<<
>>

Характеристика декоративных горных пород

[18]. Обли цовочные изделия из природного камня производят путем переработки (распиливания и последующего шлифования-полирования) добываемых на карьерах каменных блоков из декоративных горных пород — гранита, сиенита, габбро, кварцита, диорита, лабрадорита, диабаза, мрамора, базальта, песчаника, известняка, доломита, травертина, туфа, известняка-ракушечника, гипсового камня и др.
В камнеобрабатывающей промышленности горные породы принято классифицировать по методам обработки (технологическая классификация) и по продолжительности службы камня в здании или сооружении (классификация по долговечности). В основу технологической классификации положен показатель твердости обрабатываемого камня. В соответствии с этим декоративные (облицовочные) горные породы делятся на три группы — твердые, средней твердости и мягкие. Они характеризуются следующими показателями твердости по шкале Мооса: твердые 6—7, средней твердости около 5 и мягкие 2—3. Показатель предела прочности при одноосном сжатии у твердых пород 170—300 МПа, у пород средней твердости 30—170 и v мягких — 5—30.

Твердые горные породы — гранит, сиенит, габбро, кварцит, Диорит, лабрадорит, диабаз — отличаются высокой прочностью и большой устойчивостью к разрушающим процессам выветрива- ния, они обладают значительной морозостойкостью и практически не поддаются размягчению от присутствия влаги; некоторые горные породы типа гранита и габбро характеризуются, кроме того, низкой степенью истираемости. Твердые камни обрабатываются главным образом инструментами, основанными на принципе скалывающего разрушения, и в меньшей степени — алмазными инструментами. Кроме того, кварцсодержащие горные породы относительно легко поддаются обработке термогазоструйными устройствами. Горные породы средней твердости — мрамор, известняк, песчаник, доломит, вулканический туф, травертин и др. — по прочности в 2—2.5 раза уступают твердым породам, менее морозостойки, в большей степени, чем граниты, поддаются разрушающим процессам выветривания и воздействию канцерогенных веществ, однако в эксплуатации они достаточно надежны.

Наиболее твердые разновидности этой группы камня обрабатываются абразивным и алмазным инструментом, менее твердые — твердосплавным. Мягкие горные породы — тальковый камень, известняк-ракушечник и гипсовый камень — наименее прочные из всех перечисленных выше пород, они же наименее морозостойки и в большей степени, чем мрамор, поддаются размягчению от присутствия влаги. Вместе с тем мягкие горные породы достаточно износоустойчивы и в этом качестве превосходят многие искусственные облицовочные материалы. Пористые известняки, а также гипсовый камень легко поддаются обработке стальным инструментом, в связи с чем являются весьма экономичным облицовочным материалом.

Основное преимущество облицовочных изделий из природного камня по сравнению с искусственными материалами заключается в их высокой прочности и долговечности, причем последнее качество в практике облицовочных работ имеет первостепенное значение. Необходимо иметь в виду, что долговечность горной породы определяется не только ее прочностью. Как уже отмечалось, долговечность камня характеризуется продолжительностью его службы в сооружении. Другими словами, долговечность камня — это способность материала сопротивляться в течение длительного времени (десятков и сотен лет) разрушающим воздействиям внешней среды, главным образом переменным температурным воздействиям, сохраняя при этом свои первоначальные физико-механические свойства и свежесть внешнего облика. В соответствии с классификацией ИГЕМ АН СССР каменные облицовочные материалы по долговечности подразделяются на 4 категории: весьма долговечные (начало разрушения — 500 лет), долговечные (начало разрушения — 200 лет), относительно долговечные (начало разрушения — 100 лет), недолговечные (начало разрушения—25 лет). К первой категории относятся кварцит и мелкозернистый гранит; ко второй — крупнозернистый гранит, сиенит, габбро и лабрадорит; к третьей — белый и серый мрамор, плотный песчаник и плотный известняк, туф; к четвертой — цветной мрамор, пористый известняк и гипсовый камень.

