальность настоящего и будущего, которой занимаются «прикладные» науки, а также «футурология», «прогностика», «исследования будущностей» и т.п. И эта «другая сторона» почти никак не связана с «первой стороной»: фундаментальная теория существует сама по себе, а «футурология» и иже с ней — сами по себе.

В результате в современных общественных науках и на Западе, и в России существует множество красивых теоретических построений, которые либо не имеют никакого отношения к действительности, либо искажают ее настолько, что любое их применение ведет к непредсказуемым и чрезвычайно опасным результатам. Такова, например, концепция «конца истории», элегантно провозглашающая «полную и окончательную» победу либеральной демократии во всем мире — подобно тому, как в свое время провозглашалась и теоретически обосновывалась «полная и окончательная» победа социализма в СССР; такова же внешне эффектная концепция «экономики, основанной на знаниях» (имеется в виду экономика развитых стран Запада), которая якобы почти не нуждается в энергетических и вообще сырьевых ресурсах; таковы же многие внешне убедительные геополитические концепции, практическое применение которых прямо провоцирует политические и военные конфликты, а то и полномасштабные войны.

Авторы таких построений не столько изучают реальность, сколько более или менее произвольно «конструируют» ее в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Разумеется, можно спорить по поводу истинности этих и других концепций, но сам факт широкого распространения теорий, авторы которых сознательно дистанцируются от грубой реальности либо искажают ее в

угоду своим вкусам или идеологическим предпочтениям, весьма симптоматичен. Но не зная реальности и не стремясь понять ее, как можно что-либо верно прогнозировать? И какова цена теориям, грубо искажающим реальность?

Искажение реальности в теории может быть обусловлено не только погоней автора за внешней красотой и эффектностью своего построения. Гораздо чаще встречается стремление угодить господствующим мнениям и вкусам, как бы нелепы и абсурдны они ни были. Это объясняется своеобразной «цензурой общественного мнения», навязывающей свои представления о политике, экономике, морали, культуре, а также проникновением рыночных, коммерческих отношений в науку, в сферу гуманитарных знаний. В погоне за «простотой» и приемлемостью для «среднего» массового человека, которые являются условием коммерческого успеха, многие авторы более или менее явно искажают реальность или же просто не считаются с ней. С этим же стремлением угодить господствующим мнениям и вкусам связана и идеологизированность, идеологическая ангажированность многих теоретических построений, широко распространенная в самых «свободных» обществах. В идеологическом отношении «организованное» западное общество подчас свободно не более, чем общество теократическое: всё, что не согласуется с общепринятыми догмами либерализма или консерватизма, нередко отметается, зато широко используются удобные для сознания западного человека идеологические мифы и построения. Наконец, в современную эпоху «информационного общества» важнейшим фактором искажения картины происходящего стало создание взамен подлинной реальности искусственной «виртуальной» и, более того, отказ от объективного исследования происходящего как такового.

Газетная «реальность», телевизионная «реальность», компьютерная «реальность» всё больше заслоняют объективно существующую реальность, что приводит к чудовищному искажению картины происходящих событий в целях манипулирования сознанием людей. И процессы эти влияют на научное и философское мышление, заставляя его всё больше исследовать не реально происходящие процессы, а их отраже- 44

45

ния в кривом зеркале СМИ или Интернета. Но подлинная, объективно существующая реальность всё равно рано или поздно напомнит о себе — в виде экономических кризисов, провалов во внешней и внутренней политике, неожиданных стихийных явлений и катастроф. От всего этого не спрячешься в Интернет или в телевизор: с реальной бедой нужно справляться отнюдь не виртуальными средствами. Но до поры до времени это остается скрытым и от большинства людей, и от многих исследователей. В результате при всем концептуальном богатстве и логической изощренности современной науки ее прогностический потенциал на удивление мал. За примерами недалеко ходить. Как уже отмечалось, ни советология, ни отечественные общественные науки не смогли предсказать перестройку, крушение коммунистических режимов в Восточной Европе, крах советской системы, распад Советского Союза, конфликты в Югославии, усиление международного терроризма и многие другие ключевые события конца XX — начала XXI в. И дело здесь, повторяем, не в слабой разработанности методов экстраполяции или недостаточной скорости совершаемых компьютерами операций, а прежде всего в разорванности между фундаментальными научными исследованиями и прогнозированием будущего.

Разумеется, провалы гуманитарных наук при анализе настоящего и будущего во многом объясняются не только существующим разрывом между фундаментальными и прогностическими исследованиями, но и сложной взаимозависимостью процессов, протекающих в разных частях мира. Методологии же, которая позволила бы в полной мере учесть тонкие связи между глобальными, региональными и национальными процессами, практически нет.

Концепции глобализации и «глока-лизации» пока что справляются с этой проблемой слабо и, как правило, учитывают лишь воздействие процессов, происходящих на Западе, на незападные страны; обратное же влияние они практически игнорируют. Результат — заведомо искаженная картина настоящего и будущего, не позволяющая правильно прогнозировать. В какой-то мере проблему взаимовлияния

Запада и не-Запада поставил С. Хантингтон, выдвинувший концепцию «столкновения цивилизаций», но и она представляет собой в лучшем случае лишь подход к проблеме, а не ее решение.

