<<
>>

ПРИМЕЧАНИЯ 68

В настоящем — третьем — томе «Энциклопедии философских наук» содержится третья часть его философской системы — «Философия духа», которая наиболее обстоятельно развита им, за исключением антропологии и психологии, в таких произведениях, как «Феноменология духа», «Философия права», «Философия истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии».
Непропорционально большая часть текста «Философии духа», отведенная антропологии и психологии, объясняется именно тем, что только в этом произведении — в «Философии духа» Гегель дает систематическое рассмотрение антропологической и психологической наук.

В основу настоящего издания положен текст «Философии духа» 1956 г. (т. III Сочинений Гегеля), заново сверенный и исправленный в соответствии с немецким изданием Г. Глокнера (Штутгарт, 1929): как и в новом издании томов «Энциклопедии», проведено различение терминов Entfremdung (отчуждение) и Entaufterung (овнешнение); удален слишком часто повторяющийся перевод немецкого термина wie (как) русским выражением «в качестве», незакономерно вводившим категорию качества в такие положения Гегеля (напр., «идея в качестве духа»), к которым категория качества не подходит (в гегелевском смысле); выражение an sich (в себе), переводившееся в прежнем издания русским выражением «внутри себя», изменено в соответствии с переводами этого термина в прежних томах «Энциклопедии» на выражение «в себе» и т. д. Введенные Гегелем его собственные примечания к параграфам «Энциклопедии», в немецком тексте набранные со втяжкой, в настоящем издании даются словом «примечание», а не звездочкой, как это было сделано в издании 1956 г.

1 Положепие о присутствии святого духа в верующей общине, вскользь упоминаемое Гегелем здесь, а также в § 554, играет большую роль в трактовке им христианского учения о боге и соответственно его собственного учения об абсолютной идее, которая как дух реально существует не в виде внешних физических вещей (святые мощи и т.

д.), но именно как духовность, как коллектив- пая духовная деятельность людей, как память принадлежащих к общине людей, проявляющаяся в вере в бога религиозной общины, а затем на более высокой ступени выступающая в форме коллективной познавательной деятельности людей, в науке философии. Подробное изложение этой темы дано Гегелем в «Лекциях по философии религии» (см. раздел «Идея в стихии общипы, или царство Духа» — «Философия религии», т. 2. М., 1977) и в «Феноменологии духа» (Соч., т. IV. М., 1959, стр. 416—421). См. также «Философию истории» (Соч., т. VIII. М. —JL, 1935, стр. 388). — 7. 2

Суждения о всемирно-исторических индивидуумах — любимая тема Гегеля. См. подробнее § 140 (т. 1 наст, изд.), а также «Философию истории» (Соч., т. VIII, стр. 64). — 8. 3

Критика рациональной психологии, метафизической философии XVIII в. дана Гегелем в § 34 (т. 1 наст, изд.). — 8. 4

Часто встречающийся в «Энциклопедии» термин идеальность обычно означает, что внешняя предметность, чувственность или материальность имеет своей сущностью род, общее, мысль, к каковой и должна быть сведена. См. также наст. изд. т. 1, прим. 51а. — 9.

6 Разъяснение понятия животный магнетизм дается Гегелем дальше, в § 406, главным образом оно содержится в прибавлении к этому параграфу. —10. 6

Гегель имеет в виду сочинение Фихте «Факты сознания», вышедшее в свет в 1817 г. (русский перевод вышел в 1914 г.)11. 7

В зародыгйе содержится все, говорит Гегель, но не реально, а идеальным образом, т. е. как зачаток, способность, в-себе-бытие, возможность, но не действительность, т. е. не так, будто в зародыше растительный или животный организм дан целиком, но в незначительных размерах, не так, будто все последующее развитие должно сводиться к одному количественному увеличению заранее данного. Гегель не был преформистом и понимал развитие зародыша как превращение возможности в действительность через «узловую линию отношений меры», т. е. путем качественных превращений, а не лишь через количественное увеличение.

