<<
>>

76 (200). ГЕГЕЛЬ-НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 24 марта 1812 г*

Надежда не дает погибнуть, говорится в Библии. Я бы прибавил: она часто заставляет очень долго ждать. Опять наступила пасха, а дела обстоят все так же, как и прежде...

На предстоящую пасхальную ярмарку выходит в свет первая часть моей «Логики». Она содержит первую книгу — о бытии, часть онтологии. Вторая книга содержит учение о сущности, третья — учение о понятии. Что касается разработки моей «Логики» для гимназий, то я колеблюсь между этим и разработкой для университетов. Я просто не представляю себе, как мне сделать ее подготовительной или вводной, точно так же как не представляю, как можно написать введение в геометрию, не изложив самое геометрию.

В официальных разъяснениях нормативов составления планов школьного обучения, изданных осенью 1810 года, ясно указывается: проводить не систематическое преподавание целого, но лишь практические упражнения в спекулятивном мышлении. Но именно это кажется мне наиболее трудным. Какой-нибудь конкретный предмет или какое-нибудь отношение действительности обсуждать в спекулятивном плане — это то же, что судить о какой-нибудь музыкальной пьесе по генерал-басу. Под практическим упражнением в спекулятивном мышлении я не способен понимать что-либо иное, кроме обсуждения действительных, чистых понятий в их спекулятивной форме, а именно это и есть сама истинная логика. Спекулятивному мышлению может или должно предшествовать абстрактное мышление, рассудочное абстрактное понятие в его определенности. Однако ряд таких понятий опять-таки представляет собой систематическое целое. В гимназическом обучении можно было бы ограничиться этим. И так уж в гимназии философия занимает слишком много места, в низших классах можно было бы обойтись без нее. Я преподаю ученикам абстрактные понятия права, затем понятия морали, а ученики, усваивая их в их определенности, упражняются тем самым в абстрактном мышлении — в формальном смысле слова, но я не могу это еще назвать спекулятивным мышлением. В средних классах я преподаю —в течение целого года — психологию, а на следующий год —логику (согласно вышеупомянутому делению на бытие и сущность), но в психологии я даю лишь учение о сознании. Мне кажется вполне достаточным преподавать в средних классах один год право и мораль, другой — психологию, а в старшем классе — энциклопедию, которая начинается с логики. Только об абсолютном, о безразличии, интеллектуальной интуиции и других упомянутых выше высоких материях еще не должна идти речь (здесь ведь не может быть целью вообще сообщать учащимся абсолютную точку зрения философии). Сущность дела и без того уже содержится в том, что им дается. Как сказано, по этой же причине не может быть никаких упражнений, не относящихся к существу дела и содержанию. Нельзя мыслить, не имея мысли, нельзя понять, не располагая понятиями. Научиться мыслить можно лишь в том случае, если в голове есть мысли, а понимать лишь тогда, когда в голове есть понятия. Мыслям и понятиям нужно точно так же учить, как. учат единственному и множественному числу, трем лицам, частям речи, как учат символу веры и катехизису. В этом смысле я мог бы взяться за такую работу. Диалектическое здесь порождает себя само, и в нем именно и заключено спекулятивное, поскольку уже понято позитивное в диалектическом. Диалектическое можно было бы преподносить учащимся только эпизодически, причем скорее в виде недостаточности ка- кого-нибудь определения мысли, чем в соответствии с его собственной природой, так как юношество вос^ принимает вначале позитивное содержание. Если бы Вы сообщили мне о Ваших соображениях на этот счет, я бы смог лучше ориентироваться в своих занятиях, У меня уже давно возникла мысль изложить основные принципы теоретического преподавания геометрии и арифметики, как его следовало бы вести в гимназиях, ибо в ходе преподавания в Иене и здесь я обнаружил, что эта наука без примеси философии, не имеющей к ней никакого отношения, может излагаться бо- лее понятно и систематически, чем обычно, когда не видно, откуда все берется и к чему идет, так как не дано никакой руководящей теоретической нити [...].

<< | >>
Источник: Георг Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 2. Серия: Философское наследие; Изд.: Мысль, Москва; т.2 - 630. 1971

Еще по теме 76 (200). ГЕГЕЛЬ-НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 24 марта 1812 г*:

  1. 78 (216). ГЕГЕЛЬ — НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 20 декабря 1812 г.
  2. Нюрнберг, 22 марта 1812 г. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  3. 82 (227). ГЕГЕЛЬ - НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 6 января 1814 г.
  4. 91 (255). ГЕГЕЛЬ - НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 23 ноября 1815 г.
  5. 73 (196). ГЕГЕЛЬ — НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 10 октября 1811 г.
  6. 98 (272). ГЕГЕЛЬ — НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 12 июля 1816 г.
  7. 61 (144). ГЕГЕЛЬ — НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 14 декабря 1808 г.
  8. 81 (225). ГЕГЕЛЬ - НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 23 дек[абря] 1813 г.
  9. 76 (211). ГЕГЕЛЬ — Н ИТ ХАМ МЕРУ Нюрнберг, 23 октября 1812 г.
  10. 77 (215). ГЕГЕЛЬ —ВАН ГЕРТУ Нюрнберг, 18 декабря 1812 г.
  11. 64 (151). ГЕГЕЛЬ — НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 4 октября 1809 г.
  12. 97 (271). ГЕГЕЛЬ - НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 5 июля 1816 г.
  13. 88 (246). ГЕГЕЛЬ - НИТХАММЕРУ Нюрнберг, 21 февр[аля] 1815 г.