<<
>>

§2. Влияние информационных технологий на развитие личности в процессе образования

Переход к информационному обществу предполагает процесс непрерывного реформирования всех сфер общественной жизни, которая будет обретать те «качества», которые предоставят человеку возможности самореализации.
В постиндустриальном обществе, в котором знания становятся основным инструментом перемен, производитель и носитель этих знаний - человек - приобретает все большее влияние на ход истории. Поэтому важно уточнить, какой смысл приобретает в современных условиях образование, какова его цель и какие качества личности оно призвано развивать и формировать и какими средствами располагает для реализации цели. Классическая модель образования, сформировавшаяся в ответ на потребности индустриализации, ставила целью развитие прежде всего интеллектуальных способностей учащихся в процессе изучения основ наук, формирование социально значимых качеств в процессе нравственного, правового, трудового, физического воспитания. Образование понималось как процесс передачи опыта, накопленного поколениями в ходе исторического развития, новым поколениям. В классической модели образования исключительная роль отводится преподавателю, который должен быть не только всесторонне образованным, знающим свой предмет специалистом, но и нравственно совершенной личностью. Авторитарный характер образования способствовал социализации выходцев из низших слоев общества, пополнявших города, становлению системы всеобщего образования, повышению образовательного и культурного уровня, что соответствовало задачам индустриального и демократического развития160. Переход к постклассической парадигме в науке и философии на рубеже XX в. изменил представление об образовании, которое поставило своей целью индивидуальное развитие личности, реализацию заложенных в ней способностей и качеств. Такое радикальное переосмысление целей образования было обусловлено изменением представлений о природе человека: «Деабсолютизация дискурсивного разума, локализованного в сфере точных наук, расширила диапазон человеческих возможностей познания мира, где наряду с логическим мышлением право на жизнь получили интуиция, интроспекция, «переживание», «вчувствование», понимание.
Человек предстал как существо незавершенное, самоопределяющееся, свободное от диктата трансцендентного, наделенное имманентно присущей ему способностью к творчеству, к бесконечному саморазвитию»161. Видение человека как лишенного неизменной сущности, но в процессе своего существования обретающего новые качества и свойства, порождающего в актах творческой активности новые формы бытия и изменяющего самого себя, наиболее ярко и убедительно было представлено в философии жизни и экзистенциализме. «Жизнь, — писал Х.Ортега-и-Гассет, — это прежде всего наша возможная жизнь, то, чем мы способны стать, и как выбор возможного - наше решение, то, чем мы действительно становимся. Обстоятельства и решения - главные слагающие жизни. Обстоятельства, то есть возможности, нам заданы и навязаны. Мы называем их миром. Жизнь не выбирает себе мира, жить - это очутиться в мире окончательном и неразменном, сейчас и здесь. Наш мир - это предрешенная сторона жизни. Но предрешенная не механически. Мы не пущены в мир, как пуля из ружья, по неукоснительной траектории. Неизбежность, с которой сталкивает нас этот мир - а мир всегда этот, сейчас и здесь, - состоит в обратном. Вместо единственной траектории нам задается множество, и мы соответственно обречены... выбирать себя162. Во всех направлениях постклассической философии человеческая деятельность характеризуется способностью к творчеству, к созданию нового, потому понятия «модернизация» и «инновация» становятся ключевыми для осмысления современности и постсовременности. Вместе с тем понятие творчества не вытесняет из лексикона индустриальной цивилизации понятие рационализма как строгого, последовательного основанного на законах логики дискурса, но объединяет их в широко трактуемом понятии рациональности163. Образование понимается теперь как средство самореализации человека, его самоосуществления, оно становится непрерывным и сопровождает человека всю его жизнь, становясь способом его существования. «Образование есть не что иное, как культура индивида, - писал по этому поводу С.И.
Гессен. - И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему никогда не может быть завершено»164. Введение неокантианцами понятие ценности, отражавшее правомерность различных точек зрения на один и тот же объект, позволили гуманитарным наукам обрести свою специфику, упрочив при этом их статус наук. Герменевтический подход к образованию ориентировал не на поиски точного и завершенного знания, а на установление смысла изучаемых событий в зависимости от изменяющегося контекста. С позиций постклассической рациональности естественные и точные науки стали рассматриваться как «человекоразмерные», т.е. включающие в себя гуманитарные аспекты оценки последствий применения их в практической деятельности людей. Эти основополагающие принципы постклассического образования складывались в течение XX в. и продолжают фундировать образовательные и педагогические теории и практики в постиндустриальном и информационном обществе. Перестройка российского образования на принципах постнеклассической рациональности является сложной задачей, поскольку они становятся ориентирами образовательно-педагогической деятельности лишь в последние два десятилетия, которым предшествовало длительное господство классической парадигмы. Советское образование, безусловно, имело определенные достоинства, которые выражались в высоком уровне образования населения в целом, в подготовке высококвалифицированных специалистов инженерно-технического профиля, востребованных индустриализацией, в развитии фундаментальной науки, достигшей мирового уровня в таких отраслях как космическая и военная промышленность. Вместе с тем господство моноидеологии тормозило развитие гуманитарных наук, ограниченное жесткими рамками заданных господствующей идеологией теоретических и методологических координат. Но главным недостатком было то, что ориентация на усвоение как можно большего объема знания, подавление проявлений независимого критического мышления приводили к неспособности ученых и специалистов высокой квалификации принимать решения в нестандартных ситуациях, рисковать в ситуациях, требующих полагаться на интуицию, а не на обоснованное знание.
Иными словами советское образование ориентировалось на подготовку не столько творческих, критически, нестандартно мыслящих специалистов, сколько знающих, владеющих информацией, умеющих ею распорядиться для решения практических задач165. Развитие постиндустриального общества внесло свои коррективы в систему российского образования, которое вынуждено было выстраивать новую постнеклассическую модель, учитывающую реалии наступающего «общества знания». Информационная революция, приведшая к созданию новых информационных технологий, востребовала специалистов, обладающих определенными способностями и личностными качествами. Классическая триада «знания-умения-навыки», выражавшая универсальную сущность образования с точки зрения классической педагогической науки, перестала отвечать потребностям современного общества и имеет ограниченное применение. Нарастающий поток информации, свидетельствующий о постоянном обновлении знаний, поставил уже в первой пол. XX в. задачу овладения не основами наук, а способами деятельности, методами наук, позволяющими ориентироваться в многообразии фактов, теорий, событий и упорядочивать их сообразно избранным методам. Сегодня, когда не только усиливается количество информации, но и постоянно меняются основополагающие принципы организации знаний, совершается «перманентная научная революция» (К.Поппер), выдвинуть в качестве критерия профессиональной подготовки набор каких-либо конкретных знаний, теорий, методов невозможно, поскольку они все время меняются. Именно поэтому закономерным было появление компетентностного подхода к образованию, т.е. выдвижение в качестве критерия образованности определенного набора базовых качеств личности, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Впервые компетентностный подход к образованию был применен в США в 70-гг., т.е. как раз тогда, когда началось становление постиндустриального общества. В 90-гг. прошлого века ЮНЕСКО сформулировала ряд компетенций, являющихся итоговыми для образования, куда отнесены «"четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»166 167 168.
Сегодня в науке существует множество классификаций компетенций в разных сферах по самым разным основаниям, охватывающим разнообразные способности, качества личности. Применительно к образованию также существует солидный корпус исследований, представленных в основном педагогами и психологами . Представляется, что с философской точки зрения важно рассмотреть, какие интеллектуальные способности, качества личности востребованы информационной революцией и что влияет на их формирование. Это позволит понять суть происходящих перемен в обществе и в мире в целом, а также наметить стратегические линии развития образования. Для будущего специалиста важны компетенции, связанные с развитием личного капитала, который интегрирует капиталы человеческий социальный и культурный. Большинство зарубежных и российских исследователей сходятся в том, что «экономика знаний» может успешно развиваться при наличии «людей одаренных креативным мышлением, умственными способностями и навыками понимания, использования, манипулирования и создания абстрактных моделей и формальных процедур, которые могут затем быть переведены в программное обеспечение и прилагаться в конкретных секторах благодаря более развитым вычислительным машинам» . Поэтому такие традиционные для постиндустриализма XX в. требования к специалистам, как высокий интеллектуальный уровень и креативность рассматриваются сегодня через призму действия информационных технологий, которые включают «совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании и оптико-электронной промышленности» . Среди ИКТ особое место занимает Интернет, который влияет на все стороны жизни общества — на экономику, политику, культуру, он позволяет человеку не только развлекаться, но и повышать свой культурный и профессиональный уровень, «иметь доступ к массивам информации, которые в недавнем прошлом для него были закрыты, следить за событиями международной и внутренней жизни, быть активным субъектом экономических и политических отношений, играть на бирже, создавать вместе с другими пользователями литературные произведения, устраивать выставки, проводить презентации, делать покупки, участвовать в производственном процессе, не находясь в цеху, лаборатории или конструкторском бюро» .
Работа в области информационных технологий является не только перспективной и востребованной в нашем обществе, но сложной и требующей высокого уровня подготовки. Это касается не только тех, кто создает новые технологии, новые способы хранения, упаковки и распространения информации. Информационные технологии проникают практически во все сферы профессиональной деятельности людей - в экономику и политику, здравоохранение и образование, торговлю и туризм, искусство и спорт, а это значит, что практически каждый человек может быть полноценным специалистом, только если он владеет ИКТ. Анализ профессиональных стандартов специалистов в области ИКТ, государственных стандартов к уровню подготовки выпускников и проч. документов показывает, что помимо профессиональных знаний и умений, перечень которых постоянно меняется, требуются: творческий подход к решению поставленных задач, высокий интеллектуальный уровень, который позволяет решать сложные проблемы, принимать решения, гибкость, системность мышления, коммуникабельность, 169 170 ответственность, самостоятельность, обучаемость, адаптивность, стрессоустойчивость и ряд других дополняющих вышеназванные . На первый взгляд эти требования достаточно традиционны, однако, еще раз подчеркнем, развитие информационных технологий оказывает сильное влияние на развитие способностей человека и человеческих качеств. О том, каким образом технические средства созданные человеком для решения определенных задач, начинают оказывать обратное влияние на самого человека, на его жизнь, превращаясь в активного субъекта преобразований не только в технической, но и в социальной, культурной и антропологической сфере, хорошо показал М.Маклюэн еще в начале 60-х гг.: «Созерцание, использование или восприятие любой нашей проекции в технологическую форму с необходимостью означает принятие его вовнутрь себя. Послушать радио или прочесть печатную страницу значит принять эти расширения нас самих в нашу личностную систему и претерпеть «замыкание», или автоматически вытекающее из этого искривление восприятия. Именно это непрерывное принятие внутрь себя нашей собственной технологии в ходе повседневного ее использования помещает нас в роль Нарцисса, состоящую в подсознательном восприятии этих образов нас самих и оцепенении перед ними. Непрерывно заключая технологии в свои объятья, мы привязываем себя к ним как сервомеханизмы. Именно поэтому мы, чтобы вообще пользоваться этими объектами, должны служить им — этим расширениям нас самих — как богам или в некотором роде святыням» . Квинтэссенция концепции Маклюэна: «Средство коммуникации есть сообщение». Новые технологи можно рассматривать как продолжение наших органов чувств, наших органов тела и потому они не противостоят нам, а наоборот наращивают, усиливают, умножают наши возможности. Изобретение письма и книгопечатания способствовало удержанию прошлого в памяти человечества, интенсифицировало и ускорило процессы 171 172 коммуникации, спровоцировав тем самым сдвиги во всех сферах общества. Оно привело к утверждению линейного мышления, фундаментальными принципами которого являются «единообразие» и «фрагментированная повторяемость». «Электрическая Эпоха Информации», считает Маклюэн, радикально меняет привычный образ действий: «Мгновенная синхронизация множества операций положила конец старому механическому образцу расположения операций в линейную последовательность. Конвейерная линия канула в прошлое, как и прочие проявления линейности. Так что не только линейный и последовательностный аспект механического анализа был стерт электрическим ускорением и той точной синхронизацией информации, коей является автоматизация»173 174. Линейное мышление преобразуется в «мозаичное», ибо мозаика прерывна, асимметрична и нелинейна. «Мозаичное» по Маклюэну — это соединение разноплановых, разностилевых, разнообразных, самозамкнутых кусочков, единиц чего-либо по принципу коллажа, лишенных детерминистической зависимости. Сегодня формирующее влияние технологий на человека, его способности, стиль жизни, поведение, формы социальности становится еще сильнее и заметнее. Если Маклюэн к медиа относил достаточно широкий спектр средств передачи информации, включая наряду с телевидением, радио, компьютером, фото, компьютером, деньги, часы, почту, дороги, город и т.п., то М.Кастельс констатирует наличие информационно-технологической парадигмы, основными чертами которой являются: проникновение новых технологий во все виды человеческой деятельности, сетевая логика изменения социальной системы, претерпевающей постоянные реконфигурации, конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированные информационные системы . Благодаря распространению ИКТ, происходит беспрецедентный лавинообразный рост информации, рост знаний, постоянно подлежащих обновлению. Для развития образования это имеет принципиальное значение, поскольку наука, научные знания являются фундаментом образовательных процессов. Само устройство ИКТ, прежде всего сети Интернет, облегчает сбор, освоение, обработку, использование информации, создавая тем самым благоприятные условия для генерирования нового знания. Анализ современной научной деятельности показывает, что ИКТ, интенсифицируя коммуникацию между учеными, выполняя очень сложные операции, связанные с обработкой теоретических и экспериментальных данных, увеличивая скорость исследований, оказывает влияние не только на разработку методологии и методов исследования, но и на сам процесс научного познания. В противовес понятию «традиционная наука» сегодня нередко используется понятие «Кибернаука», которая, по мнению некоторых ученых, вносит существенные изменения в цели, структуры, процессы и продукты научных исследований: «...