См. также § 124 (т. 1 наст, изд.) и раздел «Понятие развития» в «Лекциях по истории философии» (Соч., т. IX. М. — Л., 1932, стр. 26— 29). —11. 8

Позиция Гегеля по вопросу роли ощущений в познании разъясняется в § 8 (т. 1 наст, изд.), а также в последующем содержании «Философии духа» (§ 400, 447 и др.). Не отрицая роли чувственного познания, Гегель, однако, возражал, как это явствует из § 442, против того, чтобы чувственное познание считать субстанцией познания — в качестве такового Гегель признавал только мышление, по отношению к коему чувственность, ощущение есть начальная, несовершенная форма. — 14. 9

Гегель излагает здесь обычный взгляд физиков на материю. Сам же он считает атом только понятием, абстракцией, служащей натуралистическим выражением абстрактной категории для-себя- бытия (см. § 98, т. 1 наст. изд.). В § 276 (т. 2 наст, изд.) Гегель одинаково критикует и атомистическую, и волновую теорию света, когда их толкуют в материалистическом смысле. Атом и волна для него суть абстракции, понятия. Этот взгляд на атом как иа понятие, как на теоретический принцип находит проявление в том, что Гегель распространяет его на социальные отношения (см. § 98, т. 1 наст, изд.; § 337, т. 2 наст. изд.). —16. 10

Природа конечного выясняется Гегелем в § 28, 81, 92, 94, 95 и во многих других. — 35. 11

Вопрос о различии рассудочной и спекулятивной (разумной, диалектической) логики рассмотрен Гегелем подробно в § 45, 80 и 81 (т. 1 наст. изд.). — 48.

11а См. Мальбранш II. Разыскание истины, т. TL СПб., 1906, стр. 19. — 49. 12

Т. е. жизнь в связи с космосом, звездами (планетами, луной, землей). — 53. 13

О Тревиранусе см. прим. 42 к стр. 403 (т. 2 наст. изд.). — 59* 14

О Блумепбахе см. прим. 144 к стр. 529 (т. 2 васт. изд.). — 61* 15

«Лучшее враг хорошего» (фр.). — 73. 16

В древнегреческой философии различали четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность. — 76. 17

См. И. Кант. Антропология, стр.

536 и след. — Соч., т. 6. М., 1966. - 76. 18

Подробнее гегелевскую трактовку вопроса о смерти см. в § 221—222 (т. 1 наст, изд.) и § 375 (т. 2 наст, изд.). —S0.. 19

См. «Лекции по эстетике» Гегеля (Соч., т. XIV, сі р. 152. М.-Л., 1958). — 81. 20

Одно из отверстий в передней части наружного основания черепа, через которое проходят сосуды и нервы. — 83. 21

См. § 344 и § 352 (т. 2 наст. изд.). — 83. 22

См. рассуждения Гегеля о юношеском возрасте в «Лекциях по эстетике» (Соч., т. XIII, стр. 154). — 89. 23

См. выше прим. 18. — 92. 24

См. прим. 109 к стр. 488 во 2-м томе наст, изд., где приводится цитата по этому вопросу из сочинения М. Ф. Я. Виша «Физиологические исследования о жизни и смерти» (Гегель дает неполное название этого произведения: «Vie organique etanimale» (фр.))- См. также стр. 119 наст. тома. — 97. 25

О симметрии как об одном из прообразов прекрасного в природе см. «Лекции по эстетике» Гегеля (Соч., т. XII, стр. 138).—-97* 26

Образец характерного для Гегеля схематического навязывания эмпирическим фактам триадичной схемы. См. рассуждения на эту тему в § 248, 358 и др. —110. 27

Об ошибочности гегелевской теории света см. прим. 159 к стр. 263 во 2-м томе наст. изд. —111. 28

О различии внутренних и внешних ощущений см. далее § 448, хотя и здесь этот вопрос развит достаточно подробно. —119. 29

«Отдаться своему гению» (лат.). — 137. 30

Jlup и Кент — герои трагедии Шекспира «Король Лир».—138* 31

Гегель имеет в виду французскую королеву Бланку Кастильскую (1188—1252) — жену французского короля Людовика VIII и мать короля Людовика IX. — 138. 32

Катон Марк Порций Младший (Утический), убежденный сто- ропник старой аристократической республики, последовательно защищавший ее принципы. Покончил жизнь самоубийством в 46 г. до н. э. после поражения республиканцев и окончательной победы Цезаря. —145. 33

См. Платон. Соч., т. З, ч. 1, стр. 517. М., 1971. Гегель цитирует Платона в сокращении.

