<<
>>

В. Количество суждения или суждения рефлексии

§ 23

Обращая суждения, мы абстрагируемся от различия между субъектом и предикатом. Но теперь, когда это различие как качественное различие уже снято, нам следует взглянуть на него с количественной стороны.

§ 24

Коль скоро единичные определенности, заключавшие в себе свой предикат, снимаются, предикат содержит теперь разнообразные определения субъекта, соединяя их в одно целое.

Благодаря этому всеобщность перестает быть только общностью с другими. Она теперь собственная всеобщность субъекта, означающая поэтому вместе с тем и то, что субъект в своем предикате возвратился в самого себя.

§ 25

Такое суждение является суждением рефлексии, ибо рефлектирование вообще есть восхождение ко многим определениям предмета и осуществляющееся благодаря этому сведение их в некотором единстве.

§ 26

Поскольку в субъекте обнаруживается его равенство с предикатом, субъект есть нечто всеобщее, кото- рое благодаря ограничению прежде всего единичностью и представляет собой субъект. Таким образом, качественное суждение есть 1) сингулярное суждение, имеющее определением субъекта полнейшую единичность и гласящее: вот это всеобщее есть.

§ 27

Но всякое это определено до бесконечности многообразно, т. е. определимо в неопределенности (unbes- timmt bestimmbar). Предикат рефлексии в силу того, что он есть некоторое сведение, выражает всеобщее определение не только одного вот этого, но и другого вот этого; иначе говоря, сингулярное суждение переходит в [2] партикулярное.

§ 28

Партикулярное суждение, в котором субъект определен как «некоторые», представляет собой единственное определенное суждение, какое непосредственно можно высказать и положительно, и отрицательно.

§ 29

По объему своей формы субъект получает полное определение через определение «все», «всякий» в [3] универсальном суждении. Так как определение («все» или «всякий») занимает здесь место партикулярности и в то же время имеет объем последней, то и объем содержания субъекта нужно ограничить в соответствии с отим.

§ зо

в*

131

Тем самым, с одной стороны, субъект становится По отношению к своему предикату некоторым особенным субъектом, а с другой стороны, между субъектом и предикатом возникает отношение необходимости.

<< | >>
Источник: Георг Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 2. Серия: Философское наследие; Изд.: Мысль, Москва; т.2 - 630. 1971

Еще по теме В. Количество суждения или суждения рефлексии:

  1. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  2. 3. ФИХТЕ. ЙЕНСКИЙ ПЕРИОД
  3. 2. СИСТЕМА И МЕТОД
  4. § 1. Правовые нормы, их логическая характеристика
  5. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  6. 8. КАК ВОЗМОЖНО АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ
  7. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  8. Ь) Отрицательное суждение
  9. В. СУЖДЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  10. с) Универсальное суждение
  11. ПРИМЕЧАНИЯ
  12. В. Количество суждения или суждения рефлексии