3.7. Культура как фактор социализации личности
Школьное дело должно быть нацелено на выработку у подрастающего поколения склонности и способности к постоянной рефлективной работе сознания, «и от успешности школы в решении этой проблемы зависят наши судьбы» (12, с. 6). Образование, как пишет Б.М. Бим-Бад, призвано заменить в идеале насилие или хитрость в отношениях между людьми разумом и доброй волей. Для этого оно должно стать единством воспитания и обучения. «В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным» (там же). Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. «Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедий, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность» (там же). Нужно научить детей ненавидеть самообман.
Помимо воспитания ума человеку необходимо й воспитание чувств.
Над человеком часто властвуют инстинкты, разрушительные антиобщественные и антикультурные тенденции. «Победа личности над опасными для нее и общества импульсами целиком зависит от успехов воспитания» (12, с. 7). Воспитание служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения - в противном случае совместная жизнь людей становится невозможной.Опасность человечеству, подчеркивает Б.М. Бим-Бад, исходит прежде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность. «Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти... Демократия всегда может выродиться в деспотизм, если ее не поддерживает особая культура, сохраняемая и передаваемая от поколения к поколению с помощью школы, воспитания... В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей» (12, с. 9).
В своей статье «Образование в контексте социализации» Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский рассматривают феномен образования как вид социализации. «Образование является ведущим и определяющим началом социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком... и процессами его стихийной социализации. Образование выступает одновременно и как фактор, и как средство социализации; оно влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует и упорядочивает стихийную социализацию» (13, с. 3).
Человеку необходимо овладеть знаковыми средствами общения, в противном случае он не сможет быть участником тех форм коммуникаций, на которых основано современное общество. В процессе всякого взаимодействия, отмечают Добреньков и Нечаев, человек должен учитывать, что его действия будут зависеть от реакций других людей.
Идентификация с «другими» и восприятие себя в «другом» и является основой такой характеристики человека как социальность. Восприятие Я в «другом» - основная социальная позиция ин- теракции. «Поскольку нормативное и институциональное поведение возможно лишь при использовании знаковых систем, то ведущей задачей образования становится обучение знаковым конструкциям общения, манипуляции ими, формулированию с их помощью моделей поведения» (26, с. 99). В ходе социализации посредством включения в совместно-разделенные общественные формы предметной деятельности человек примеряет их на себя, усваивает или отторгает. Чем более острым становится это соперничество, тем более активна и творчески заряжена личность» (26, с. 102).Социокультурный контекст социализации можно обнаружить практически во всех других концепциях. Влияние культуры на социализацию человека изучалось в зарубежной науке в основном в рамках культурной антропологии, согласно которой «механизм социализации действует не в отдельных частных предметных и межличностных контактах, а лишь в случае общения с культурой в целом, представленной в ее нормах, традициях, произведениях» (26, с. 103-104). Однако, как отмечают авторы, в рамках культурной антропологии культура чаще представлена лишь как некая эмпирическая данность (традиции, нормы, знания, верования, продукты повседневной и высокой культуры). «Последовательный социокультурный подход в исследовании социализации предполагает выделение в качестве ведущей категории ценность» (26, с. 105). Культурная ценность отличается не только целесообразностью, но и адресностью, направленностью на потребителя, социальное общение. «Она должна быть узнаваема в поле ориентации субъекта (даже если это продукт собственного потребления). Коммуникация, или трансляция ценности, диктует и свой язык всем другим звеньям механизма динамики ценностей в культуре, идентифицируя тем самым продукты культурной деятельности, поддерживая единство ценностей в культуре» (26, с. 107). В коммуникации различают: 1) кодирование - закрепление за предметом-знаком его значений; 2) трансляцию - передачу значения (ценностного отношения); 3) коммутацию - преобразование сообщения, которое позволяет настроиться на взаимное понимание и взаимный обмен, идентифицировать разные отправления. «Актуализируя модель динамики освоения субъектом ценностей, мы приходим к выводу, что в учении человеческие ценности предстают перед субъектом в своем особом культурном бытии, как средства его жизни, деятельности, общения» (там же). Освоение культуры человеком осуществля- ется в многообразных, исторически сложившихся формах деятельности. «Каждая из этих форм деятельности заключает в себе весь культурно-исторический общественный опыт, воспроизводя в своем содержании все стороны, функции, механизмы динамики ценностей, культурного прогресса. Однако одни функции, механизмы являются ведущими, а другие - вспомогательными» (26, с. 108).
Еще по теме 3.7. Культура как фактор социализации личности:
- ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ АУДИТОРИИ М.Е. Аникина Московский государственный университет
- 3.4. Коммуникативность как фактор социализации
- 3.7. Культура как фактор социализации личности
- Заключение
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- Н. В. Цыганенке РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ лИЧНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ КАТЕГОРИИ
- Этическая культура как проявление духовно-нравственного становления человека
- ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЬШ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД)
- ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ Н. В. Лакосина (Ростов-на-Дону)
- Целеполагание жизни как фактор развития личности современного студенчества
- Факторы социализации личности
- 1.1. Возрождение этнической культуры как социально- историческая проблема
- ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1.2. Ценности экономической культуры как аффективная составляющая экономической социализации личности