МОЙ РАЙ И МОЙ АД (СМЫСЛ ЖИЗНИ И МИРА)
На Рождество Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Это первое и величайшее благовестие. Величайшее благовестие, которое Бог мог дать человеку и небо — земле. Если хотите, все Евангелие неба и земли состоит из этих трех слов: Слово плоть бысть.
Без них и вне их для человека нет благовестия ни в этом, ни в ином мире. В этих словах все, что вечно необходимо человеческому существу во всех мирах.* * *
Единственная благая весть для материи во всех видах ее существования, для самой твердой и плотной в алмазе и для самой таинственной и самой невидимой в пра- электроне и фотоне.
Слово плоть бысть: Слово стало Боготелом, но при этом ни Бог не перестал быть Богом, ни тело не перестало быть телом. Тело в таинственном единстве с Богом живет и сияет всеми совершенствами Божиими.
Слово плоть бысть — это значит, Слово стало душою, Богодушою, но при этом Бог остается Богом и душа — душою. И душа идет путями вечных и радостных таинств Божиих во всех видимых и невидимых мирах.
Слово плоть бысть значит и то, что Слово стало ощущением, Богоощущением. При этом Бог не перестает быть Богом, став человеческим ощущением, но и ощущения остаются человеческими ощущениями, с той лишь разницей, что они все роскошные бесконечности Божии воспринимают как свои.
Слово плоть бысть значит еще и то, что Слово стало тварью, Боготварью. При этом природа Бога не утратила свои божественные свойства, так же, как и природа твари не утратила свои тварные свойства. Только тварь проходит через чудесное преображение, ведущее из славы в славу.
Слово плоть бысть, в конце концов, это значит, что Слово стало человеком, совершенным человеком, Богочеловеком. При этом Бог остается в Своих границах, а человек в своих, хотя они теснейшим образом нераздельно соединены. Только все несказанные совершенства Божии претворяются человеком в свои, и он приобретает божественную вечность и божественную славу.
Бог Слово стал человеком, дабы человека вернуть к его первообразу, к его Творцу, ведь человек в праначале был сотворен Богом Словом со всеми свойствами логос- ности (ср.
Быт 1, 27; Ин. 1, 9). Бог Слово стал плотью, дабы возвратить тело к его первобытной логосности, ведь все, что есть, состоялось через Бога Слово (ср. Ин. 1, 3; Кол. 1, 16). Раз Бог Слово — Творец всех тварных существ, то Он и основание всецелого мироздания. Грех и зло составляют трагическую попытку и бессмысленную затею человека отстранить Бога Слово от основания вселенной.Бог Слово воплотился, чтобы вернуть тварь к Творцу, к Тому, Кто есть ее действительный фундамент и основа. Поэтому святой апостол божественно прав, когда благовествует, что Богочеловек Христос — единственный прочный и неразрушимый фундамент, что иного основания никто положить не может (ср. 1 Кор. 3, 11). Созидающий на Нем, на этом нерушимом камне вселенной, — мудрый человек, личность его ологосена, то есть навеки соединена со всеми вечными свойствами Бога Слова, потому и остается нерушимой во всех бурях и грозах человеческих хаосов и потрясений (ср. Мф. 7, 24—25; Рим. 8, 35-39). Своим вочеловечением Бог Слово показал, что логос- ность — это природа нашей природы, фундамент нашего человеческого существа, основание человеческой жизни и бытия. Наше происхождение — от Бога, потому и существо наше, и жизнь наша, и существование наше зависят всецело от Бога (ср. Деян. 17, 28; Кол. 3, 1—4). В самом деле, в соответствии со своим первообразом и по своей внутренней сущности вся тварь — от Слова и ради Слова (ср. Кол. 1, 16—17). С Ним, через Него и Им все возвращается к своему логосному состоянию и существованию: к своей первобытной чистоте, красоте и силе, к своему «да будет» и «бысть», к своему раю. Ведь рай — в Слове, а вне его — ад.
Ощущение!.. Скажите, что это за тайна такая во мне — ощущение? Кто знает, какие загадки и какие таинства Бог соединил, спаял и слил в том, что мы называем ощущением?.. Ощущение — дивный и страшный дар. Им рай — рай и ад — ад; им боль — боль и блаженство — блаженство; им печаль — печаль и радость — радость; им отчаяние — отчаяние и восхищение — восхищение.
Логосностъ — первобытное свойство ощущения.
