Выводы по параграфу:
Результаты данной методики позволили выявить основные идентификационные компоненты образа «Я» молодежи каждой этнической
группы, определить роль, которую играет этническая идентичность в социальном компоненте идентичности.
Среднее количество показателей идентичности по всей выборке в целом составило 10,5. Наибольшее количество ответов зафиксировано у русской молодежи - 15,2; наименьшее у дагестанской и азербайджанской молодежи (5,6 и 5,2 ответа соответственно).
Для всех выборок характерен высокий уровень дифференцированности идентичности; представлено коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное и социальное «Я». Сопоставление различных компонентов в структуре идентичности участников исследования показывает, что соотношение социального и индивидуального компонентов у представителей каждой этнической группы различно. Сфера, связанная с социальным «Я», занимает важное положение в структуре идентичности молодежи (от 37 до 46% среди всех компонентов идентичности).
42% молодежи исследуемых этнических групп считает этническую характеристику значимой в своем образе «Я». Наибольшее количество респондентов, указавших этнический критерий в своем образе «Я», среди чеченцев и дагестанцев (63 и 54% соответственно); наименьшее - среди белорусов и украинцев (по 28%). В целом респонденты всех этнических групп оценивают свою этническую идентичность как положительную идентификационную черту. Выявлена статистически значимая взаимосвязь между этнической принадлежностью респондентов и наличием / отсутствием ответов, связанных с этнической идентичностью в ответах методики «Кто Я?». Кроме того, группы статистически достоверно различаются по уровню выраженности обобщенной категории этнической идентичности (значениям рангов).
Этническая идентичность молодежи подразделяется на общегражданскую, региональную и собственно этническую идентичность.
Выявлены гендерные различия по критерию в представленности этнической идентичности в структуре образа «Я» молодежи всех этнических групп. У армянской, чеченской, дагестанской и азербайджанской выборок юноши статистически чаще, чем девушки указывали этническую идентификацию. В русской, украинской и татарской выборках наоборот - девушки оказались более активны в упоминании обобщенной категории этнической принадлежности. Во всех этнических группах девушки чаще юношей указывали локальную и общегражданскую идентичность, а юноши - собственно этническую. Сравнение внутригрупповых результатов по уровню образования позволило сделать вывод, что наблюдается взаимосвязь между уровнем образования респондентов и наличием / отсутствием ответов, связанных с обобщенной категорией этнической идентичности.
3.2 Типы этнической идентичности молодежи разных этнических групп
Обработка данных опросника «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой позволила выявить сразу несколько типов этнической идентичности в каждой этнической группе. На диаграмме (Рис. 3.5) представлено распределение типов этнической идентичности.
![]() |
группе.
Диапазон представленности типа этнической идентичности «Норма» у респондентов разных этнических групп составляет от 27 до 39%. Этот тип этнической идентичности является одним из самых выраженных у всех этнических групп.
Широкая представленность типа «Норма» характеризует молодежь исследования, с одной стороны, как готовую к межэтническим контактам, с другой - предпочитающую этнокультурные ценности своей группы. В данных результатах достаточно ярко отражается специфика этнического состава региона исследования и в целом характер социально-психологической атмосферы в его обществе. Связано это с тем, что осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьируется от того, живут они в полиэтнической или моноэтнической среде.
Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения с одной стороны обусловливает меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой - меньший интерес к собственной этничности. В связи с этим в полиэтническом обществе тип этнической идентичности «Норма» свойственен подавляющему большинству и отражается в виде позитивной этнической идентичности в сочетании с межэтнической толерантностью, обеспечивая равновесие толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, что позволяет рассматривать данный тип взаимоотношений с одной стороны как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.У русской, белорусской, украинской и татарской групп на втором месте по выраженности тип этнической идентичности «Этнонигилизм» (от 9 до 27% респондентов). Этнонигилистические тенденции в этнической идентичности проявляются нежеланием поддерживать собственные этнические ценности и поиском устойчивых социально-психологических групп вне этнического критерия. Иными словами, респонденты вытесняют из структуры самокатегоризации этническую принадлежность и стремятся заменять ее другими категориями [82]. Поэтому можно предположить, что молодежь данных этнических групп более склонна к личностной идентичности, ощущая себя в первую очередь уникальными личностями, а не членами какой-либо группы, будь то этнической или любой другой.
Тип этнической идентичности «Этническая индифферентность» выявился в структуре украинской (27%) и татарской (25%) молодежи и характеризуется тенденциями размывания этнической идентичности, выражающимися в неопределенности этнической принадлежности и неактуальности этничности.
У представителей армянской, чеченской, дагестанской и азербайджанской этнических групп, по сравнению с другими выборками, наиболее ярко прослеживается тип «Этноэгоизм».
Этот тип характеризуется выражением в социально приемлемой форме чувства превосходства своей этнической группы, которое однако вносит напряжение в общение с представителями других этнических групп. В связи с этим обращает на себя внимание то, что именно уважение и гордость по отношению к традициям и ценностям своей группы и одновременное принятие другого вне зависимости от его этнической принадлежности является основой толерантного отношения и условием межкультурного взаимодействия в полиэтничном пространстве [216].Можно отметить, что у всех принявших участие в исследовании групп в межэтнических отношениях не преобладают крайние дискриминационные формы (агрессивные и насильственные действия против других этнических групп). Тем не менее, усиление деструктивности в межэтнических отношениях, судя по наличию типа «Национальный фанатизм», наблюдается у молодежи армянской и чеченской национальностей. Обращает на себя внимание и наличие типа «Национальный фанатизм» у русской группы, что в сочетании с преобладанием русской этнической группы в регионе косвенно могут свидетельствовать о скрытых негативных тенденциях в сфере межэтнических отношений в регионе.
Этнические группы статистически значимо различаются по уровню выраженности таких типов этнической идентичности как: «Этнонигилизм», «Этническая индифферентность» и «Этноэгоизм» (критерий Н-Краскала- Уолиса для всех p
Еще по теме Выводы по параграфу::
- Параграф [ О происхождении предрассудка относительно врожденных идей
- Параграф II О протяженности и движении
- Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
- Параграф I Об определениях первой части «Этики» Спинозы
- Параграф III О положениях, которые Спиноза собирается доказать в первой части своей «Этики»
- Введение
- § 198. Выводы
- Параграф 1. Сущность руководителя и руководства
- §1. Интуиция Единого как начало познания
- Выводы §3 главы 3.
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу:
- Выводы по параграфу: