СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Передовые позиции в развитии космического землеведения занимают наша страна и США, проводящие с конца 60-х годов планомерно космические фотосъемки Земли, ведущие их научную обработку и внедрение в практику различных отраслей производства.
Для централизации научных исследований в данном направлении и ускорения внедрения космических методов в производственную практику в России и США, а также в ряде других стран, осуществляющих подобные исследования, созданы государственные центры по изучению природных ресурсов с помощью космических средств ( в нашей стране — Гос- цеитр «Природа», ГосНИЦИПР (ныне НПО «Планета»); в США — центр им. Годдарда, центр системы наблюдения ресурсов — ИРОС; во Франции — центр дистанционного зондирования в Тулузе; в Великобритании — национальный центр дистанционного зондирования; в Китае — национальный центр дистанционного зондирования в Пекине; в Японии — космический центр Цукуба национального управления космических разработок. Подобные центры функционируют также в Канаде, Швеции, Польше и ряде других стран.-Наряду с государственными центрами в нашей стране в ряде отраслевых министерств и ведомств и АН РФ созданы специализированные научно-производственные организации или подразделения, основной, задачей которых является разработка и внедрение методик по использованию космической информации для решения отраслевых задач. Эти отраслевые подразделения являются связующим звеном между государственными центрами и непосредственными потребителями космической информации — производственными и проектными организациями (рис. 9).
Примерами таких отраслевых специализированных организаций или подразделений могут служить ПГО «Аэрогеология» бывшего «Мингео СССР, отдел дистанционных методов ПО
«Совинтервод». Научно-производственный центр аэрокосмических изысканий в строительстве (НПЦ «Аэроизыскания») и др.
В последние годы в связи с реорганизацией в сфере управления народным хозяйством схема, приведенная на рис. 9, не всегда выдерживается, так как расширяются и крепнут непосредственные прямые связи между госцснтрами и конкретными потребителями космической информации. В настоящее время в нашей стране около тысячи организаций используют космические фотоматериалы при решении различных научных, проектных и производственных задач. В соответствии с соглашением между бывшей АН СССР (ныне АН РФ) и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованиям космического пространства (НАСА), принятым в 1971 г., исследования с этого времени на протяжении 20 лет велись в следующих направлениях: геология и геоморфология, растительность, почвы и использование земель, вода, снег и гляциология, микроволновая техника и метеорология, океанология. В рамках последующих международных программ и соглашений, в частности программы «Интеркосмос», широкомасштабные эксперименты детализированы и расширены до уровня конкретных сельскохозяйственных, лесотаксационных, гидрологических, геодинамических и эколого-географических аспектов дистанционного зондирования геосистем.
К настоящему времени достигнуты положительные результаты в решении этих задач. Экономический эффект, который извлекается от использования космической информации при изучении природных ресурсов в различных направлениях, весьма велик. В пашей стране, США и Франции данные зондирования Земли из космоса реализуются па коммерческой основе. Так, например, оборот французской коммерческой организации SPOT Image за первый год (1987 г.) эксплуатации ИСЗ «SPOT-1» составлял 30 млн. фр. франков, за второй год достиг 60 млн., а за третий год — 100 млн. франков [23].
В нашей стране использование космической информации в интересах народного хозяйства уже имеет свою историю.
Формирование космического землеведения как междисциплинарного направления в пауке связывается с началом 70-х годов и знаменуется публикацией монографии Б.
В. Виноградова и К. Я- Кондратьева «Космические методы землеведения» [15], в которой были заложены основы нового направления.Период 1972—1977 гг. характеризовался развитием ряда направлений космического землеведения: космической гидрологии п океанологии, космической метеорологии, космической геологии, космической картографии. В этот период материалы космофотосъемки использовались в основном для решения континентальных и региональных задач и применялись при региональном природопользовании с целью разработки научных основ их обработки и интерпретации. Получаемые при такого рода исследованиях материалы отличались мелкомасштабностью, большим пространственным охватом и использовались главным образом для регионального прогнозирования и разработки комплексных программ по освоению новых регионов.
Этап развития космического землеведения, охватывавший период 1978—1984 гг., характеризовался переходом в космическом землеведении от решения региональных задач к локальным, связанным с конкретными запросами народного хозяйства в его различных отраслях. Это проявилось в выделении самостоятельных разделов в отдельных направлениях космического землеведения. Так, например, в космической геологии оформились такие разделы, как космическая металлогения [2], космическое геокартироваиие [35], космическая гидрогеология и инженерная геология [28, 74]. Появились работы в областях космического лесоведения и сельского хозяйства [4], космического градостроительства [43], оценки и охраны земель, экологического мониторинга [30, 52] в отдельных территориально-производственных комплексах [83]. В этот же период появились крупные картографические обобщения [34, 41].
В значительной мере это связано с расширением технических возможностей и совершенствованием космофотосъемочного процесса и материалов космофотосъемки по их масштабам, пространственному разрешению, типу и периодичности получения. Так, например, если в первый период развития космического землеведения в качестве основных рабочих материалов использовались снимки мелких и реже средних масштабов, причем последние весьма ограниченно и главным образом панхроматические, то второй период отличается расширением в практическом использовании космической информации как по масштабам (до крупномасштабных), так и по типам (кроме панхроматических, спсктрозональных и многозональных).