Изымите ее из ощущения, и оно превращается в ад. Ведь что такое ад? Это ощущение без Бога Слова; ощущение, из которого вытеснен Бог. А рай? Ощущение Бога, ощущение, пронизанное и исполненное Богом Словом. В действительности, ад ~ это обезбоженное, «чистое ощущение», а рай — ологосенное, охристовленное, обогочеловечен- ное ощущение. Бог Слово стал человеком, чтобы возвратить человеческие ощущения к первобытной логосности, вытесненной грехом. В вочеловечившемся Боге Слове наше ощущение возвращается к своему логосу, к своему всесмыслу, возвращается к своей боголикости, христоликости и ду- холикости. Своей самой интимной тайной человеческое чувство исчезает в бездонных глубинах Трисолнечного Бога и Господа. А это значит, оно полноценно и совершенно только тогда, когда преобразится в Богоощуще- ние, в Христоощущение, в Духоощущение. Бог Слово стал человеком, чтобы ологосить человеческое ощущение. Возвращаясь к логосности, человеческое ощущение освобождается от греха, безумия, сумасшествия, смерти. И таким образом приходит в себя, приходит к своей пра- сущности. Тогда самоощущение и преисполняется бого- ощущением, христоощущением.Человеческое ощущение — в истинном смысле ощущение только Богом, Христом, то есть Богоощущением, Христоощущением. Без Бога Слова оно безумствует, корчится и умирает в страстях, в грехах, в бреду, в бессмыслии, в бесновании, в отчаянии, в эгоизме, в вечном существовании и вечной нереал изо ванности. Всегда пытаясь осуществиться, оно никогда не осуществляется действительно, цельно. Обезбоженное, обессмысленное человеческое чувство всегда умирает и никак не может умереть. Это тот самый евангельский червь, который не умирает, и
огонь, который не угасает, — ад [ср. Мк. 9, 44].
# * *
Мысль!.. Какая непонятная тайна таится в природе человеческой мысли! Мы знаем одно: она настолько непонятна, что у человека мороз проходит по коже, лишь только он начинает думать о мысли. Дух человеческий сходит с ума в поисках происхождения и природы человеческой мысли, если не прибегнет к Слову, к Богочеловеку Христу, в Котором в единственном эта тайна сладостна.
Оторванная от Бога Слова, человеческая мысль не имеет своего смысла, своего логоса, так как мысль в пра- сущности своей имеет логосный характер.Для меня мысль, всякая мысль — это величайшая мука из существующих под небом, до тех пор пока она не вырвется в Богомыслие, в Христомыслие, то есть пока не ологосится, не наполнится смыслом. Действительно, мысль — это ад, если она не преображается в Христомыслие. Без Логоса человеческая мысль постоянно находится в алогосном бреду, в горячке, в сатанинском бессмысленном самооправдании, в сатанинском «мысль ради мысли», подобно 1'art pour l'art45.
Человеческая мысль безумствует грехом. Как и ощущение. Единственный врач и лекарство от этого безумия — Богочеловек, ведь только Он — вочеловечившийся Бог Слово. В Нем и Им человеческой мысли обеспечено и гарантировано бесконечное божественное совершенствование. Он для того и стал человеком, чтобы вся эта планета, ведомая голой, «чистой» человеческой мыслью, не превратилась бы окончательно и бесповоротно во всеобщий сумасшедший дом. Заметьте, как только европейский континент удаляется от воплощенного Бога Слова, он тонет в бесчеловечности, в безумии, в культурном людоедстве, во всеубийственных войнах. Человек пожирает человека, нация — нацию, раса — расу.
Душа человеческая!.. О тайна из тайн, о чудо из чудес! Сердца всех паломников вечности разбиваются около нее. Люди живут душой, а не знают, что такое душа. Разве это не мука для духа? Мука, до тех пор пока Бог Слово не стал человеком, а тем самым, и душою. И тайна души открылась нам: это Слово. От Него ее происхождение, ее естество, ее первообраз; и в Нем ее смысл, ее блаженство, ее вечность, ее рай. Поэтому она в самом сокровенном своем тайнике христолюбива, боголюбива*6.
В вочеловечившемся Боге Слове душа нашла себе и своего Творца, почему чудесный Богочеловек и возвестил благую весть: Иже аще погубит душу свою мене ради, обрящет ю (Мф. 16, 25). То есть обретет ее сущность, ее смысл, ее ценность, ее рай, ее вечность, ее блаженство.
Не соединенная с Богом Словом, душа находится вне себя. В вечном заблуждении и бессмысленном кружении из греха в грех, из страсти в страсть, из муки в муку. А это и есть ад с его страхами и ужасами.Намек на известное выражение Тертуллиана, что душа — по природе христианка (см. «Апологетик» 17, 6: О testimonium animae naturaliter Christianae!) (прим. ред.).
* * *
Тело человеческое!.. Эта чудотворная мастерская, которая воду претворяет в кровь, воздух в кости, хлеб в мясо, траву в минералы, минералы в жидкость! Невиданная мастерская чудес. Природных, не так ли? Да и что в природе не чудо?! Некий невидимый механизм, некий чудотворный мастер управляет этой необычной мастерской, которую мы называем телом. Он заключен в теле, а мы его не видим. Дела его видим, а его самого нет. Словно он хочет как можно полнее скрыться за своими делами.
Тело!.. Бог задал нам бесчисленные загадки, создав его таким, каково оно есть. В его грязь он обернул свое божественное золото. И оставил его на этой покрытой копотью звезде. И чудо прибавил к чуду: Слово плоть 6ысть\ Этим он возвеличил тело превыше Ангелов и Архангелов. Осветил его и объяснил, провозгласив: Тело же не блужению, но Господеви (1 Кор. 6, 13). Доказательство? Господь вознесся на небо с плотию и вовеки будет пребывать с ней и в ней. Залог? Воскресение тела Христова, а наших тел в Судный день. А всеценность и логосность тела как раз в том и состоит, что Слово плоть бысть и вечно остается во плоти.
Человек!.. Все творения немеют перед этим самым необычным чудом во всех мирах. Бог как бы собрал чудеса из всех своих миров, слил их воедино, и получился человек. Душою Он связал его с миром духовным, а телом — с миром вещественным и отпустил его в эту жизнь. И человека в равной мере манят и таинства духовного мира, и чары вещественного мира. Человек, как трос, натянут всем своим существом между двумя мирами. Поэтому тайна человеческого существа превращала человеческую мысль о человеке в вопль, в спазм, в стон, в плач и причитание над человеком.
Так было, пока Слово не стало человеком. Став же человеком, Бог Слово объяснил человека человеку и наполнил его жизнь смыслом в этом и в ином мире. Человек только Богочеловеком возвращается к себе, ведь в основании своего многостороннего существа он логосен. Нет человека, которого не освещает Слово при входе в этот мир и в эту жизнь (ср. Ин. 1,9). Все человеческое, до тех пор пока не возвратится к Богочеловеку, до тех пор пока не ологосится, не обогочеловечится, бессмысленно и в своей основе нечеловечно. Ведь человек — настоящий человек только Богочеловеком и в Богочеловеке. Абсолютная цель вочеловечения Слова в том и состоит, чтобы ологосить и обожить человека во всем его существе. Бог Слово стал человеком, чтобы ологосить человека: и его душу, и его тело, и мысль его, и его ощущения, и все, что делает человека человеком. Без этого и наша душа, и наше тело, и наша мысль, и наше ощущение — это ужасы, чудовища, страшилища. Зачем они нам? Чтобы мы цепенели, чтобы мы немели, чтобы мы замирали перед лицом смерти и всего жизненного хаоса?..Ввиду всего этого рождение Бога Слова во плоти, Рождество, — праздник дивный и чудесный по своему величию, таинственности, всесмыслу. Празднуя Рождество, мы на самом деле празднуем и прославляем единственный истинный смысл человеческого существа, человеческого духа, человеческого ощущения, человеческой жизни. Ведь на Рождество возсия мирови сеет разу- мсґ\ воссиял миру свет божественного разума, божественного ведения, божественного смысла и залил Собою весь этот мир от края и до края. Залил и осветил нам вечный смысл этого мира и человека в нем.
На Рождество нам открылась и наполнилась смыслом тайна человека, и тайна земли, и тайна неба над землею. И человек нам мил, ибо стал человеком Слова, и потому логосным; и душа человеческая нам мила, ибо стала душою Слова, и потому логосной; и мысль человека нам мила, ибо стала мыслью Слова, и потому логосной; и ощущение человека нам мило, ибо стало ощущением
" Тропарь Рождества Христова (прим. ред.).
Слова, и потому логосным; и жизнь человеческая нам мила, ибо стала жизнью Слова, и потому логосной, и мир нам мил, ибо стал миром Слова, и потому логосным; и небо нам мило, ибо стало небом Слова, и потому логосным.
Рождением на этот свет Слова во плоти рожден весь Бог, вся Истина Божия, вся Правда Божия, вся Любовь Божия, все Добро Божие, вся Милость Божия, поэтому все алчущие и жаждущие Бога и Его Правды в сладостном восхищении и безграничной радости возглашают всем существам и тварям: «Христос родился!» А из христолюбивых глубин существ и тварей, сотрясая все кругом, раздается бурный ответ: «Воистину родился!»
Еще по теме МОЙ РАЙ И МОЙ АД (СМЫСЛ ЖИЗНИ И МИРА):
- ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
- Черты жизни и характера
- 3.2. О смысле жизни
- Смысл жизни
- § 2. Право в космической модели мира и в универсалистской модели мира
- МОЙ РАЙ И МОЙ АД (СМЫСЛ ЖИЗНИ И МИРА)
- СМЫСЛ ЖИЗНИ
- Взаимосвязь смысла жизни и счастья
- ЖИЗНЬ История поисков смысла жизни
- Смысл жизни
- Смысл жизни в контексте временного и вечного
- Проблема смысла жизни
- Приложение 11 МИР ЧЕЛОВЕКА Программа факультатива для пенитенциарных школ ( автор В. С. Куку шин)