Между тем прогнозированием и исследованиями наиболее вероятных вариантов будущего стоило бы заниматься не «засекреченным» сотрудникам закрытых аналитических центров, где из-за отсутствия полноценного открытого интеллектуального общения работы обычно не приносят особых успехов, а обычным ученым, занимающимся фундаментальными и прикладными исследованиями, работающим открыто и печатающимся в открытой печати. При этом им вовсе не обязательно объединяться в «футурологические» или «прогностические» ассоциации (такие объединения, как свидетельствует опыт, малоэффективны [Бестужев-Л ада 2004. С. 97—105]) или специально придавать своим работам прогностический оттенок. Достаточно проанализировать собственные исследования или работы коллег с точки зрения того, какие перспективы из них вырисовываются и насколько подтверждаются эти перспективы. При этом неминуемо встанут вопросы о методологической базе исследования, об условиях применения используемых методов или концепций, о масштабах и значимости выявленных тенденций и т.п. Тогда-то и возникнет настоящая возможность проверять истинность тех или иных концепций, причем проверять, руководствуясь не абстрактно-логическими принципами позитивизма или неопозитивизма, а реальным ходом событий.

Удивительно, что подобная практика, обычная для естественных наук (если выдвигаемую теорию нельзя проверить на опыте, в эксперименте, то такая теория в физике или химии просто не нужна), столь мало распространена в общественных науках и — шире — в гуманитарном знании.

Обычный ответ на это состоит в том, что в общественных науках нельзя или очень трудно поставить эксперимент. Но не обязательно ставить эксперименты на живых людях и целых обществах (хотя политики, экономисты, военные только и занимаются этим — взять хотя бы «коммунистический эксперимент» в 46

47

СССР и ряде других стран, «нацистский эксперимент» в Германии 1930-х годов, «либерально-рыночный» эксперимент в постсоветской России и бывших советских республиках, «эксперимент» США и их союзников в Ираке и др.). Достаточно более или менее верно спрогнозировать хотя бы некоторые важные события и процессы будущего, чтобы теория в общественных науках получила право на существование. Но если теория выдает неправильные прогнозы и неверно рисует перспективы, это означает, что она основана на неверных предпосылках или же делает некорректные выводы. Значение прогнозов для развития теории чрезвычайно важно и по следующей причине. Дело в том, что сбывшийся прогноз в гуманитарном знании играет ту же роль, что «мысленный эксперимент» в естественных науках. Те связи и взаимодействия, которые в научной концепции лишь предполагались и обосновывались, становятся доказанными, после того как обнаружилось соответствие вытекающих из концепции прогнозов реальности. Тем самым полный «цикл» развития научной концепции включает стадию теоретического «угадывания» и обнаружения связей внутри исследуемого объекта, стадию упорядочения этих связей, стадию теоретического обоснования значения созданной таким образом модели, стадию формирования прогноза на основе созданной модели и стадию проверки этой модели на предмет соответствия сделанного прогноза реально наблюдающимся явлениям. Таким образом, прогноз проясняет и доказывает те связи, которые в научной концепции были лишь намечены в общих чертах. Положение, однако, осложняется тем обстоятельством, что в общественных науках всегда в той или иной мере присутствуют интересы и идеологические предпочтения, стремящиеся исказить реальную картину настоящего и перспективы будущего.

Как известно, если бы в геометрии присутствовали интересы тех или иных властных группировок, это привело бы к тому, что сумма углов в треугольнике была бы больше или меньше 180 градусов. Но дело всё же не безнадежно: и в общественных науках, как и в науках естественных, следует не доверять благим рассуждениям и пожеланиям, за которыми скрыты корыстные интересы, а судить по делам и реальному развитию событий. Никакие интересы, никакая самая изощренная пропаганда и манипулирование сознанием не в состоянии отменить экономический кризис, массовое недовольство в обществе или падение прогнившего политического режима. Можно сколько угодно твердить о вечном процветании, о «полной и окончательной» победе, о великих успехах, но рано или поздно реальность скажет свое веское слово. И общественные науки должны быть не служанками власть имущих, а действительно независимыми областями знания, представители которых озабочены поисками истины, а не только премиями, званиями и гонорарами. Таким образом, без понимания объективно существующей реальности невозможно построить теорию, дающую верный прогноз. Проверить работоспособность теории можно главным образом по прогностическим выводам, которые из нее вытекают. Расхождение теории и практики, логических построений и происходящих процессов должно вести к переосмыслению основ теории или по крайней мере к ее существенной корректировке. Теоретик должен ощущать ответственность за свое дело, поскольку в общественных науках не бывает нейтральных по своим последствиям теорий, и за ошибочность или за злонамеренное употребление некоторых теоретических построений подчас приходится расплачиваться миллионам людей.

<< | >>
Источник: Пантин, В.И., В.В. Лапкин. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. - Дубна: Феникс. - 448 с.. 2006

Еще по теме 1.2. Прогноз как критерий истинности научной теории:

  1. 10.2 Корреспондентная теория истины
  2. Научные теории и законы
  3. Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК СИСТЕМА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
  4. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  5. 1.2. Прогноз как критерий истинности научной теории
  6. Элементы как особый жанр научной литературы
  7. 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
  8. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
  9. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ И ЕЕ КРИТЕРИЯХ
  10. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕВРАЗИЙСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  11. 1. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России
  12. Критерии отграничения научного знания.
  13. Законы как ключевые элементы научных теорий.
  14. Фальсифицируемость как критерий научности по К. Попперу