Понятие «духовно-нравственные ориентиры» применимо в различных сферах философского знания: этика, философия культуры, философская антропология; оно работает и в контексте социально-философского исследования. Дадим определение каждому компоненту этого словосочетания. Духовность определяют следующим образом: «Оплодотворение души духом и постоянная тяга к духу (совершенствованию, беспредельности, свободе, предельным целостностям) есть не что иное, как духовность» . Авторы книги «Природа и дух: мир философских проблем» дают следующее определение духовности: «духовность - направленность человека за пределы своего наличного бытия, природы и одновременно глубокое переживание последней, т. е. стремление связать свой духовный мир с природой, душу с духом. Когда страстная любовь к природе сочетается с интенсивной устремленностью за ее пределы, то при этом достигается максимально выраженная связь духовных миров с нашим миром (природой). Это оптимальный случай, когда реализуется и 2 познание природы, и постижение человека (проникновение в его сущность в сфере искусства). Это есть ситуация высшего проявления духовности человека» . Также духовность определяется как понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому («материальному», «природному») существованию человека или, по меньшей мере, отличные от него.... В этическом аспекте она обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в его сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу3 4. В работах В. Н. Сагатовского отмечается, что под духовностью понимается приобщенность души к духу (индивидуального начала к целостному, Я и Ты к Мы) как результат «глубинного общения»; присутствие духа в душе5. Подобным образом определяет духовность и академик А. А. Корольков: «Духовность - это проявление устремленности к совершенному, идеальному, целостному. Духовность преодолевает утилитаризм, чисто практическое, точнее - прагматическое, бытие человека»6. Солидарен с исследователями в определении духовности петербургский философ Е. Г. Бессонов: «В ... понимании духовного, во-первых, глубже представлено то, благодаря чему человек становится личностью. В данном контексте духовность является тем глубинным явлением, которое и определяет неповторимость, индивидуальность культуры личности. Во- вторых, духовность раскрывается как человеческая способность преодоления отчужденности, изолированности в человеческом отношении к другому, содержащая возможность достижения духовного единства. Разделенность между духовным и идеальным, миром ценностей и сферой отчуждения, народом и властью может преодолеть только самостоятельная и духовно свободная 7 личность как творец и носитель духовных начал своего народа» . Общим для указанных определений становится стремление человека к единству с духом, другими словами, через духовность человек возвышается над повседневностью, духовно совершенствуется. Нравственный закон, по определению С. Л. Франка, «закон, который человеческое «я» испытывает как внутренне понятный ему и свободно g признанный закон...» . Авторами учебно-научного пособия «Лики морали» нравственность определяется, как способность человека соотносить себя с другим человеком и всей живой природой с точки зрения равенства, превосходства или унижения7 8 9. Нравственность является важнейшим аспектом культуры, дающим общее основание человеческой деятельности. Ее разрушение приводит к распаду общества, к катастрофе. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Ориентиром же является то, что служит опорой в жизни, направляет чью-либо деятельность. Не случайно многие ученые считают, что человек только тогда становится личностью, когда он приобщается к нравственности, вследствие чего сущность человека часто определяется через понятие Homo moralis (человек моральный). Таким образом, духовно-нравственные ориентиры, в нашем представлении, это совокупность приоритетных для личности нравственных, эстетических и социальных норм, принципов и правил, помогающих в максимальном утверждении гармонического единства с окружающими людьми, со своей страной, природой, и являющихся эталоном в жизни, поведении, позволяющие личности самосовершенствоваться и улучшать социальный мир. Проблемы, которые пытались разрешить мыслители Серебряного века, были вызваны изменениями в жизни общества, произошедшими на рубеже XIX - XX вв. Экономическая нестабильность, мировая война и революции, упадок морали, утрата веры в рациональное постижение мира - все это проявления кризисного состояния общества. В таких условиях многие деятели культуры пытались определить причины мировоззренческого кризиса, предугадать последствия и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Философы Серебряного века рассматривали мир и человека, как правило, в ключе реалистического мировоззрения, утверждающего единство материального и духовного начал мира10. Несколько иначе его понимает ученый А. Ф. Замалеев: под реализмом понимается учение, восходящее к средневековой схоластике и признающее существование общих понятий и идей, по существу, восходящим к «линии Платона»11 12. «Философская метафизика является рациональным объяснением бесконечных характеристик бытия - приложением четырех аристотелевских причин: формальной материальной, производящей и конечной - к относительным и абсолютной реальностям. Это возможно, ибо «законы разума суть вместе и законы реального мира». Быть реальным - значит быть познаваемым...» - таков взгляд на реализм ученого И.Д. Осипова. Мы согласны с этими определениями, но понимаем реализм несколько иначе - как синтез материального и идеального. Реалистами в XIX в. называли себя как мыслители материалистического и позитивистского направлений (например, А. В. Луначарский13, А. А. Богданов14, В. А. Базаров15 и др., обосновывавшие позицию реалистического мировоззрения)15 16 17 18 19 20 21 22, так и философы, которых мы традиционно относим к религиозно-идеалистическому направлению. В то время, в конце XIX - начале XX столетия появляются учения об «идеал-реализме» Н. О. Лосского и «абсолютном реализме» С. Л. Франка , обосновывающие и доказывающие неразрывность материи и духа. Это время в русской философии характеризуется религиозным Ренессансом - утратив доверие к позитивизму, часть мыслителей обращают свой взор к Богу. Каких нравственных ориентиров следует придерживаться человеку и обществу, живущим в эпоху перемен - к этому вопросу в равной степени обращались Николай Федоров , Владимир Соловьев , Сергей Булгаков , Николай 22 Бердяев , Семен Франк и др. Русская религиозная философия рубежа XIX - XX веков рассматривала тему кризиса в широком диапазоне: от утопических теорий (например, у Николая Федорова и космистов, в «теократической утопии» Владимира Соловьева и т.д.) - до явного катастрофизма, проблемы духовного вырождения, конца культуры и цивилизации, трагической судьбы России, смысла революции как исторической катастрофы (у Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Д. С. Мережковского). Лейтмотивом философии того времени была трагедия - трагедия не только отдельной личности, но трагедия всего народа, всей страны. Кризис культуры был всеобщим, и в попытках изыскать выходы из него предлагались самые разнообразные способы и выдвигались различные, в том числе, религиозные ориентиры. В искусстве господствовало декадентство (символизм), а в философии - экзистенциализм, иррационализм, персонализм, отражающие кризис рационализма. Источниковедческая база настоящего исследования представлена: во-первых, трудами деятелей культуры Серебряного века: А. М. Авраамова23, И. Ф. Анненского , К. Д. Бальмонта , А. Белого , Н. А. Бердяева, А. А. Блока , 28 29 30 31 А. А. Богданова , В. Я. Брюсова , С. Н. Булгакова , И. А. Бунина , Е. Б. Вахтангова , В. И. Вернадского , З. Н. Гиппиус , М. Горького , Л. Н. Гумилева23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36, Н. С. Гумилева37, В. И. Иванова38, И. А. Ильина39, А. Ф. Лосева40, Н. О. Лосского41, А. В. Луначарского42, В. В. Кандинского43, М. А. Кузьмина44, А. И. Куприна45, К. С. Малевича46, В. В. Маяковского47, B. Э. Мейерхольда47, Д. С. Мережковского48, Г. В. Плеханова49, Н. К. Рериха50, А. Н. Скрябина51, В. С. Соловьева, Ф. К. Сологуба52, Л. Н. Толстого53, Е. Н. Трубецкого54, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского55, С. Л. Франка56, A. П. Чехова57, Л. И. Шестова58, и др. Во-вторых, использовались монографии и статьи современных исследователей, освещающие наследие Серебряного века: труды В. Ф. Асмуса59, Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина60, П. П. Гайденко61, А. А. Грякалова62, C. Е. Глезерова63, А.