Основной тенденцией современного мирового развития является становление информационного общества, базирующегося на использовании информационных технологий, которые оказывают влияние не только на все стороны общественной жизни, но и на природу человека, стимулируя развитие определенных человеческих способностей и личностных качеств, содействуя формированию идентичности, способствующей самореализации личности в условиях постоянно изменяющегося мира. В этой связи образование, которое сегодня носит непрерывный характер, поскольку сопровождает человека на протяжении всей его жизни, является не просто одной из сфер социальной жизни, а обретает глубокий антропологический смысл. Это означает, что развитие образования, разработка его стратегий должна осуществляться в соответствии с научными представлениями о возможностях человека, всегда существующего в конкретно-исторических условиях, без учета которых он не может успешно реализовать свои жизненные стратегии. По общему признанию фундаментальной характеристикой мира является его динамичность, «переходность», т.е. постоянный переход от одного состояния в другое. Однако в условиях глобализации, в которую вовлекаются самые различные сообщества с различным уровнем и темпами развития, понятие переходности требует конкретизации. В связи с этим в диссертации была предпринята попытка наполнить понятие перехода конкретным смыслом и показать на примере развития современной России, что при наличии общих с развитыми странами тенденций развития существуют специфические проблемы, обусловленные историческим опытом и традициями, которые необходимо принимать во внимание при разработке стратегий развития образования. В диссертационном исследовании на основе анализа философскоисторических идей и концепций показано, что само понятие переходности меняло свой смысл. Если в классической философии история представала как объективный процесс, устремленный к конечной, предзаданной цели, периодически прерываемой скачками - революционными периодами, ускоряющими разрушение старого и приближающего наступление нового, то в современной постнеклассической философии история обретает антропологический характер: инновационный характер человеческой деятельности придает ей такую эволюционную форму осуществления, когда переход от одного нового состояния к другому носит перманентный характер. В этом смысл концепции устойчивого развития, предполагающей постоянное реформирование общественных институтов, не допускающее их застоя и, как следствие разрушительных «революционных» скачков, преодолевающих разрывы. Однако концепция устойчивого развития является идеальной моделью, предлагающей перспективу эволюции мирового сообщества, где коренные преобразования сохраняют нелинейный характер, но при этом исключают разрушение и насилие. В реальной истории вступление развитых индустриальных обществ в фазу постиндустриального развития сопровождался такими социальными конфликтами, которые обострили исследовательский интерес к «разрывам» постепенности, что и нашло свое выражение в социальной философии 70-х гг. Из этого следует, что весьма продуктивным является рассмотрение переходных периодов как специфических структур, отличающихся от структур стабильных периодов исторического развития. С точки зрения системно-структурного похода переходные периоды предстают как периоды, в которых происходит генерация новых идей, на их основе отвергается старый социальный порядок и рождается новый. В диссертационном исследовании предпринято сравнение структур стабильных периодов истории и транзитивных и показывается, что социальнозначимые новации нуждаются в упрочении, распространении, поддержке со стороны общества, объективации в соответствующих социальных институтах. В качестве примера проведен компаративистский анализ западного и русского образования рубежа XX в., т.е. периода, когда начинался тот этап процесса интенсивной индустриализации, который создал предпосылки для постиндустриального развития. На конкретном философско-образовательном материале продемонстрировано не только то общее, что свойственно западному и русскому образованию в переходные периоды, но и то специфическое, особенное, обусловленное различными социокультурными условиями и традициями, которые при самых радикальных переменах поддерживают культурную преемственность. Определение образовательных стратегий современного российского общества потребовало анализа основных тенденций развития образования в условиях перехода от постиндустриального общества к информационному, а затем сетевому. В диссертации было показано, что именно образование, фундаментом которого является современная наука, выступает не только основным фактором ускорения общественного прогресса, но и существенным образом влияет на человека, его способности. По мере изменений, которые происходили в обществе в процессе его перехода от индустриального к