— 147. 34

Севеннская война, имеются в виду крестьянские восстания в Лангедоке "в районе Севеннских гор (юго-восток Франции), в частности восстание 1702—1705 гг. крестьян-гугенотов против католических помещиков и защищавшего последних государства. —150* 35

Аморетти Карло (1741—1816), итальянский ученый-археолог, историк искусств, автор труда «Элементы животного электричества» (1818). Эту работу и имеет в виду Гегель. —151% 36

Николаи Кристоф Фридрих (1733—1811), немецкий философ- эстетик.- См. характеристику его философии в «Лекциях по истории философии» Гегеля (Соч., т. XI. М., 1935, стр. 400—402). — 37

Юнг Эдуард (1683—1765), английский поэт, мистик, автор религиозно-дидактической поэмы «Ночные думы» (1742—1745). Поэма «Ночные думы» выходила неоднократно в России в конце XVIII — начале XIX в. — 156. 38

См. выше прим. 12, а также ниже прим. 44. —164.

38а Эпопты (є7с6кху|С) —созерцатель, взирающий, от єяотстєи<о (греч.) — духовно видеть, созерцать, быть на высшей ступени мистического созерцания. —165. 39

О baquet см. у Стефана Цвейга в работе «Врачевание психики» (Собр. соч., т. XI. Л„ 1932, стр. 51, 78, 80). —165.

39а Пюйсегюр Арман Мари Жак (1751—1825), генерал-лейтенант, ученик Месмера, впервые обнаружил явление гипнотического сна. —167. 40

К луге Карл Александр Фердинанд (1782—1844), немецкий врач-хирург, автор книги о «Животном магнетизме» (1811) (издана на русском языке в 1819 г.). —167. 41

Герт Петер Габриэль ван (1782—1852), ученик Гегеля, чиновник главного департамента римско-католического культа в Голландии. —167.

:2 Шеллинг Карл Эберхард (1783—1855), брат философа Ф. Шеллинга, врач в Штутгарте. —167. 43

О Гелъмонте см. прим. 75 к стр. 447 (т. 2 наст, изд.). — 168. 44

В современной медицинской науке теория «животного магнетизма» и методы лечения, опирающиеся на нее, считаются основанными на донаучных представлениях. 45

Пинель Филипп (1745—1826), один из основателей науки психиатрии во Франции, автор «Трактата о духовном отчуждении или мании» (1801).

— 177.

16 См. «Феноменологию духа» (т. IV, стр. 117), а также «Философию истории» Гегеля (т. VIII, стр. 369). — ISO. 47

«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (лат.). (Спиноза Б. Этика. — Избр. произв., т. 1,1957, стр. 407). — 181. 48

Бред (лат.). — 190. 49

Монфокон Бернар де (1655—1741), французский ученый, один из зачинателей палеографии как науки, автор труда «Греческая палеография» (1708). —1$6. 50

О привычке см. также § 375 (т. 2 наст, изд.). — 204. 51

Более подробно критика краниоскопии и физиогномики развита Гегелем в «Феноменологии духа» (см. Соч., т. IV, стр. 165— 187). — 211. 52

«Обозначение вещей» (лат.). — 211. 53

Лафатер Иоганн Каспар (1741—1801), автор «Физиогномики» (1772—1778), развивал идею о возможности дать разностороннюю оценку характера человека, изучая черты лица. — 215. 54

См. т. 1 наст, изд., прим. 24. — 222. 55

См. «Феноменологию духа», стр. 52—59. — 225. 56

Соотношение демократии и тирании — одна из излюбленных Гегелем тем. См. об этом в особенности «Лекции по истории философии» (Соч., т. IX, стр. 143—145), а также «Иенскую реальную философию» («Работы разных лет», том 1. М., 1970, стр. 358—359).—' 246. 57

«Я вижу, что вовек не утолен

Наш разум, если Правдой непреложной, Вне коей правды нет, не озарен. В ней он покоится, как зверь берложный, Едва дойдя; и он всегда дойдет,— Иначе все стремления ничтожны»

(пер. М. Лозинского). — 253. 58

См. выше прим. 6. — 255 59

Гегель имеет в виду «Трактат об ощущениях» Э. Б. де Конг дильяка. — 256. 60

Это замечание Гегеля направлено против Декарта, который утверждал, что из-за большей широты воли по сравнению с разумом проистекают заблуждения (см. Р. Декарт. Избр. произв. М., 1950, стр. Ш). — 261. 61

По-видимому» Гегель имеет в виду софиста Крития (ок. 460—-403 до н. э.), которому приписывается подобное положение. — 270. 62

Здесь четко выражено различие субъективистского априоризма Канта и объективно-идеалистического априоризма Гегеля: Кант утверждает, что пространство и время суть формы созерцания субъективного человеческого «я», между тем как Гегель считает их формами надындивидуального божественного «я» — абсолютной идеи. В обоих случаях они мыслятся предшествующими реальному природному бытию. — 276.. 63

Об интеллектуальном созерцании Шеллинг говорит в «Системе трансцендентального идеализма» (см. Ф. В. И. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, стр. 51—56). —' 277. 64

Это положение Гегеля следует связать с его дальнейшими рассуждениями об объективности и партийности в исторической науке (см. § 549). — 277. 65

См. Аристотель. Метафизика. — Соч., т. 1. М., 1975, стр. 69— 70. — 278.

С6 См. § 96 и § 241 (т. 1 наст, изд.), где развивается эта же мысль о двойственности немецкого слова aufheben, означающего в одпо и то же время «устранить» и «сохранить». Эта тонкость выражения aufheben играет большую роль в гегелевском учении об отрицании; см. известное положение Ленина о диалектическом отрицании (Соч., т. 29, стр. 207). — 280.

е? Суждение Гегеля, отрицающее локализацию различных психических функций в разных участках мозга в свете данных современной физиологии высшей нервной деятельности, ошибочно, но критика вульгарно-материалистических теорий о привязанности психических функций к строго определенным фибрам мозга правильна: так, например, французский материалист Ж.-Б. Робинэ допускал существование особенных «нравственных нервов» (воло- коп), служащих материальной основой нравственных чувств человека (см. Ж.-Б. Робинэ. О природе. М., 1935, стр. 138). — 284. 68

Критику философии Фриза см. в «Лекциях по истории философии» Гегеля (Соч., т. XI, стр. 485). — 291. 69

Гумбольдт Вильгельм (1767—1835), немецкий государственный деятель, уделял большое внимание философским концепциям языка, эстетик, один из основателей Берлинского университета. — 297. 70

Макартней, лорд (1737—1806), английский посол в Китае в 1792 г., оставил записки о Китае. Гегель упоминает о нем также в «Философии истории» (см. Соч., т. VIII, стр. 126, 179). — 297. 71

«Говорить без акцента» (фр.). — 298. 72

Эпикур говорит об этом в письме к Геродоту (см. «Материалисты древней Греции». М., 1955, стр. 182). См. трактовку мысли Эпикура об ощущении как критерии истины в «Своде философии Эпикура» Гассенди (Гассенди..Соч., т. 4. М., 1966, стр. 118). — 307. 73

См. выше прим. 11. О роли рассудка в познапии см. § 45 и § 80 (т. 1 наст. изд.). При этом постоянно надо иметь в виду гегелевскую критику односторонне рассудочного подхода к познанию, встречающуюся на каждом шагу в различных его сочинениях. — 309. 74

См. выше прим. 60. — 311. 75

См. аналогичное замечание у Маркса (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 142). Более подробную характеристику философии Якоба Бёме см. в «Лекциях по истории философии» (Соч., т. XI» стр. 229 и след.). — 316.

7(3 См. Платон. Соч., т. 3, ч. 2. М., 1972, стр. 92—93. — 320. 77

О выборе и произволе см. замечания Гегеля в § 145 (т. 1 наст. изд.). — 322. 78

Критику Марксом аналогичного положения Гегеля из «Философии права» см. в «К критике гегелевской философии права» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 256). — 359. 79

«Толпа» (лат.), «народ» (лат.). — 360. 80

О «прагматической» истории см. замечания Гегеля в «Философии истории» (Соч., т. VIII, стр. 7—8). — 367. 81

См. выше прим. 64. — 367. 82

См. Платон. Соч., т. 3, ч. 2, стр. 82, 527. — 378. 83

«Мышление мышления» (греч.), высшая форма абсолютной идеи, бога, сущность которого есть мысль (см. также § 236 (т. 1 наст, изд.) и Гегель. Соч., т. X, 1932, стр. 253). — 379. 84

Гегель имеет в виду соответствующее положение в письме Платона к сиракузскому тирану Дионисию (см. Платон. Соч., т. 3, ч. 2, стр. 525). — 380. 85

