III. Умозаключение
Умозаключение есть полное выражение понятия. Оно вообще содержит суждение с основанием последнего. Тут два определения соединены посредством третьего, представляющего собой их единство.
Налицо понятие в его единстве — среднем термине умозаключения и в его раздвоении — крайних терминах умозаключения.§ 40
Соотнесение обоих крайних терминов умозаключения со средним термином непосредственное; соотнесение же их друг с другом опосредствовано средним термином. Оба первых непосредственных соотнесения представляют собой суждения, называющиеся посылками; а то соотнесение, которое опосредствовано, называется заключением.
§ 41
Сначала умозаключение выражает свои моменты лишь своей формой, так что средний термин по отношению к крайним выступает как самостоятельная определенность, а основание, или единство моментов, еще только субъективно. То, что само по себе первоначально, здесь выступает как нечто выведенное и имеет значение следствия.
А. Умозаключения качества или присущности
§ 42
Форма данного умозаключения, Е-О-В, означающая, что нечто единичное соединено со всеобщим посредством особенного, является общим правилом умозаклю- чения вообще. В этом первом непосредственном умозаключении особенное, или средний термин, представляет собой некоторое качество, или же определенность единичного, точно так же как и всеобщее представляет собой какую-то определенность особенного. Именно поэтому и можно от единичного через какую-либо другую из его определенностей, которых у него много, а равным образом и от нее перейти к какой-то другой всеобщности; точно так же к другой всеобщности можно перейти и от особенного, ибо особенное тоже содержит в себе различные определения. Это первое умозаключение, таким образом, хотя и правильно по своей форме, по своему содержанию, однако произвольно и случайно.
(Зеленый цвет приятен; этот лист зелен; следовательно, он приятен.
— Чувственное ни плохо, ни хорошо. А ведь человек чувственен. Следовательно, он ни плох, ни хорош. — Храбрость есть добродетель. Александр обладал храбростью. Следовательно, он был добродетелен. — Пьянство есть порок. Александр предавался пьянству. Следовательно, он порочен, и т. д.),§ 43
По своей форме обе посылки являются тут непосредственными соотнесениями. Форма же умозаключения содержит, однако, требование, чтобы и они были опосредствованы или, как обычно выражаются, чтобы посылки были доказаны. Но доказательство посредством данной формы умозаключения было бы только повторением этой формы, причем до бесконечности повторялось бы и то же самое требование.
§ 44
Опосредствование, а именно опосредствование особенности и всеобщности, необходимо, следовательно, произвести с помощью момента единичности. Это дает вторую форму умозаключения: В-Е-О. Прежде всего данное умозаключение правильно лишь в том случае, когда В-Е представляет собой законное суждение.
А чтобы это было так, В должно быть партикулярным. Таким образом, единичное, собственно говоря, не есть средний термин. Умозаключение сведено к форме первого умозаключения, но вывод является партикулярным. (Многие логики считают, что нет необходимости сводить вторую фигуру к первой, поскольку умозаключать в ней можно; однако на самом деле умозаключать в ней можно в силу именно этой формы). Во-вторых же, данное умозаключение, собственно говоря, означает, что непосредственные определения или, лучше сказать, непосредственные качества соединены через единичность, и в этом смысле соединены случайно.
§ 45
Единичное, соединенное с особенным через всеобщее, дает третью форму умозаключения: О-В-Е. Всеобщее выступает здесь как опосредствующее определение и в обеих посылках является предикатом. Но как из того, что два определения присущи одному и тому же единичному, не следует, что эти определения суть одно и то же, точно так же и из того, что два определения подведены под одно и то же всеобщее, не следует, что их можно связать как субъект и предикат.
Только в том случае, когда большая посылка отрицательная и, следовательно, может быть обращена, данное умозаключен ние может быть сведено к первому и тем самым получает правильную форму.(Ни одно из конечных существ не свято. Бог не есть конечное существо. Следовательно, бог свят.)
§ 46
Объективный смысл такого умозаключения заключается в том, что единственным основанием соединения особенности с единичностью является их тождественная природа.
§ 47
В ряду этих умозаключений, во-первых, каждое из трех определений уже побывало средним термином. Сведение второй и третьей формы умозаключения к первой означает снятие качественности. Во-вторых, хотя каждое непосредственное соотношение первого умозаключения и было опосредствовано последующими умозаключениями, тем не менее каждое из этих последующих умозаключений предполагает предыдущие умозаключения, иначе говоря, каждое опосредствованное единство предполагает непосредственное равенство.
Еще по теме III. Умозаключение:
- ГЛАВА III О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ АБСТРАКТНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ XIII
- II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ I.
- Примечания
- Комментарий 1.1.
- Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
- УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
- III. Умозаключение
- III. Умозаключение
- III. Мышление
- III. МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
- § 3. ТРАДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- Глава 3 jjg Краткое описание психологической типологии К.Юнга
- ГЛАВА III Воздействие социально-этического фактора на характер народа