Возникновение, становление и развитие научно-исследовательской инфраструктуры Интернет заставляет мировое научное сообщество пересмотреть сущность эпистемической инфраструктуры и парадигму производства научного знания, обратить внимание на формирование качественно новых способов передачи, использования и получения научных данных и информации, проведения научных исследований» . Дигитализации подвергаются не только точные и естественные науки, но и гуманитарные, что приводит к образованию «цифровых гуманитарных наук» . В этом смысле можно говорить о сближение естественных и гуманитарных наук, поскольку владение информационными технологиями необходимо не только для распространения и хранения информации, но и для ее генерирования. Можно назвать это процесс рационализацией, интеллектуализацией гуманитарной сферы, поскольку использование информационных технологий предъявляет более сложные, чем прежде, требования к обработке и использованию информации из области гуманитарии. По мнению некоторых исследователей, происходит формирование нового типа интеллекта - «техноинтеллекта», благодаря присутствию которого в обществе меняются «способы получения научного 175 176 знания, что связано с воздействием информационных технологий и компьютеров. Современные исследовательские задачи чрезвычайно сложны уже по своей постановке, так как требуют учета взаимозависимостей между огромным количеством параметров»177. Таким образом, внедрение в науку и образование ИКТ стимулирует развитие интеллектуальных способностей людей, таких качеств интеллекта, как логичность, доказательность, критичность, умение мыслить стратегически, сочетать аналитику с синтезом, предвидеть, просчитывать последствия совершенных действий, уметь выходить за рамки существующего и стремиться к открытию нового, не испытывая страх перед новым, неопределенным, нерешенным. Информационные технологии оказывают активное влияние не только на развитие интеллекта, но и образного, эмоционального начала в человеке. В 70-е гг. XX в. развитие ИКТ, особенно компьютера, телекоммуникаций, способствовало визуальному, или иконическому, повороту в культуре, наметившемуся в первой половине XX вв., когда классическому рационализму с его признанием приоритета вербального интеллекта, опирающегося на законы логики, было отказано в претензии выражать сущность человека. Переключение внимания с абстрактных понятий, теорий, стремящихся нарисовать универсальные, лишенные качественной определенности умозрительные схемы миропорядка, на исследование многообразия проявления человеческой натуры и культуры, актуализировало образ как важный инструмент восприятия и осмысления окружающей действительности. Образ стал рассматриваться не только как изображение, отображение действительности, не только как субъективный психологический фактор, отмечает И.Н. Инишев, но и как предметный слой «внешнего мира», наделенный смыслам и выполняющий определенные социальные функции, оказывающий влияние на самосознание индивида: «Переплетение и взаимное усиление телесного и смыслового аспектов нашего опыта, происходящее в иконическом восприятии, делают образ одним из наиболее мощных инструментов социального воздействия и взаимодействия. Более того, образ, в конечном итоге, — это не столько инструмент, сколько субъект (агент) социального действия» . Развитие в 70-е гг. ИКТ было ответом на запрос общества сформировать такое коммуникативное пространство, которое способствовало бы созданию, передаче, распространению информации оптимальными средствами, т.е. с помощью визуальных образов. Объясняется это следующим образом: «Динамичность жизни определяет доминирование в коммуникативном пространстве кратких емких образов, позволяющих оперативно работать с большими объемами информации. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять вербальные тексты графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что способствует целостному и многоуровневому восприятию информации. Изображение в качестве канала связи характеризуется максимальной пропускной способностью, а как резервуар для хранения информации - максимальной информационной емкостью. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения сообщения многократно усиливают степень его воздействия на человека. Минуя лингвистические преграды, визуальный образ способен создавать коммуникативные отношения»178 179. Создаваемая ИКТ визуальная реальность воспринимается как более достоверная по сравнению с вербальной, она наделяется способностью не просто репрезентировать смыслы, но и продуцировать их, ее образы аккумулируют новые коммуникативные возможности, но главное - создают «эффект присутствия» жизни в ее эстетически-чувственном проявлении, что кажется гораздо важнее голых схем и абстракций, предоставляемым дискурсивным разумом. «Все большее число исследователей культуры, - отмечает В.Л. Круткин, - исходят из того, что объекты, данные нашей чувственности, обладают экзистенциальным статусом, способны действовать, наделены собственной жизнью. Такие объекты могут быть художественными или нет, но они вызывают чувства, несут эмоциональный груз, это не может быть сброшено со счетов. Такие объекты возвращают нас во времена и пространства, которые невозможно посетить вновь, говорят о событиях как печальных, так и радостных для памяти. Такие объекты служат монументами коллективной памяти, индексами культурных ценностей, центрами ритуальных действий, оправданиями общих или индивидуальных потребностей» . Визуальность не «довесок» к вербальным формам репрезентации мира, считает В.В.Колодий а «базовый модус существования современной социальности, культуры, общий принцип структурирования их форм» . Универсальный характер так понимаемого образа приводит к переосмыслению его онтологического статуса и признанию того, что не только искусство, но самая строгая наука не просто оперирует «информационными образами», но и, как показал Дж.Элкинс, продуцирует их . Аналогичную мысль высказывает и немецкий искусствовед Х.Бредкамп, который считает, что визуальные образы в науке не иллюстрируют мысли, а являются их актуальной формой и наделяются «аурой», как это имеет место для произведений искусства180 181 182 183 184. Визуализация реальности, превращение ее в самостоятельную, самовоспроизводящуюся, самореферентную (В.Савчук), являющуюся единственным источником наших представлений о мире и о себе, превращает визуальный поворот в новую онтологию культуры и человека. Возникает убеждение в необходимости разработки новой исследовательской дисциплины — визуальной антропологии, которая должна сосредоточиться на изучении визуальных презентаций социокультурных обществ и традиций . Использование достижений визуалистики в сфере образования может самым активным и положительным образом влиять не только на освоение материала учебных дисциплин, но и на развитие образного мышления, эстетического отношения к миру, способствующих его освоению в конкретно-чувственной, ценностно-пристрастной форме. Визуальный способ передачи информации более эффективен, чем вербальный и текстуальный, поскольку оказывает более сильное эмоциональное воздействие и не требует сложных процедур декодирования, дешифровки . В последние годы опубликованы исследования, в которых показано, как различные визуальные источники — географические карты, фотографии, карикатуры, рекламные плакаты, графические образы, архитектура — могут быть источником исторических знаний об образе жизни народов и социальных групп, о структурах власти, о мироустройстве и о политике . Особое внимание стоит обратить на «власть образа», которую может дать такой популярный среди молодежи аудиовизуальный источник как кино. «Потенциальная возможность трансформации произведения экрана в исторический источник, - пишет К.Разлогов, - заключается в родовом проклятии кинематографа (и телевидения), а именно в имманентной достоверности фотоизображения, звукозаписи и звуковоспроизведения. При этом художественный текст надо «вывернуть наизнанку», рассматривая его не как произведение искусства, а как специфический источник знаний о человеке и обществе определенного исторического периода»185 186 187. Для образовательного процесса визуальный источник не является самодостаточным, поскольку нуждается в контекстуализации, в расшифровке контекста, в его интерпретации. У специалистов не вызывает сомнение важность и полезность использования информационных технологий, телекоммуникативных систем в образовании: в проведении различных телеконференций, консультаций со специалистами, которые могут находиться в любом удаленном регионе мира, в корпоративном внутрифирменном обучении, когда, отмечает Бирюкова, проектируется и создается модульная оболочка виртуального университета для освоения определенных техник или выяснения проблемного поля в конкретной специально-предметной области: «Следовательно, одно из необходимых условий освоения Интернета и телекоммуникационных технологий в системе университетского образования состоит в инициации способностей понимания в визуальной форме - то, что и составляет основу воображения. Результатом формирования способности к пониманию визуального диалога и столкновения символов и визуальных рядов (стилевых, информационных, ориентационных) должна по видимости стать диаэйдетика - техническая дисциплина, позволяющая сталкивать образы для того, чтобы восстанавливать ситуацию и продолжать поиски истины. /.../ Здесь важно определить основную тенденцию развития телекоммуникационных систем. Она предполагает опору на сформированные способности и является способом закрепления уже наработанных и сложившихся привычек потребления информации и навыков общения»188. Способность восприятия информации в визуальной форме предполагает использование соответствующих методов и приемов осмысления материала, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Культура понимания образа, визуального ряда, визуального источника, умение его расшифровать, деконструировать скрытые смыслы требует критического самостоятельного мышления, способности к рациональной аналитической и синтетической деятельности. «Визуальная революция» формирует иной типа разума, - пишет Ю.Нарижный, - способного к интерпретации, к распаковыванию многообразных смысловых значений, к ориентировке в сложно организованном информационном пространстве. Она детерминирует потребность замены «директивного» разума «герменевтическим»189. Таким образом, использование ИКТ в области науки и образования способствует развитию рациональной интеллектуальной деятельности и образно-эмоциональной, синтез которых создает мощный потенциал креативности, ускоряющий дальнейшее развитие информационного и сетевого общества. Возрастание роли визуальных образов привело к созданию на основе новых технологий искусственной реальности, получившей название виртуальной. Виртуальная реальность представляет собой модель реальности, которая, как и всякая модель, может обладать разной степенью экзистенциальности, т.е. подобия реальности. С помощью ИКТ, особенно сети Интернет, внутри этого пространства, отмечает Е.Ю. Журавлева, уже создаются виртуальные научно-исследовательские инфраструктуры, предназначенные для совместного использования распределенных вычислительных, технических ресурсов и инструментов. Эти инициативы имеют чрезвычайно широкий спектр: научные блоги, портфолио, различные Интернетисследования, Интернет-лаборатории, Интернет-конференции, виртуальные обсерватории, виртуальные организации и проч. В образовательной сфере формируется виртуальное образовательное пространство, в котором реализуются принципы и технологии дистанционного обучения . Это означает, что ученые, преподаватели, студенты из разных стран могут создавать виртуальные среды для проведения совместных исследований, конференций, что в целом позволит существенным образом влиять на развитие науки и образования. «Разновидностью виртуальной исследовательской лаборатории является виртуальная обучающая лаборатория - виртуальный комплекс учебных материалов, тренажеров, приборов, позволяющий моделировать реальные эксперименты с заранее известными результатами, - пишет Е.Ю. Журавлева. - Виртуальные учебно-исследовательские лаборатории обеспечивают возможность совместной работы географически удаленных друг от друга студентов и преподавателей с использованием современных информационных технологий»190 191. О том же пишут и другие исследователи: «С помощью дигитального способа текстообразования субъект компьютерных экспериментов может создавать и по своей воле изменять любые компьютерные модели, визуализирующие физические процессы таких миров, которые не доступны органам чувств человека и практически не поддаются исчислению с помощью человеческого рассудка»192. Виртуальные научно-исследовательские структуры стимулируют у студентов способность к проектированию, прогнозированию, необходимых для современных специалистов, которые обязаны оперативно и ответственно принимать решения, просчитывая и учитывая последствия, которые могут повлиять, позитивно или негативно, на жизнь людей193. В условиях глобализации это тем более важно, что отдельные локальные действия могут иметь эффект цепной реакции и привести к глобальному кризису. Тем самым виртуальное пространство позволяет не только обмениваться информацией, объединять усилия в решении научных проблем, но и создавать возможности моделирования процессов и проведение экспериментов, которые технически очень сложны или содержат в себе риски, могут иметь непредсказуемые последствия, а также проигрывать различные варианты выбора возможного и т.д. Работа в рамках виртуальной реальности позволяет испытать себя как будущего профессионала, оценить свой творческий потенциал, потенциал решимости и ответственности, готовность действовать в неопределенной ситуации, чреватой рисками. Итак, ИКТ воздействуют на сознание человека, на его рациональную и внерациональную сферы, таким образом, что стимулируют возможности развития и реализации его творческого потенциала. Способность к творчеству, если его понимать как создание нового, прежде не существовавшего, но социально значимого, не присуща всем людям, а если кому присуща, то не в равной мере с другими. Однако способность к творчеству получает свободное и полное развитие при наличии благоприятной среды: чем разнообразнее научная, культурная, социальная среда, тем больше возможностей для творчества. И наоборот, чем однообразнее, монотоннее окружающая среда, тем уже коридор принятия нестандартных решений. Сетевая конфигурация информационных технологий представляет реальность как состоящую из множества источников информации, центров информации, каждый из которых может иметь различные основания, инициировать различную логику и приводить к соответствующим выводам, несовместимым с другими. Доступ в принципе каждого человека к множеству информационных источников был обеспечен в 60-е гг. выбором гражданского общества, как совершенно справедливо подчеркивает М.Кастельс, поскольку «альтернативой «персоналке» являлась концентрация контроля за развитием компьютерной технологии в руках крупных корпораций (IBM) и правительства». Опасность тотального контроля над гражданами в результате монополизации ИКТ остается реальной для отдельных стран и регионов даже при наличии персональных компьютеров, что лишний раз подчеркивает человекоразмерный социальный характер современных технологий, которые в свою очередь и сами трансформируют реальность таким образом, что она становится многомерной, полицентричной, сетевой. В этой связи сегодня можно говорить о необходимости развития сетевого мышления как обладающего преимуществами перед мышлением линейным, поскольку линейное мышление следует одной логике и ведет к единственно «правильному» результату. В психологии в 60-е гг. (Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Д.Роджерс) складывается понимание мышления как дивергентного, которое в отличие от конвергентного - алгоритмичного по своему действию, ориентировано на поиск поливариантного решения проблем . В середине 70-х Ж.Делез и Ф.