Об отношении Гегеля к протестантской религии см. глазу о Реформации в «Философии истории» Гегеля (Соч., т. VIII, стр. 385 и след.) и главы из «Философии религии», указанные в прим. 1. См. также по этому вопросу кн.: W. R. Beyer. Hegel-Bilder, S. 167 («Der evangelische Hegel») и § 181, где приводится оправдательное письмо Гегеля (Берлин, 3 апреля 1826), в котором он признает себя принадлежащим к протестантству. Русский перевод этого письма имеется в кн.: К. Фишер. История новой философии, т. 8 (полутом первый). СПб., 1902, стр. 188. — 381. 86

Гешель Карл Фридрих (1786—1861), немецкий философ и теолог, правый гегельянец; на упоминаемый здесь труд Гешеля, вышедший в 1829 г., Гегель тогда же опубликовал положительную рецензию (см. упоминание об этом: Гегель. Работы разных лет, т, 2. М., 1971, стр. 515). — 389. 87

Эти замечания Гегеля выражают центральную задачу его философии «абсолютного идеализма»: «Все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект» (Соч., т. IV, стр. 9). — 393. 83 Суть приводимых Гегелем положений из индийского эпоса Бхагават-Гита сводится к доказательству того, что все многочис- ленные определения, которые в индийской поэзии приписываются богу, отнюдь не сводят бога к чувственным вещам, а, напротив, показывают, что бог есть «превосходнейшее из всего существующего, а не ... все». Этим, по мысли Гегеля, опровергается «то убогое представление пантеизма, по которому вся совокупность вещей (Alles) есть бог и бог есть вся совокупность вещей» (наст, т., стр. 398—399). Однако же было бы правильнее под пантеизмом разуметь не отождествление бога с чувственными вещами, но именно признание в чувственных вещах наличия печувственного родового, божественного, духовного начала, что имеет место как в индийской философии, так и у самого Гегеля. — 397.

89 Речь идет о Фридрихе Шлегеле (1772—1829), немецком поэте, одном из теоретиков романтизма, авторе «Лекций по истории литературы», откуда Гегель приводит выдержки. — 397.

9о-уі регель правильно утверждает, что ни единое элеатов, ни субстанция Спинозы не понимаются этими философами как вся совокупность вещей, но как материальные начала; и именно по этой причине и элеаты, и Спиноза были не пантеистами, а атеистами* Позиция самого Гегеля может быть истолкована как пантеизм, поскольку в его системе объективного идеализма родовое, всеобщее и потому нематериальное начало, бог, дух, идея наличествуют в вещах природы как их сущность (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 285). — 399. 92

Кольбрук Генри Томас (1765—1837), английский исследователь Индии, автор ряда работ о философии, поэзии, литературе и: языке Индии. — 399. 93

Джелаледдин Руми (1207—1272), великий иранский поэт фи- лософско-дидактического направления (см. сб. «Ирано-таджикская поэзия». М., 1974, стр. 585—588). — 400. 94

Рюккерт Фридрих (1788—1866), немецкий поэт, переводчик восточных поэтов (см. Гегель. Соч., т. XII. М., 1938, стр. 376). — 400«

05 Толюк Фридрих Август (1799—1877), немецкий философ- мистик. Гегель несколько раз в «Энциклопедии» возвращается к нему, критикуя его понимание пантеизма. — 402.

66 Эта критика направлена против философской системы Шеллинга. См. аналогичные замечания в «Феноменологии духа» (Соч., т. IV, стр. 8 и др.). — 404.

97 «А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление — на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его — одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом мысли; так что божественное в нем — это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение — самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума — это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование» и именно это есть бог» (Аристотель. Метафизика.Соч., т. 1. М., 1975,1072 b 19—1072 b ЗО). — 408а

<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ HAУK / том 3 / москва. 1977

Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ 68:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ
  2. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  3. ПРИМЕЧАНИЯ
  4. ПРИМЕЧАНИЯ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. ПРИМЕЧАНИЯ
  7. Примечания 1.
  8. Примечания 1.
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. ПРИМЕЧАНИЯ
  11. ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
  12. ПРИМЕЧАНИЯ
  13. Примечания к главе 1 1
  14. Примечания к главе 3 1
  15. Примечания к главе 4 1
  16. Примечания к главе 5 1
  17. ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ.
  18. ПРИМЕЧАНИЯ