сетевому менялся смысл, содержание образования, его место и роль в жизни людей. Если в индустриальную эпоху основное внимание в процессе образования уделялось обретению профессиональных знаний и навыков, то в постиндустриальном обществе полноценное профессиональное развитие предполагает высокий уровень социальной и коммуникативной компетентности, общекультурной подготовки. Образование становится одним из важнейших показателей качества жизни, которое в отличие от уровня жизни, предполагающего высокую степень удовлетворения материальными благами, их доступность, связано с представлениями о свободе и достоинстве личности, возможности ее самореализации. Развитие современного российского образования в общем и целом вписывается в основные тенденции мирового развития, однако оно испытывает определенные сложности, обусловленные спецификой постиндустриального развития и переходом к информационному обществу в нашей стране. В диссертации проанализированы те специфические факторы национальной экономики, государственности, общественной и культурной жизни, которые накладывают отпечаток на развитие отечественного образования. В свою очередь, современное образование, основанное на высоких и информационных технологиях, способствует решению таких проблем, как преодоление неблагоприятного влияния географических и климатических факторов, регионального неравенства, ресурсно - сырьевой экономики, содействует снятию этноконфессиональных напряжений, формированию национального государства и др., и делает модернизационные и глобализационные процессы менее болезненными и более успешными. В условиях переходности очевиден антропологический смысл российского образования, которое призвано формировать человеческий капитал, дополняя его наращиванием социального капитала, способствующего укреплению социальных связей и отношений, и капитала культурного, создающего объединяющее людей общее интеллектуальное пространство и выступающего основой выработки мировоззрения. В этом случае образование становится мощным фактором не только инновационного развития, но и противодействия коммерциализации науки и культуры, условием сохранения культурных традиций, а также сохранения идентичности человека. Переход к информационному обществу характеризуется не просто усложнением технико-технологического состояния общества, а достижением такого высокого уровня информационно-технических технологий, которые существенным образом влияют на человека, его образ жизни, место в современном мире. В этой связи в диссертации был предпринята попытка охарактеризовать современные образовательные стратегии российского общества, которые содействуют постиндустриальному развитию и переходу к информационному и сетевому обществу. Активное внедрение в образовательный процесс информационно - коммуникативных технологий способствует повышению интеллектуального уровня, развитию абстрактного, критического, системного, дивергентного (сетевого), образного, креативного, стратегического, диалогического мышления, а также таких качеств, как умение принимать решения, готовность идти на риск, самостоятельность, адаптивность, стрессоустойчивость, ответственность и др., соответствующих запросам времени. Вместе с тем распространение информационных технологий может негативно влиять на развитие личности: создавать условия для фрагментаризации, массовизации, стереотипизации, манипуляции сознанием и поведением, которые подавляют самостоятельность, независимость, творческую инициативу. Поэтому усилия образовательного сообщества должны быть направлены на то, чтобы контролировать и направлять использование информационных технологий так, чтобы они способствовали самореализации личности, а не ее деформации. Самореализация личности в переходном обществе не ограничивается развитием в процессе образования необходимых для этого способностей и качеств личности, а предполагает ее устойчивость, непрерывность, преемственность в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Поэтому еще одной важнейшей стратегией российского образования, рассмотренной в диссертационном исследовании, является формирование профессиональной идентичности, которую в современных условиях необходимо рассматривать как интегрирующую иные идентичности: региональную, национальную, глобальную, сетевую и проч. Интегральный характер профессиональной идентификации обусловлен тем, что переход российского общества к информационному осуществляется в условиях «незавершенного модерна», что требует деструктурирования старых, не соответствующих современному состоянию глобализующегося мира идентификаций, переструктурирования имеющихся и формированию новых. Эта сложная задача решается солидарными усилиями всего общества, вступившего на путь инновационного развития, но образованию здесь отводится особая роль, поскольку оно сегодня является способом существования человека, способом его самореализации.