Гваттари предложили использовать понятие ризомы для характеристики нелинейного, ненаправленного, дисконтинуального, спонтанного мышления, обладающего креативным потенциалом. Сегодня в эпоху Интернета наибольшее распространение получает понятие «сетевое мышление», или Net-мышление (Internet-мышление), которое характеризуется нелинейностью, мобильностью, 194 интенциональностью, интерактивностью, коммуникативностью, открытостью. Сетевое мышление воспроизводит логику информационных сетей, ветвясь в разных направлениях и завязываясь в информационные узлы, которые перемещаются по сети, свидетельствуя о концентрации интересов в том или ином участке инфопространства. Сетевое мышление, в котором преобладают горизонтальные связи, постоянно реконфигурируется, не утрачивая при этом системный характер. Сетевое мышление, по мнению представителей синергетики, «не трансцендентно, а трансгрессивно — оно не ищет скрытые сущности, а образует новые параметры порядка на поверхностях спонтанно самоорганизующихся сетей. При “проколе” поверхности мы перейдем не к новому сознанию, а к новой сети с новыми параметрами порядка. С этой точки зрения модель сетевого мышления носит детерминистический характер. Появление параметра порядка на поверхности сети детерминировано моделью сетевого сознания, но не предсказуемо. —Детерминировано” - значит вписано в схему объяснения, претендующую на универсальность. В этой схеме объяснения введены понятия сети, спонтанного возникновения параметров порядка (интерференция схем объяснения Хакена и Налимова). Но эта схема объяснения открыта новым смыслам, содержит элемент непредсказуемости» . Нелинейность мышления связана с многообразием источников информации, развивающихся на собственной основе, сообразно своей внутренней логике и выражающих позицию различных индивидов и социальных сообществ. Тем самым возникает возможность освоения самых различных идей, теорий, концепций и т.п., знакомства с широким спектром представлений по интересующей проблеме, теме. Но именно на этом этапе и возникает сложность: отобрать тот материал, который соответствует представлениям о правильном, истинном, адекватном, приемлемом, соответствующем решению поставленных задач. Г етерогенность информационного поля обусловливает децентрацию субъекта, фрагментаризацию его сознания, в том смысле, что он сталкивается с множеством пересекающихся позиций, точек зрения, которые необходимо 195 учитывать и самостоятельно «собирать», выстраивать как некую внутренне когерентную целостность, необходимую для понимания окружающего мира и внятную для других. Тем самым ИКТ не только стимулируют интеллектуальное развитие будущих специалистов, но и инициируют развитие таких способностей и человеческих качеств, которые характеризуют человека как самостоятельную и ответственную личность. Поэтому «наиболее ценными качествами «человеческого капитала» становятся самостоятельность в делах и независимость во взглядах, способность к рефлексии и рациональность, критичность и реалистичное восприятие действительности, неприятие патернализма, инициатива и ответственность, динамика и мобильность. Культивировать эти качества в обществе 199 и людях - стратегическая задача всякой современной власти» . Следует различать информацию и знание, а также понимать, какую информацию можно и необходимо превратить в знание. Возникает проблема, подмеченная исследователями, которые считают, что, если до эпохи Интернет, образование опиралось на знания, поставляемые наукой, то сегодня непосредственное соприкосновение с информацией через различные источники актуализирует проблему передачи «функции получения, производства нового знания от науки - образованию в определенном объеме. Формированию нового социального статуса образования как сферы производства нового знания способствует появление компьютерных средств хранения, переработки и передачи информации...»196 197. Для успешного решения этой проблемы необходимо не только уметь выбирать, но и трансформировать информацию в знание, для чего необходимо развивать абстрактно-теоретическое мышление. Выбор же материала сопряжен с аналитической деятельностью сознания, которая предполагает развитое критическое мышление. Вместе с тем выбор предполагает развитое ценностноориентированное, моральное сознание, поскольку выбор знания, направления дальнейшего исследования зависит не только от степени разработанности темы, проблемы, просчитанной перспективы, но и от понимания тех последствий использования знания для окружающей природы и жизни людей. Речь идет об этических принципах, которые могут заблокировать дальнейшие исследования, если они несут в себе потенциальную угрозу. «Но чем больше научно-исследовательские инициативы в Интернете включают в себя все более широкий спектр дисциплин, дисциплинарных границ и параметров, - пишет Е.Ю. Журавлева, - тем становится яснее, что доверие и связанные с этим этические ценности будут решающими факторами в долгосрочной жизнеспособности и устойчивости научноисследовательской инфраструктуры Интернета. Это предполагает необходимость исследования восприятия доверия и выявления факторов, которые способствуют развитию доверия к научно-исследовательской инфраструктуре Интернета и к инструментам, вовлеченным в эту практику» . Возникает своеобразный герменевтический круг: человек входит в поток разнородной информации и должен провести ее селекцию сообразно своим теоретическим и мировоззренческим установкам. И в то же время он входит в этот поток для того, чтобы сформировать свою позицию. В этом сложность обретения профессиональных знаний в процессе образования, когда у молодого человека еще не сложились свои собственные устойчивые мировоззренческие позиции. «Широкое проникновение медиа в жизнь многих слоев общества порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию, противостоять ее возможному манипулятивному воздействию»198 199. Таким образом, обилие информации несистематизированной, имеющей различные основания, включенной в различные дискурсы требует развитого индивидуального сознания, личностного подхода, формирование и развитие которых является одной из важнейших задач образования. «Известно, что никого ничему научить нельзя, можно только научиться... - пишет В.П. Зинченко. - Речь идет не только о присвоении чужого опыта, но и построении своего... Выявление ценностей образования как такового означает, что необходимо прежде всего заботиться о роли образования в судьбе каждого отдельного человека, а лишь потом- социума» . Образование для В.П.Зинченко - это путь к «персональному, личностному знанию», «живому знанию», которое должно быть не усвоено, а построено. Система современного образования должна содействовать индивидуализации, личностному самоопределению обучающегося. Наличие различных мультимедийных форм обучения предполагает самостоятельный и ответственный выбор объема, темпа, времени, содержания образования самим обучающимся, поскольку коллективные формы обучения, привязанные ко времени и месту - аудиторные занятия, перестают доминировать. Организованность, умение принимать ответственные решения - необходимые условия успешного освоения знаний в условиях тотальной информатизации. Постоянное обновление знания предполагает гибкость мышления, мобильность, умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации: «Человек становится генератором сообщений. Чтобы быть включенным в жизнь сетевого общества, он должен занимать правильное место среди потоков сообщений и выстраивать сложные коммуникативно- деятельностные конфигурации. Как правило, он мобилен, он образован, он житель мегаполиса, ему приходится много перемещаться, решать много разноплановых задач, перерабатывать большие объемы информации, порою - ценой колоссальных физических и психологических перегрузок»200 201. В этих условиях немаловажное значение обретает такое качество как стрессоустойчивость: умение снимать напряжение, справляться с перегрузками, быстро переключаться на другие темы и сюжеты, умение поддерживать психическое здоровье и психологическое равновесие. Становление, развитие самостоятельной, самодостаточной личности оказывается полноценным только в том случае, когда оно осуществляется через освоение, присвоение социальных и культурных норм, которые сложились в обществе. «Человеческое Ego, - пишет Ю. Хабермас, - сохраняет интерсубъективную сердцевину потому, что процесс индивидуализации направлен по каналам социализации и истории» . При этом их освоение в процессе социализации и инкультурации не означает принятие в готовом виде, но в переосмысленном, пропущенном через индивидуальное сознание, согласованном с личным опытом. Информационная эпоха, безусловно, создает опасность «одиночества в сети», «виртуального безумия» - погружения в виртуальный мир, утраты связи с реальностью. Однако сама природа информационных технологий предполагает наличие обратной связи, интерактивного общения, коммуникации. Еще на заре информационного общества М.