<<
>>

3. Отношение индивидуума к своему гению

Третий способ, каким человеческая душа приходит к чувству своей тотальности, есть отношение индивидуума к своему гению. Под гением мы должны понимать ту особенность человека, которая во всех положениях и отношениях его имеет решающее значение для его поступков и судьбы.
Дело в том, что я представляю собой нечто двоякое: с одной стороны, то, что я знаю о себе по моей внешней жизни и моим всеобщим представлениям, и, с другой стороны, то, что я представляю собой в моем особенным образом определенном внутреннем существе. Эта особенность моего внутреннего существа составляет мой рок; ибо она есть тот оракул, от изречения которого зависят все решения индивидуума; она образует собой то объективное, что обнаруживает свое значение, исходя из внутреннего существа характера. Что обстоятельства и отношения, в которых находится индивидуум, придают его судьбе именно это, а не какое-либо другое направление, заложено не только в самих этих обстоятельствах и отношениях, в их своеобразии и не только в общей природе индивидуума, но в то же время и в его особенности. К тем же самым обстоятельствам этот определенный индивидуум относится иначе, чем сто других индивиду-» умов; на одного известные обстоятельства могут действо^ вать магически, тогда как другой не будет ими вырван из своей обычной колеи. Обстоятельства смешиваются, следовательно, случайным, в каждом данном случае особым, способом с внутренним существом индивидуумов, так что эти последние отчасти в силу обстоятельств и в силу того, что является общезначимым, отчасти же- в силу своего собственного особого внутреннего определен ния превращаются как раз в то самое, что из них выходит. Правда, своеобразная особенность индивидуума находит основания также и для всего его поведения, следовательно, — общезначимые определения; но она де-< лает это всегда только некоторым особым способом, так как проявляется при этом по существу как чувствующая, Даже бодрствующее, рассудочное, во всеобщих определен ниях двигающееся сознание, следовательно, столь мощно определяется своим гением, что индивидуум в этом от-« ношении кажется несамостоятельным. Эту несамостоя-» тельность можно сравнить с зависимостью зародыша от души матери или с тем пассивным способом, каким: в сновидении душа достигает представления о своем инн дивидуальном мире. Однако, с другой стороны, отноше-» ние индивидуума к своему гению отличается от обоих рассмотренных выше отношений чувствующей души тем, что оно есть ее единство, что оно связывает воедино как содержащийся в естественном сновидении момент про- стого единства души с самой собой, так и момент двой-< ственности душевной жизни, имеющейся налицо в отно-» шении зародыша к матери, ибо гений, подобно душе ма-« тери в ее отношении к зародышу, с одной стороны, есть для индивидуума некоторое самостное другое, а с дру* гой — образует с индивидуумом некоторое столь же не- раздельное единство, какое образует душа с миром своих сновидений.

<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ HAУK / том 3 / москва. 1977

Еще по теме 3. Отношение индивидуума к своему гению:

  1. < Приложение 1. Из письма священника Павла Флоренского Вл. А. Кожевникову от 29 июня—12 июля 1912 г.185)
  2. Сущность государства. Право. Речи к немецкому народу
  3. ИЕНСКИЙ ПЕРИОД
  4. 3. Отношение индивидуума к своему гению
  5. § 406
  6. у) Привычка § 409
  7. ПРИМЕЧАНИЯ 68
  8. 8.6. РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
  9. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ НЕВЕРУЮЩАЯ ВЕРА В БЕССМЕРТИЕ
  10. §2. Волюнтаристская концепция Артура Шопенгауэра
  11. §3. Существование (existenz) как разделение мышления и бытия в концепции Сёрена Кьеркегора
  12. Философия истории: поворот к человеку
  13. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  14. Рецензии Таблица складов для употребления в детских приютах. Санкт-Петербург. 1841.