ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

АФОРИЗМЫ

«Афоризмы» (Aphorismen) — условное название различного рода фрагментарных записей Гегеля. Первая часть относится к йенскому периоду деятельности (1801—1807), вторая —к берлинскому (1818—1831).
Первая часть впервые опубликована К. Розенкранцем в «Konigsberger Literatur-Blatt», 1842, Mai — Juli — издании, ныне забытом. Затем эта часть не полностью была напечатана в виде приложения к биографии Гегеля, написанной Розенкранцем (Берлин, 1844). Там же впервые были опубликованы «Берлинские афоризмы». Неполный вариант «Йенских афоризмов» воспроизведен Гоффмейсте- ром в книге: «Dokumente zu Hegels Entwicklung». Stuttgart, 1936. Николин в Hegel-Studien, Bd. 4 (Bonn, 1967), по обнаруженной им первой публикации напечатал недостающую часть «Йенских афоризмов». В настоящем издании они даны без нумерации. Наиболее полно «Берлинские афоризмы» были опубликованы в книге: Hegel. Berliner Schriften. Hrsg. von J. Hoffmeister. На русском языке афоризмы Гегеля публикуются впервые. Перевод В. А. Рубина сверен с указанными изданиями А. В. Михайловым и В. И. Башиловым. Примечания составлены А. Огурцовым и А. Гулыгой. 1

Павсаний — древнегреч. писатель, живший во II в. н. э., автор труда «Описание Эллады» в 10 кн., где он сообщает ценные сведения по греческой мифологии. — 530. 2

Зоммер, Иоганн (1559—1622) — немецкий писатель. — 531. 3

Participium aoristi (лат.) — причастие аориста. — 531. 4

См. прим. 15 к стр. 169 настоящего тома. — 531. 5

Улисс — римское название греческого героя Одиссея. Тилль Эуленшпигель — герой народной книги, популярной в XVI в. и увидевшей свет на верхненемецком языке в 1515 г. Образ плутоватого бродяги, крестьянского сына Тилля Эулен- шпигеля, привлек внимание многих европейских писателей, в том числе Шарля Де Костера.

Цирцея (Кирка) — греческая волшебница с острова Эя, превратившая спутников Одиссея в свиней; в иносказательном смысле — обольстительная красавица.

Немезида — богиня возмездия. — 531. 6

Гёррес, Иосиф (1776—1848) — немецкий ученый. Ср. оценку Гегелем Герреса в «Истории философии»: «В философию природы вкрался чрезвычайный формализм... Это — блестящая сила воображения, как у Герреса. Эта непристойность, применение форм, заимствованных из одной сферы природы, к совершенно другой сфере, заходила очень далеко...» (Гегель. Сочинения, т. XI. М. — Л., 1935, стр. 510). Вагнер, Иоганн Мартин (1777—1858) — немецкий скульптор, автор «Berichte xiber das agyptischen Bildwerke». — 532. 7

Pater peccavi — «Я согрешил, отец». Формула покаяния при католической исповеди. — 532. 8

Описываемый Гегелем эпизод относится к периоду наполеоновских войн, когда после разгрома Пруссии в битве под йеной (1806) Наполеон диктовал немецким дипломатам свои условия. 9

Гегель имеет в виду парадоксы Руссо в трактате «Рассуждение», получившем премию Дижонской академии в 1750 г. по вопросу, предложенному этой же академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» — 533.

20 Зак. 1333 601 10

Виланд, Кристоф Мартин (1733—1813) — немецкий поэт эпохи Просвещения, издатель «Deutscher Merkur». — 533. 11

Птолемеи Лагиды — царская династия, правившая в 330—305 гг. до н. э. в Египте.

Розеттский камень — черная базальтовая плита с трехъязычной надписью на египетском иероглифическом, египетском разговорном (демотическом) и древнегреческом языках, обнаруженная в 1799 г. офицером наполеоновских войск в Египте Бушаром. Тексты ее высечены в 196 г. до н. э. и представляют собой благодарственную надпись египетских жрецов Птолемею V Епифану. Дешифрован текст в 1822 г. Шамполионом. — 534. 12

Карл Моор — герой пьесы Ф. Шиллера «Разбойники». —

535. 13

Капаней — греч. аргосский царь, один из участников «похода семерых» против Фив, похвалившийся, что город но удержит и сам Зевс. За это Зевс поразил его молнией. Капаней — символ богоборца, человека, выступающего против богов.