Маклюэн показал, что глубинное усложнение структуры личности сопровождается эмоциональным осознанием тотальной взаимосвязи со всем человечеством, поскольку «электрические средства коммуникации мгновенно и непрерывно создают тотальное поле взаимодействующих событий, в котором участвуют все люди. Теперь мир публичного взаимодействия обладает такой же инклюзивной всеохватностью интегральной взаимной игры, которая до сих пор характеризовала только наши частные нервные системы. А все потому, что электричество по своему характеру органично и через свое технологическое применение в телеграфе, телефоне, радио и других формах подтверждает органическую социальную связь. Одновременность электрической коммуникации, характерная также для нашей нервной системы, делает каждого из нас наличным и доступным для любого другого человека в мире»202 203. Наступление информационного общества делает коммуникацию фундаментальной характеристикой человеческого существования. Симультанность как характеристика информационных коммуникаций означает, что успешность профессиональной деятельности зависит от слаженных, согласованных действий различных людей, находящихся иногда на больших расстояниях, но объединенных общими циклами, операциями. Поэтому, как и многие исследователи, У.Бек полагает, что «социальная, в том числе коммуникативная компетентность, умение работать в команде» являются необходимым условием прогресса . Коммуникативная компетентность, способствующая продуктивному общению людей в процессе профессиональной деятельности, требует организованности и ответственности, поскольку свое участие в «производственном» процессе как необходимого звена в общей цепи действий нельзя отложить на потом. Коммуникативная компетентность необходима не только в межличностном общении, но в общении представителей различных культур, отношения между которыми в процессе глобализации становятся все более тесными и нередко более напряженными. Важно отметить, что коммуникативная природа человека как индивидуального существа становится предметом философского анализа в рамках всех направлений неклассической философии уже в первые десятилетия XX в. Признание ценности личности актуализирует проблему возможности ее взаимопонимания с другими людьми - такими же неповторимыми и незаменяемыми. Именно поэтому проблема коммуникации, нацеленной на взаимопонимание людей как основы их солидарного взаимодействия при сохранении личностной идентичности, является фундаментальной проблемой не только современности, но и особенно постсовременности. Ю.Хабермас, исходя из того, что человеческие действия можно рассматривать как ориентированные на достижение успеха и на достижение понимания, предлагает два типа рациональности: инструментальную и коммуникативную. В отличие от инструментальной рациональности, которая стремится обосновать стратегии действий исходя из анализа сложившихся в обществе устойчивых, формальных, системных связей и отношений, позволяющих достигнуть успеха, коммуникативная рациональность (коммуникативная компетентность) нацелена на взаимопонимание и достижение согласия между людьми, для которых существует общий жизненный 204 мир - мир чувств, симпатий, личных предпочтений, мир нравственных норм . Поэтому в процессе общения, отмечает Ю. Хабермас, проявляют себя две тенденции: одна выражает стремление переиграть другого, прибегая иногда к нарушению этических правил, заставить его признать свою точку зрения в качестве правильной и тем самым добиться признания и успеха. Другая тенденция ориентирует на достижение взаимопонимания, когда все действующие лица стремятся «внутренне согласовывать между собой планы своих действий и преследовать те или иные свои цели только при условии согласия относительно данной ситуации и ожидаемых последствий, которое или уже имеется между ними, или о нем еще только предстоит договориться»205 206. При этом коммуникативная рациональность не вытесняет инструментальную, поскольку люди живут одновременно в двух мирах, что приводит к противоречию, к напряжению между рациональным и моральным началами. Коммуникация — процесс рациональный, нацеленный на поиск эффективных, логически обоснованных путей достижения целей важных для индивида. Но вместе с тем это процесс и нерационален, с точки зрения классической рациональности, поскольку включает в себя эмоциональный, ценностно-окрашенный поиск взаимопонимания с другими людьми, допускающий компромисс, корректировку целей с учетом интересов других людей. Для человека, осознающего себя как личность, есть две опасности: утраты своего Я и утраты Другого. О первой писал М.Хайдеггер, который в конце 20-х гг. был озабочен проблемой потери личностью своей самости, своей индивидуальности влившись в массу, которая с легкостью поглощает и усредняет любого, кто не находит в себе сил удержаться на высоте личностного бытия и погружается в безличное существование. Эта анонимная масса, эта посредственность, «серединность», это нечто среднего рода - «оно», «намечая то, что можно и должно сметь, следит за всяким выбивающимся исключением. Всякое превосходство без шума подавляется. Все оригинальное тут же сглаживается как издавна известное. Все отвоеванное становится ручным. Всякая тайна теряет свою силу. Забота серединности обнажает опять же сущностную тенденцию присутствия, которую мы именуем уравнением всех бытийных возможностей» . На вторую опасность указывал М.Бубер, полагавший, что истинная коммуникация есть результат усилий со стороны каждого, кто ценит подлинное бытие. В противном случае «Ты становится объектом среди объектов - пусть важнейшим, но все же одним из них - имеющим меру и границы /.../ Подлинное созерцание кратковременно: жизнь в природе, только что раскрывшаяся передо мной в таинстве взаимодействия, теперь снова может быть описываема, расчленяема, классифицируема - как точка пересечения множества разнообразных законов. И сама любовь не может сохраниться в непосредственном отношении; она длится, но в чередовании актуальности и латентности. ... Каждое Ты в мире по сути своей обречено стать вещью или, во всяком случае, вновь и вновь погружаться в вещность»207 208 209. Таким образом, коммуникация не просто общение, а такое общение, которое поддерживает и сохраняет индивидуальное бытие и вместе с тем наполняет его чувствами близости, сопричастности, любви к Другому. Но для этого необходимы определенные нравственные и интеллектуальные усилия, в противном случае человека ждет участь безличной единицы растворенной в анонимной массе. Процесс коммуникации не просто обмен информацией, а сложный, требующий усилий диалог, в конечном счете преобразующий его участников. «Реальность человеческой коммуникации, - пишет Х.-Г. Гадамер, - в том, собственно, и состоит, что диалог- это не утверждение одного мнения в противовес другому или простое сложение мнений. В разговоре они оба преобразуются. Диалог только тогда можно считать состоявшимся, когда вступившие в него уже не могут остановиться на разногласии, с которого их разговор начался. Нравственная и социальная солидарность оказывается возможной только благодаря общности, которая перестает служить выражением моего или твоего мнения, будучи общим способом мироистолкования» . Это значит, что диалогическое общение креативно, предполагает нахождение нового решения, нового подхода, поэтому в результате мы, как подчеркивает Гадамер, «понимаем иначе, если вообще понимаем». Диалог предполагает внимание к позиции других, толерантное отношение к различным точкам зрения, умение четко сформулировать свою позиции, аргументировать ее, логично и понятно изложить и представить другим, готовность изменить свою точку зрения, пойти на компромисс, критически оценить и пересмотреть свои взгляды, быть готовым к открытию нового и принятию его. Таким образом, сама природа человеческого сознания диалогична и направлена на поиск согласия участников коммуникации на основе взаимопонимания, согласования