<<
>>

Позитивность христианской религии

«Die Positivitat der christlichen Religion». — Основной текст работы написан между 2/XI 1795 и 24/IV 1796 г. В дальнейшем Гегель неоднократно возвращался к ней. Последний раз в 1800 г., когда он заново написал начало.
Впервые (не полностью) работа была опубликована Розенкранцем («Hegels Le- ben»). Перевод выполнен А. В. Михайловым по книге: «Hegels theologische Judendschriften». Tubingen, 1907 — и сверен В. И. Башиловым. На русском языке публикуется впервые. 1

Лессинг. «Натан Мудрый», д. 2, явл. 4. — 98. 2

Известная легенда о св. Антонии Падуанском (1195— 1231). — 98. 3

Далее следует текст, относящийся к 1795 г. Старое начало, приведенное в публикации Ноля (стр. 152—157), в данном издании опущено. —104. 4

Гегель цитирует Клопштока, по-видимому оду «Рейнское вино», где говорится о добродетели как о высшей цели человека. —111. 5

Деян. апост., X, 34. —112. 6

Лук., X, 1, и IX, 1—2. —118. 7

«Глаголать новыми языками» (греч.). —115. 8

«Натан Мудрый», д. 4, явл. 7. —122. 9

«По общему согласию народов» (лат.). —124. 10

«Натан Мудрый», д. 4, явл. 2. —139. 11

Император Юлиан Флавий Клавдий (361—363), сторонник философии неоплатонизма и противник христианства. —144. 12

То есть в каком случае переход в христианство открывал евреям двери в общество? — 148. 13

Мосгейм, Иоганн Лоренц (1694—1775) — историк церкви, рационалист, профессор в Гёттингене. Его работы: «Institutio- nes historiae ecclesiasticae» (1726); «Опыт истории еретиков» (1747), и др. — 152. 14

Эдикт императора Иосифа II (1781) о веротерпимости гарантировал свободу вероисповедания в Габсбургской монархии. —156. 15

Имеется в виду книга: 1. R. Piderit. Einleitung und Entwurf einer Religionsvereinigung, 1781. —157. 16

Ф. Шиллер. «Идеал и жизнь». — 165. 17

Мариво, Карле де Шамблен, Пьер (1688—1763) — французский писатель, автор любовных комедий и сентиментальных романов.

—170. 18

Ф. Шиллер. «Отречение». Впоследствии исключенная поэтом строфа. —171. 19

Вегины (лат. beguinae) — так называли в средние века женщин и девушек, готовящихся стать монахинями и входящих в секту при монастыре. Аналогичные секты были и при мужских монастырях. Название сект связывают с именем проповедника Ломберта ле Бегю, жившего в XII в. Бегинство было распространено в XII—XIV вв. в Германии, Франции и Голландии.

Мосгейм И. Л. — см. прим. 13 к стр, 152 наст. тома. —174. 20

Здесь заканчивается рукопись 1796 г. Дальнейший текст относится к более позднему времени. —176. 21

Валгалла — в германской мифологии обитель богов и героев. —177. 22

Гармодий и Аристогитон убили в 514 г. до н. э. афинского тирана Гиппарха; здесь в смысле «тираноборцы». —177. 23

Аугсбургское вероисповедание — принципы протестантской веры, переданные в 1530 г. в Аугсбурге императору. —178. 24

Хёлъти, Людвиг Кристоф Генрих (1748—1776) — лирик, обратившийся к простоте немецкой народной поэзии. Бюргер, Готтфрид Август (1747—1794), как и Хёльти, близкий к устремлениям поэтов так называемой «Геттингенской группы», в своем творчестве разрабатывал фольклорные элементы. Музеус, Иоганн Карл Август (1735—1787) — автор «Немецких народных сказок» (1782—1787). — 179. 25

Туиски — здесь в смысле «древние немцы» вообще. Ф. Г. Клопшток в своём творчестве стремился возродить к жизни мифологические представления древних германцев. —180. 26

«Если Юпитер так поступает, разве не поступить так же мне, человеку?» (Плавт. «Амфитрион»). Плавт, Тит Макций (254—184 до н. э.) — римский комедиограф. — 189. 27

Примеры свободолюбивой борьбы городов Карфагена и Сагунтина в период войн Рима с Карфагеном. —190. 28

Лукиан (ок. 120—180) — греческий сатирик; Лонгин (213—273) — греческий философ; Порфирий (ок. 232 — ок. 304) и Ямвлих (ум. ок. 330) — греческие философы-неоплатоники. —191. 29

«Священное и скверное, благочестие и неблагочести- вость» (греч., лат.). — 195. 30

В рукописи пропуск. Далее следует фрагмент, который воспроизведен Нолем по публикации Розенкранца («Hegels Leben», S. 510—512). - 198. 31

Пс. Дав. 139. — 201.

<< | >>
Источник: Георг Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 1. Серия: Философское наследие; Изд.: Мысль, Москва; т.1 - 668. 1970

Еще по теме Позитивность христианской религии:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. 2. ФИХТЕ. БЕРЛИНСКИЙ ПЕРИОД
  3. КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ
  4. § 57 Место лекционных курсов 1920-1921 гг. в философии религии Хайдеггера
  5. § 64 Религия - история - философия
  6. Шеллинг. Позитивная философия. Мифология и религия
  7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  8. РЕЛИГИЯ
  9. позитивность ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  10. Различие греческой религии фантазии и христианской позитивной религии
  11. Народная религия и христианство. Фрагменты
  12. Позитивность христианской религии
  13. О СЛУЖЕНИИ БОГУ В РЕЛИГИИ ВООБЩЕ
  14. С. А. Морозов роль ХРИСТИАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ в ПРЕОДОЛЕНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  15. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ «ХРИСТИАНСКОЙ ГЛОБАЛИСТИКИ» Г.А. Круглова
  16. Философская концепция человека С. Л. Рубинштейна в контексте гуманистической и позитивной психологии И. А. Джидарьян (Москва)