— 535. 14

««Чего только нет в минуэте!» — воскликнул, охваченный энтузиазмом к своему искусству, Марсель, самый известный учитель танцев в Париже четырнадцать лет тому назад. Современные танцоры говорят иначе; они говорят, что нужно знать дух танца, и говорят это весьма серьезно» (фр.). — 536. 15

«Германская империя — это моральное существо, неспособное к самостоятельному действию, и тело мертвое в силу самого своего строения» (фр.). — 536. 16

«Надеюсь, мадам, что Вы верите, что у нас слишком хороший вкус, чтобы не быть польщенными Вашим прибытием в Берлин. Я уже давно восхищаюсь Вами и с нетерпением жду случая с Вами познакомиться» (фр.). —556. 17

Ср. оценку Гегелем Робеспьера, данную в «Философии истории»: тирания Робеспьера «осуществляет свою власть без судебных форм и наказывает так же просто — только смертью» (Гегель. Философия истории. Сочинения, т. VIII. М. — JL, 1935, стр. 417), а также в «Феноменологии духа»: «Единственное произведение и действие всеобщей свободы есть поэтому смерть, и притом смерть, у которой нет никакого внутреннего объема и наполнения» (Гегель. Феноменология духа. Сочинения, т. IV. М., 1959, стр. 318). — 536. 18

Геллерт, Христиан Фюрхтеготт (1715—1769) — немецкий писатель, автор басен, сказок, повестей, пьес и многих этических трактатов, профессор в Лейпциге, читавший лекции о поэзии, риторике и морали, издатель журнала «Belustigungen des Verstandes und Witzes».

Хагедорн, Фридрих (1708—1754) — немецкий поэт.

Уц, Иоганн Петер (1720—1796) —? немецкий поэт анакреонтического направления. Николаи, Кристоф Фридрих (1733—1811) — берлинский книгоиздатель и книгопродавец, писатель рационалистического направления, горячий противник писателей эпохи «Бури и натиска», издатель журнала «Allgemeine deutsche Bibliotek» (1765—1792). Высмеян Тиком в романе «Цербино», Шиллером в «Ксениях», Гёте в «Фаусте» под именем Проктофантасмиста («Вальпургиева ночь», стих 4144). В «Философии истории» об этих писателях Гегель говорит, что они «обнаруживают неповоротливый педантизм и лишенную остроумия рассудительную серьезность» (Гегель.

Философия историй. Сочинения, т. VIII, стр. 400). В другом месте он пишет, что Николаи, Зульцер в своих «произведениях дошли до последней степени скудости в отношении эстетической мысли. Лессинг назвал эти произведения поверхностной болтовней, — точно так же, как стихотворные произведения Геллерта, Вейссе, Лессинга, дошли в целом почти в одинаковой мере до последней степени скудости в отношении поэзии» (Гегель. История философии. Сочинения, т. XI, стр. 400). — 537. 19

«Шаги тех, кто вынесет тебя, уже у дверей» — цитата из «Вульгаты», латинского перевода Библии. — 538. 20

Якоби, Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий философ, представитель так называемой философии веры и чувства. См. о нем в «Истории философии» Гегеля (Соч., т. XI, М. —Л., 1935, стр. 405—416). — 541. 21

Мендельсон, Моисей (1729—1786) — знаменитый немецкий философ. — 541. 22

Лаплас, Пьер-Симон (1749—1827) — знаменитый французский математик и астроном-теоретик. — 544. 23

Кизеветтер, Иоганн Готфрид Карл Христиан — немецкий философ, последователь Канта, специализировавшийся по проблемам логики. — 546. 24

Имеется в виду война против Наполеона, в которую Пруссия вступила в 1813 г. и которая закончилась битвой под Ватерлоо. — 549. 25

Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (ок. 150 — ок. 222) — христианский писатель. — 549. 26

Аналогичные мысли Гегель высказывает в письме к Нитхаммеру (см. стр. 287 настоящего тома). — 551. 27

Галль, Франц Иосиф (1758—1828) — австрийский врач, известный создатель френологии, рациональной идеей которой было учение о мозговых центрах как определяющих способности человека. Гегель неоднократно критикует необоснованные попытки Галля определить характер и способности человека по выпуклостям черепа (см. «Философия природы». Соч., т. И. М. — Л., 1934, стр. 330; «Феноменология духа». Соч., т. IV, стр. 173-183).