позиций и принятия общих решений. Человек, с позиций современной постнеклассической философии, по своей природе существо коммуникативное. Но в современных условиях способность к коммуникации нуждается в развитии, культивировании в процессе образования, которое с этой целью активно создает всякого рода коммуникативные (коммуникативно-диалогические, диалогические, коммуникативно - ориентированные) модели, формы, методы образования. Информационные технологии усложняют процесс общения и создают новые аргументы в пользу необходимости развития такого качества личности как коммуникативность, поскольку информационное поле образования гетерогенно, в нем представлены различные точки зрения, позиции, погруженные в различные дискурсы. Однако это идейное разнообразие не должно препятствовать объединению усилий представителей различных научных и образовательных сообществ в решении общих проблем. Плотность, интенсивность контактов позволяет быстро обмениваться мнениями, обсуждать проблемы и совместными усилиями приходить к новым результатам. Соответственно необходимы определенные коммуникативные способности, навыки, приемы, знания, которые позволят быстро и эффективно достигать поставленных целей в условиях диалога людей. Из этого следует, что достоянием личности, основой ее убеждений становится только то знание, которое пропущено через систему личностных ориентаций. Анализ литературы, посвященной формированию коммуникативной компетентности, свидетельствует о том, что коммуникативная компетентность предполагает освоение норм общения и поведения на основе знания социально - психологических, этно-конфессиональных, этических норм, эталонов, стандартов, правил поведения (когнитивный аспект); способности к созданию соответствующего эмоционального настроя: умения продемонстрировать свою заинтересованность в общении, активно и быстро реагировать на изменения в общении, на поведение партнеров, на основе эмоциональных реакций партнеров прогнозировать исход общения, поддерживать позитивный эмоциональный настрой всех участников коммуникации (эмоциональный аспект); зрелую культуру речевого действия, которая заключается в умении ясно, логично, доказательно, убедительно донести до собеседников свои мысли, изложить свою позицию (вербальный аспект); владение культурой жестов и пластики движений, т.е. тот аспект невербальной деятельности, который может оказать существенное влияния на процесс общения и его результат (невербальный аспект) . Критерием сформированности коммуникативной компетентности является способность оценить свою позицию, свои интересы сообразно позиции, интересам другого человека — участника общения. Свободное владение основными принципами коммуникативной компетентности позволяет говорить о сформированности у личности коммуникативной культуры, которая свидетельствует о наличии творческого, нестандартного мышления, гибко и быстро реагирующего на изменения ситуации, поведение партнеров, способного перестроить ход общения, сменить или скорректировать стратегию коммуникации, преодолеть психологическое напряжение, обусловленное непониманием, восстановить утраченное равновесие, 210 принять консолидированное решение, которое на определенное время поддерживает согласие коммуникантов. Итак, информационное общество, в котором все большую роль играют информационно-коммуникативные технологии, создает новые возможности для всестороннего развития способностей и позитивных человеческих качеств, гармонизации рационального и эмоционального, интеллектуального и ценностного начал. Вместе с тем информационные технологии порождают явления, которые негативно влияют на людей - на их способности, здоровье, образ жизни и т.д. и которые широко обсуждаются в обществе. Основным «недостатком» информационных технологий, на который обращают внимание исследователи, это формирование искусственной, виртуальной реальности, которая не просто замещает естественную реальность, но искажает ее, дезинформирует, дезориентирует 214 пользователей, манипулирует их сознанием в чьих-то своекорыстных интересах . «Идея адекватности, - пишет В.В. Савчук, - отступает перед свободным выбором представления одной и той же реальности... Мы не интерпретируем то, что видим, мы изображаем то, что представляем. Реальность выступает лишь как архив или склад, откуда отбирается или заказывается необходимое для производства образов» . Для характеристики этой псевдореальности используется понятие Ж.Батая «симулякр» в интерпретации Ж.Бодрийяра, который писал: «Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина»211 212 213. Еще одно негативное следствие влияния интернет-технологий видят в формировании «клипового сознания», которое оперирует разнородными, бессистемными, фрагментами информации, эмоционально насыщенными визуальными образами, но не может упорядочить, связать их в некоторое непротиворечивое целое: «С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации, которой переполнено современное общество. С другой стороны, «клиповость» позволяет видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления. Человек не успевает перерабатывать поступающую информацию целиком. Это приводит к тому, что он утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения, эмоциональную тонкость восприятия и подвижность мысли. Мышление обедняется, становится менее способным к творчеству . «Клиповое мышление», сознание мыслящее «клипами информации», использовал А.Тоффлер, модифицируя понятие мозаичного мышления М.Маклюэна для характеристики мышления массового человека в массовом индустриальном обществе, где господствуют средства массовой информации. Клиповость это способ представления информации современными медиа, который не может быть устранен. Вопрос в том, насколько эффект клиповости может быть преодолен, переведен в какое-то иное состояние. Еще одна претензия к информационным технологиям, прежде всего к Интернету, к электронной почте, телефону, компьютеру, в том, что они становятся средствами изоляции от социального мира, разъединенности людей, причиной одиночества, утраты желания и способности живого непосредственного человеческого общения, обретения болезненной зависимости от компьютерных игр, телефонных разговоров, электронной переписки и т.п. «Для тех, кто ощущает себя неуютно в реальном мире, - отмечает В.М. Лейбин, - т.е. не смог адаптироваться к экономическим, политическим и социокультурным его требованиям или в силу своей уникальности не захотел следовать им и быть среднестатистическим индивидом, утратившим чувство собственного достоинства, виртуальная реальность открывает простор для обретения смысла в информационно-коммуникационной деятельности, а также реализации своих идеалов, способностей, дарований» . 214 215 Наконец, информационные технологии способствуют массовизации сознания и поведения людей, обезличиванию, атомизации общества, навязыванию стереотипов его членам массовой культуры, подавляют самостоятельность и парализуют критическое мышление, иными словами способствуют упрочению массового общества, которое является благодатной почвой для безудержного потребительства, погружения в стихию вещизма, эгоизма и индифферентизма, или демонстрирует склонность к авторитаризму, ограничению свободы, растворению личного начала в коллективистской идеологии. Все эти проблемы, безусловно, имеют место во всех развитых обществах, которые переходят в информационное или цифровое общество, все они достойны внимания и изучения, все они в первую очередь касаются детей и молодежи, для которых виртуальная реальность, интернет-пространство и проч. феномены, производимые современными «девайсами» и «гаджетами», естественная среда обитания. Критика последствий влияния современных медиа на сознание современного человека воспроизводит логику критики деформирующего влияния на человека техники в эпоху массового индустриального общества. Однако ни механизация, машинизация общества, ни его информатизация, виртуализация сами по себе не являются злом, но порождают зло в зависимости от того как и в чьих интересах эти «расширения человека» используются. Как показывает исследование Стрельченко В.И. и Мурейко Л.