В. Доливо-Добровольского64, И. И. Евлампиева65, B. В. Зеньковского66, А.Я. Кожурина67, Н.В. Мотрошиловой68, Л. А. Рапацкой69, 71 72 73 74 О. Ронена , Д. В. Сарабьянова , С. Г. Семеновой , В. С. Семиной , 75 76 77 Ю. В. Синеокой , Е. А. Трофимовой , С. В. Федотовой . В третьих, литература, раскрывающая понятие «кризис», «переломные эпохи» и современное состояние общества, представленная авторами: 78 79 80 81 П. С. Гуревичем , В. А. Дмитриенко , А. И. Извековым , В. Л. Обуховым , Л. Н. Ольховой69 70 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81, Ю. М. Плотинским82, Т. Ю. Сидориной83, В. Н. Томалинцевым84, Н. Т. Фроловым85. В-четвертых, монографии авторов, освещающих понятия «идеал», «духовность», «нравственность» и др. Это следующие авторы: Е. Г. Бессонов86, М. С. Каган87, А. А. Корольков88, Б. В. Марков89, А. Г. Сабиров90, В. Н. Сагатовский91, Л. Н. Столович92. Сходство нашего времени и эпохи Серебряного века подтверждается огромным количеством исследований современных авторов, посвященных Серебряному веку и социально-философским аспектам эпохи рубежа XIX - XX вв. Здесь следует упомянуть диссертации С. В. Алябьевой93, Р. Н. Зеленкова94, Н. Г. Коваленко95, И. В. Кутыковой96, М. Н. Маховой97, А. О. Туфанова98, С. Я. Ягубовой99. Тем не менее, проблема духовно-нравственных ориентиров в философии и культуре Серебряного века в ее социально-философских аспектах, определяющих предназначение человека в социуме, на данный момент изучена недостаточно. Нет специальных монографий, посвященных исследованию духовнонравственных ориентиров, предлагаемых деятелями культуры Серебряного века, а в статьях, посвященных этому вопросу, это понятие даже не определяется. Широко используется понятие «духовно-нравственные ценности», но преимущественно в этических сочинениях и в трудах богословов. Между тем, понятия «ценность» и «ориентир» не совпадают, поскольку между ними существуют как единство, так и различие. Ценностями называют вещественные и идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельной личности, либо для всего человечества. Ориентир же, в нашем понимании, включает только духовные идеалы и ценности, и потому является конкретизацией понятия «ценности», его отдельного аспекта. Но между этими понятиями существует и сходство. Подобно тому, как в аксиологии понятию ценностей противостоят антиценности, так и в духовнонравственных ориентирах присутствуют и положительное, и отрицательное содержание, что будет показано в дальнейшем. Объект исследования - социально-философские аспекты в философском и культурном наследии России с 1890 г. по 1917 г. Предмет исследования - социальная значимость духовно-нравственных ориентиров человека в философии и искусстве Серебряного века. Цель и задачи исследования - раскрытие социально-ценностных аспектов во взглядах философов и деятелей культуры Серебряного века и значение наследия рубежа XIX - XX вв. для современной философии. Заявленная цель предполагает решение следующих задач: - показать мировоззренческие особенности кризиса эпохи конца XIX - начала XX вв. и выявить аналогии с современной кризисной эпохой; - определить общие духовно-нравственные ориентиры для философов и деятелей искусства рубежа XIX - XX вв. и раскрыть их актуальность для нашего времени, а также для будущего формирования национальной идеи; - выявить роль русского космизма для формирования образа современного человека; - выявить, что принципиально нового и важного для нашего времени внесли в понимание социокультурных норм философы религиозно-реалистического направления; - определить достижения и недостатки марксистского понимания духовнонравственных ориентиров; - раскрыть социальную роль художественной литературы в формировании нового морального облика человека в рассматриваемую эпоху; - очертить и охарактеризовать духовно-нравственные ориентиры, определяющие смысл жизни, в наследии художников Серебряного века; - раскрыть духовно-нравственные опоры в жизни, утверждаемые в театральном и музыкальном наследии деятелей культуры Серебряного века.