27а Игра слов. Вместо Schadellehre — «учение о черепах» Гегель пишет одинаково звучащее слово Schadelleere, означающее «пустота черепа» (прим.

переводчика). — 551. 28

Зальцман, Христиан Готтхильф (1744—1811) — немецкий педагог, основатель школы в Шненфентале, пропагандист идей Руссо, автор нескольких рассказов.

Кампе, Иоахим Генрих (1746—1818) — наиболее популярный немецкий писатель для детей конца XVIII — начала

XIX в., пропагандист идей Руссо, издатель «Маленькой детской библиотечки». — 552. 29

См. Гердер. Сид (пер. В. А. Зоргенфрея). Пб., 1922, стр. 102. — 554. 30

См. Гердер. Сид. Пб., 1922, стр. 29. — 555. 31

Tabula rasa (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой является, по мнению Локка и всех сенсуалистов, душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого (1193—1280). — 555. 32

Гроций, Гуго (1583—1645) — нидерландский философ, занимавшийся правом, автор «De jure belli et pacis» (О праве войны и мира). — 555. 33

Эта фраза добавлена в издании Гоффмейстера. — 557. 34

Имеется в виду «Западно-восточный диван» Гёте — большой цикл стихотворений, который состоит из 12 книг и написан в 1814—1815 гг. Созданию «Дивана» (так обычно в персидской поэзии назывались сборники стихотворений) предшествовало его увлечение восточной культурой, и в частности творчеством Гафиза — персидского поэта XIV в. — 557. 35

Кариссими, Джиакомо (1605—1674)—итальянский композитор, известен как создатель ораторий и кантат. — 559. 36

См. прим. 18 к стр. 537 настоящего тома. — 559. 37

Тацит, Корнелий (ок. 55 — ок. 120) — крупнейший древнеримский историк, основное произведение «De origine et situ Germanorum» (98 г.) — этнографический и географический очерк о древних германцах. — 559. 38

Корнелий Непот (ок. 100 — ум. ок. 27 г. до н. э.) — древнеримский историк и писатель, автор исторических «Хроник» и биографий знаменитых полководцев. Курций Руф,Квинт (I в.) — римский историк, автор «Истории Александра Великого». — 560. 39

Дракенборх, Арнольд (Drakenborch, 1684—1740) — профессор истории в Утрехте, переводчик Тита Ливия.

Рункениус (Ruhnkenius) — латинизированное имя Рункена Давида (1723—1798), английского филолога, автора «Словаря Платона». — 561. 40

Канова, Антонио (1757—1820) — итальянский скульптор, наряду с Торвальдсеном важнейший представитель классического искусства. — 561.

<< | >>
Источник: Георг Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 2. Серия: Философское наследие; Изд.: Мысль, Москва; т.2 - 630. 1971

Еще по теме АФОРИЗМЫ:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ
  2. Глава 13 Метафоры и афоризмы в правоведении
  3. § 1. Метафоры и метонимии
  4. § 2. Афоризмы
  5.    Афоризмы и «крылатые» слова из басен Крылова
  6. Учене и философы - ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЖЕНЩИН
  7. «МЫШЛЕНИЕ АФОРИЗМАМИ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ НАРОДА»
  8. АФОРИЗМЫ
  9. АФОРИЗМЫ
  10. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  12. АФОРИЗМЫ И РАЗНЫЕ ЗАМЕТКИ11 106
  13. Г. Спенсер и его идеи в России XIX века
  14. МИНИАТЮРНЫЕ ТЕКСТЫ (АФОРИЗМЫ) В ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ И.П. Мамыкин
  15. АФОРИЗМЫ О ПОЛИТИКЕ
  16. Пословицы, поговорки, афоризмы
  17. Маслов А.. Афоризмы и тайные речения Бодхидхармы, 2008
  18. §1. Русская фразеология с позиций современного лингвистического знания
  19. §2.Фразеология в системе лингвокультурологического знания