В., само массовое сознание не тотально однообразно и стереотипно, а в известных пределах вариативно и индивидулизировано, пластично и жизненно, что создает возможности для ситуативных практических ...... ..219 инноваций, которые становятся питательной почвой креативных действий . Решение проблем зависит не только от усилий образовательного сообщества, но и от солидарных усилий государства и гражданского общества. Тем не менее, на образовании лежит большая ответственность, поскольку оно располагает большими возможностями влияния на развитие подрастающего поколения. 216 Опасности, которыми грозят информационные технологии, связаны в основном с влиянием массового общества, которое не вытеснено информационным обществом. В начале XX в. наступление эры масс медиа, когда к книгам прибавились периодические печатные издания (газеты, журналы), а затем и кино, радио, телевидение, не только увеличило объем информации, используемой в образовании, но и усилило их влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. В условиях массового общества наличие различных медиа еще не означает качественного разнообразия контента, поскольку еще не сложилась дифференцированная социальная структура с осознанными разнообразными интересами. В индустриальном обществе научная, научно-популярная литература, познавательные радио- и телепрограммы необходимые для развития образования и науки адресованы относительно небольшому сегменту общества. Большинство российских СМИ по-прежнему производят развлекательную продукцию, востребованную невзыскательным вкусом массового человека, досуг которого ограничивается пассивным отдыхом, активным потреблением и интенсивным развлечением. Однородная, заряженная потребительскими или мифо идеологическими ценностями информация, преобладающая в СМИ, тиражирует свой продукт в стандартизированной, серийной форме, которая способствует деперсонализации общества, стимулирует разобщенность людей и навязывает конформизм. Масс-медиа предстает как всеохватывающая плотная среда существования человека, задающая, навязывающая ему императивы мировосприятия и поведения, противостоять которым отчужденному некритическому сознанию сложно. Противостоять массовой культуре медиуму от образования чрезвычайно сложно, поскольку ему приходится разделять свойство субъектности со средствами массовой информации. Однако по мере того, как в России и да во всем мире, все более явственно проступают черты информационного общества, СМИ утрачивают роль всеобщего культурного знаменателя. Интеллектуализация общества, в котором знание - основной капитал, повышает ценность личности, для которой мощные централизованные сети, формирующие массовые стереотипы, неприемлемы. Демассификация медиа, образование множества информационных потоков, выражающих социальное разнообразие, создает тот строительный материал, из которого каждым выстраивается, собирается его собственный мир. Именно в этом «оправдание» клипового мышления. Как отмечает Э.Тоффлера, клип-культура воспринимается как «бедлам-культура» теми представителями массового общества, кто получает информацию уже обработанную, структурированную, упорядоченную соответствующими СМИ, за которыми стоят те или иные социальные группы, стремящиеся манипулировать массами в своих интересах. Однако в условиях современного «супериндустриального» общества - воспринимают клип-культуру иначе. Поглощая огромное количество информации, они «внимательно следят за тем, как в новых концепциях или метафорах собираются и организуются в некое целое эти кусочки информации. Вместо попытки втиснуть новые модульные данные в стандартные структуры или категории..., они учатся создавать свои собственные "полосы" идей из того разорванного материала, который обрушивают на них новые средства информации. Сейчас мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать ее и переформировывать. Это ложится на нас тяжелым грузом, но это же ведет к большей индивидуальности, демассификации как личности, так и культуры. Некоторые из нас ломаются под таким давлением, отступают, испытывая апатию или гнев. Другие постоянно растут, формируют себя и становятся компетентными, грамотными людьми, способными работать на высшем уровне»217. Важно понимать, что это «интеллектуальное лего» не нейтрально в ценностном отношении, поскольку всегда имплицитно выражает чьи-то интересы, распознать которые нелегко. Многомерность мира, его динамичность, плюралистичность, подрывающие иерархическую соподчиненность структур, находит выражение в развитии сетевого, принципиально нелинейного, «ризомного» мышления, которому соответствуют мультимедийные формы образования на основе цифровых технологий. В этих условиях медиум (преподаватель) становится навигатором, прокладывающим курс в необъятном потоке информации, а также интерпретатором, помогающим ученику увидеть в окружающей его медиареальности скрытые смыслы, которые могут в перспективе привести к самым различным, не всегда предсказуемым последствиям. Это значит, что преподаватель не может быть просто специалистом в какой-то области знания, владеть максимальным объемом информации, а личностью, ответственной за то, каким образом знание, которое он предложит своим ученикам, будет освоено и использовано ими в дальнейшем. Таким образом, современные информационные технологии, которые возникли как средства решения возникших проблем в условиях информатизации общества и глобализации мира, оказывают активное влияние на развитие человеческих способностей и человеческих качеств. С одной стороны, использование ИТК предполагает наличие высокого уровня интеллектуального развития, абстрактного мышления, логической культуры, а с другой - напряжения внерациональных сил - воображения, фантазии, веры, питающих креативность, стремление к созданию нового, поиску небывалого. Архитектоника информационных технологий, способ их функционирования, с одной стороны, усиливает процессы индивидуализации, повышает степень самостоятельности, независимости, а с другой рождает потребность в общении, в совместной деятельности, ориентирует на поиски согласия на основе признания общих для всех ценностей, идеалов, перспектив.
<< | >>
Источник: БУН Михаил Захарович. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА. 2015

Еще по теме §2. Влияние информационных технологий на развитие личности в процессе образования:

  1. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  2. Группа С. Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико- утилитарной моделей Медиаобразовательная модель А.В.Шарикова [Шариков, 1991]*
  3. 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  4. Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения. Пути противостояния
  5. 4. Противостояние негативному влиянию западной идеологии. Пути спасения
  6. 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
  7. Глава 30 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА: РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ НАРОДА
  8. Очерк двенадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ
  9. Очерк четырнадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ СОЦИАЛИЗМА*
  10. Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  11. Технология формирования межкультурной коммуникативной толерантности студентов в вузе
  12. Лекция 2 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И СОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. НАУКА КАК ФОРМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  13. §2. Экспериментальная проверка содержания концептуальной модели и технологий диагностики и развития эколого-профес­сио­наль­ной компетентности студентов гуманитарного вуза
  14. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  15. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  16. 4.2. Проектирование и развитие этнокультурно-коннотированных учреждений образования
  17. §1.1 Возможности использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для организации совместной деятельности педагога и обучающихся
  18. Изучение личности в современных информационно-коммуникационных системах
  19.      2.2 Основные принципы построения современных образовательных технологий высшего профессионального образования в России