Высокая интенсивность жизни, наполненность важными событиями.
Рубеж XIX - XX вв. был наполнен событиями как культурного, так и исторического значения и в России, и в Европе. В России это время забастовок, Русско-Японской войны, Первой мировой войны, политической деятельности партий, четырех Государственных Дум и трех революций. Появляются более новые технические средства: изобретено радио в России A. С. Поповым (1895 г.), пущен первый русский электрический трамвай (1896 г.); функционируют телеграф, телефон и электростанция. Наблюдается расцвет и в науке: делаются фундаментальные естественнонаучные открытия в области физики и математики: обнаружена беспроволочная связь, рентгеновские лучи, определена масса электрона, исследован феномен радиации, создана квантовая теория (1900), специальная (1905) и общая (1916 - 1917) теория относительности. А. О. Ковалевскому принадлежит фундаментальное открытие в области эмбриологии. Новые открытия поколебали представления о строении мира. Вселенная становилась в глазах человека цельной конструкцией, имеющей центр, точку отсчета. Возникает культ науки, которая должна рано или поздно найти ответ на все вопросы об окружающем мире. В культуре этого периода происходит расцвет литературной деятельности: символисты, акмеисты, футуристы; подъем архитектуры: стиль модерн и его течения; разнообразие направлений в живописи: художники-передвижники, художники объединения «Мир искусства», авангардисты; творческая активность театральных режиссеров: К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, B. Э. Мейерхольда; деятельность великих композиторов: П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. А. Римского- Корсакова; оперных певцов: Ф. И. Шаляпина, В. М. Зарудной, П. А. Хохлова, А. П. Крутиковой и др.; расцвет в философском мировоззрении: космизм, религиозная и марксистская философия. Богатая событиями разного плана жизнь человека на рубеже XIX - XX вв. была одновременно и интересной, захватывающей, и пугающей своими катаклизмами и неопределенностью результатов: «События, разыгравшиеся в последние годы в России, превосходят своею грандиозностью все, что знает история народов. Мы переживаем величайшую революцию в мире и таковою ее назовет будущая история» . Многообразие событий сопровождалось разочарованием общества и духовным кризисом. Это состояние общества пытались разрешить деятели культуры. К религиозно-эсхатологической проблематике обращались в философии Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк и др. Философы рассматривали тему кризиса от утопических теорий - достаточно оптимистических проектов будущего (у Н. Федорова и у его последователей - космистов, в «теократической утопии» В. Соловьева и т. д.) - до явного катастрофизма, проблемы духовного вырождения, конца культуры и цивилизации, трагической судьбы России, смысла революции как исторической катастрофы (у Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Д. С. Мережковского). Современная эпоха не уступает по насыщенности событий Серебряному веку, сопровождаемому развалом СССР и образованием нового государства - Российской Федерации, в России проводились реформы, призванные поднять экономику. Было отменено государственное регулирование цен, в результате был ликвидирован дефицит потребительских товаров, но также результатом стала гиперинфляция и массовое обнищание населения. Экономические реформы 1990-х привели к резкому спаду экономики страны. В первой половине 1990-х большое количество предприятий было приватизировано путём 150 ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, это не погасило огромный государственный долг. В августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Дефолт 1998 года усложнил положение населения, но падение курса рубля повысило конкурентоспособность российской экономики. Начиная с 1999 года в России наблюдался экономический рост. В 1991 г. происходит августовский путч. На переломный период 1991 - 2009 гг. приходятся Первая и Вторая Чеченские войны, война в Абхазии в 1998 г., а также шестидневная война в Грузии в 2008 г. По стране: в метро, в аэропортах, вокзалах, театрах, общественном транспорте, то и дело проносятся волны террористических актов, наиболее крупные из которых: захват школы в Беслане, террористическая акция в здании театра на Дубровке во время мюзикла «Норд- Ост», взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» в Москве в 2010 г. и др. И социальная напряженность с годами только нарастает. В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В сентябре 2005 года в России были запущены «Национальные проекты» для разрешения социальных проблем: демографии, здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Вместе с тем современный период характеризуется важными социальными проблемами: распадом общественных связей, нравственной деградацией. И попытки выхода, как и сто лет назад, ищут передовые люди эпохи: философы, поэты, писатели, социологи, педагоги, богословы. Оценивая современное состояние общества, современный исследователь В. Н. Томалинцев отмечает: «То, что кризис охватил сегодня едва ли не все стороны жизни общества, в значительной мере есть следствие крушения мировоззренческих догм. Данная ситуация оказывает негативное влияние на личность и наиболее отрицательно сказывается на личности. В этих условиях необходимо возвращение к рассмотрению мировоззренческих проблем, но обращение к ним требует... выработки общей методологии организации зрелых мировоззренческих форм» . Философы Серебряного века предлагали свое видение проблемы в Европе и России, и искали пути преодоления «заката» культуры. Общей для передовых мыслителей Серебряного века стала вера в мессианскую роль России в спасении всего мира от бездуховности и утверждение новых духовно-нравственных ориентиров. Именно славянам предначертана эта роль, по мнению В. Соловьева, Н. Федорова и других философов и поэтов. Философские и культурологические идеи положительно повлияли на развитие культуры рубежа XIX - XX вв., но были во многом утопичными. Таким образом, тема преодоления кризиса была актуальна для многих просвещенных людей рубежа XIX - XX вв. И основой преодоления стало обращение к вечным духовным ценностям. Нравственность становится высшей целью развития искусства, что признавалось многими мыслителями. Утверждение это, однако, признавалось не во всех течениях, что вело в ряде случаев к культурному диссонансу и упадку. И сегодня, на рубеже XX - XXI вв., мы являемся свидетелями возросшего количества самоубийств, наркомании, грубого эротизма. Современный исследователь Ю. М. Плотинский выявляет следующие пути разрешения кризисной системы: - распад или гибель; при этом элементы системы захватываются другими системами; - реформа - при которой происходит постепенная перестройка, ведущая к появлению качественно новой системы; - революция - резкое, скачкообразное изменение ядра системы, переход из одного состояния в другое151 152. На стыке эпох, на протяжении всей русской истории неизбежно менялись трактовка и субординация ценностей. Однако это происходило не только на рубеже эпох. История России никогда не была спокойной. Характерным определением эпохи Серебряного века стало выступление С. Дягилева на официальном обеде, связанном с организацией выставки русского портрета и закрытием журнала «Мир искусства»: «Мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости.... Мы - свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов! Так же как и за новые заветы новой эстетики» . Вышеперечисленные черты социокультурного кризиса конца XIX - начала XX вв., захватив все слои общества, в итоге привели к смене политической системы, к установке новых идеалов и ценностей. Указанные как негативные, так и позитивные стороны переломной, кризисной эпохи явились основой для появления такого грандиозного явления, как Серебряный век русской культуры. Одним из заметных философских течений, предложивших преобразовать мир и утвердить новые ценности на рубеже XIX - XX вв., стал космизм. 153