Приведенные данные о долговечности относятся главным образом к условиям эксплуатации камня в наружной отделке зданий. Между тем сроки службы этих же каменных материалов могут несколько измениться, если их использовать для устройства полов и лестниц, а также ограждений дорог, тротуаров и набережных, где камень должен одновременно отвечать требованиям морозостойкости и значительной устойчивости в отношении механических, ударных и истирающих воздействий.

Долговечность камня в условиях внутренней облицовки практически неограниченна. В практике применения облицовочного камня в наружной отделке зданий его долговечность регламентируется стандартом морозостойкости (от 25 до 50 циклов попеременного замораживания и оттаивания); последняя, однако, не является однозначным критерием долговечности любого камня. В этой связи необходимо для различных пород облицовочного камня установить соответствующие технические условия (требования) в части долговечности, что будет иметь важное экономическое значение при оценке эффективности применения каменных облицовочных материалов.

Многие разновидности облицовочного камня помимо прочности и долговечности характеризуются также высокими декоративными качествами: яркостью и разнообразием расцветок, неповторимостью природного рисунка и блеском. Цветовые разновидности природного камня исчисляются десятками наименований, при этом нередко с целью уточнения соответствующих оттенков цвета прибегают к двойной цветной характеристике камня, например бело-розовый, зеленовато-голубой, кирпично-красный и т. д. Цветовая гамма облицовочного камня, особенно твердых пород, с ограниченными декоративными возможностями в известной мере может обогащаться путем механической обработки поверхности облицовочных изделий, т. е. придания им зеркальной полированной фактуры или фактуры скалывания — «скалы», бугристой, рифленой и «кованой». При полированной фактуре полностью выявляются природный рисунок камня, а также все нюансы и сочность расцветки. Напротив, шероховатая поверхность изделия устраняет природный рисунок, но в то же время придает породе такую фактуру, в которой читается ее основной натуральный цвет.

Фактура скалывания характеризуется наличием рельефа, создающего у изделия четкую светотень, повышающую декоративный эффект. Обилие расцветок облицовочного камня (при соответствующей организации обеспечения этими материалами строек) позволяет архитекторам легко находить любое декоративное решение того или иного интерьера или наружного ансамбля. Лабораторией Декоративного камня ВНИПИИСтромсырье разработана квали- метрическая шкала оценки декоративности камня, в которой каждый из его элементов, определяющих декоративность (цвето- вой тон, насыщенность, светлота, рисунок камня), выражен числом. Было бы целесообразно данной классификации придать статус стандарта и на различные по декоративности группы облицовочного камня установить соответствующие надбавки к оптовым ценам. Это бы избавило от необходимости определять степень декоративности горной породы чисто субъективным путем — методом приближенного приравнивания цветовых характеристик вновь осваиваемой горной породы к расцветкам широко известных видов облицовочного камня.

<< | >>
Источник: Савостин И. А.. Экономические проблемы освоения месторождений облицовочного камня на Северо-Западе СССР.. 1980

Еще по теме Характеристика декоративных горных пород:

  1. Характеристика декоративных горных пород
  2. 1.2. Анализ современного состояния камнедобычи и камнеобработки на Северо-Западе СССР
  3. 2.1. Некоторые вопросы методики геолого-экономической оценки месторождений природного облицовочного камня
  4. 2.2. Оценка современного состояния и перспектив развития сырьевой базы облицовочного камня на Северо-Западе СССР
  5. 3.4. Оценка обеспеченности камнедобывающего региона необходимыми энергетическими, водными и трудовыми ресурсами
  6. 4.1. Особенности территориального размещения камнедобывающей и камнеобрабатывающей отрасли
  7. 4.2. Основные направления развития камнедобывающей и камнеобрабатывающей отрасли на Северо-Западе СССР
  8. Н. Н. Карпицкий, Г. М. Тарнапольская ДУХОВНЫЙ потенциал русской эстетической традиции
  9. Искусство Римской империи
  10. Средняя пора
  11. Поселения и города монгольской империи