Третий этап развития космического землеведения начался в 1985 г. и продолжается в настоящее время. Он связан как со значительным проникновением космической информации в глубину уже возникших разделов, так и расширением сферы ее применения. Так, например, в космической гидрогеологии и инженерной геологии в начале 80-х годов обосабливаются космическая экзогеодипамика [72], космические методы поисков подземных вод [73], в разделе космическое картографирование обособляется экологическое картографирование [18], развивается как космический мониторинг окружающей среды в целом, так и мониторинг конкретных ее компонентов (литомониторинг, биомониторинг, агромониторииг и т. д.).
Успехи космического землеведения за более чем 20-летний период предопределили широкое проникновение космической фотоинформации при инженерных изысканиях в различных строительных целях. Появился опыт решения специфических задач, связанных с применением космофотоматериалов в транспортном, водохозяйственном, гидротехническом и других видах строительства. Причин такого расширения и углубления сферы применения космической информации в народном хозяйстве несколько.
Во-первых, совершенствование технических средств, обеспечивающих фотосъемочный процесс из космоса, сделало возможным получение изображений с высоким пространственным разрешением, достаточным для составления различных карт масштабов 1:25 000—1:50 000, что раньше было невозможно; во-вторых, развитие космической техники послужило своеобразным импульсом для разработки принципиально новых аэросъемочных систем, в частности многозональных, тепловых инфракрасных, радиолокационных, проведение которых в комплексе с космическими фотосъемками значительно расширило возможности последних; в-третьих, довольно большой опыт, накопившийся в различных направлениях космического землеведения, и положительные результаты внедрения его достижений привлекли внимание практиков к космическим фотоматериалам, а это заметно снизило влияние консервативных тенденций, характерных в начале 80-х годов для представителей управленческого аппарата отраслевых министерств и ведомств, усматривавших в распространении космической информации и идей космического землеведения источники снижения стоимости дорогостоящих традиционных работ, в частности изысканий для строительства, что в тот период могло сказаться на финансовом положении строительных отраслей хозяйства. Кроме того, космическая информация являлась объективным документальным материалом, фиксирующим экологическую безответственность и амбиции ведомств при так называемом «преобразовании природы».
Это было доказано при проведении экспертизы ряда крупных проектов эпохи застоя, таких, как проекты оценки последствий «борьбы за сохранение Арала», строительства ряда объектов гидроэнергетики, оценки и инвентаризации земель, в процессе которой широко использовалась космическая информация. И, наконец, в-четвертых, в тот период, когда консервативные силы в нашей стране тормозили внедрение космической информации в практику, за рубежом, базируясь на методических и технологических разработках специалистов нашей страны, широко публиковавших их в 70—80-х годах,, сделали большой рывок вперед в области коммерциализации космической информации.Все эти причины вместе взятые предопределили качественные изменения в области использования МКФС в народном хозяйстве.
В период с 1986 по 1990 г. ГКНТ СССР были скоординированы усилия научных и научно-производственных организаций АН СССР, Минвуза СССР, различных отраслевых министерств и ведомств в рамках общесоюзной научно-технической программы 047.074.02 «Космос»: «Разработать и внедрить аэрокосмические методы изучения природных ресурсов для решения народнохозяйственных задач». Реализация этой программы обеспечила широкое проникновение космической фотоинформации в различные сферы науки и практики до уровня конкретных производственных объектов.
Обобщая имеющийся опыт применения материалов космофотосъемки при изучении Земли и ее ресурсов, можно заключить, что наиболее эффективно космическая информация используется при решении следующих задач: картографировании современного состояния природных условий как в комплексе по ландшафтному принципу путем типизации природно-территориальных комплексов и определения их границ, так и отдельных компонентов (растительности, рельефа, гидрографии и гидрометрических параметров, геологического строения, подземных вод, тектонических зон, природных явлений, связанных с экзогенными и эндогенными процессами); изучении динамики природных условий по материалам как разовой космофотосъемки путем ее ретроспективного анализа, так и по данным повторных космосъемок, выполненных в разные сезоны и годы.
При этом изучение природных условий в динамическом аспекте возможно в отношении растительности, гидрометеорологических элементов, рельефа, почвенно-грунтовых условий, физико-геологических и гидрогеологических процессов и явлений, условий хозяйственного освоения территорий; прогнозировании эволюции природных условий в результате воздействия природных или техногенных факторов, связан-
пых с нарушением исторически сложившегося динамического равновесия в природной среде; поисках природных ресурсов для различных нужд хозяйственной деятельности; разработке мероприятий по охране природной среды от нерационального потребления природных ресурсов, их истощения и возобновления.
Все эти направления в комплексе составляют основу космического землеведения и одновременно с этим базу, на которой в начале 80-х годов возникли космические изыскания, вобравшие в себя достижения космического землеведения, аэроизысканий, инженерной геологии и гидрогеологии, географии и картографии, т. е. своеобразный конгломерат научных знаний и опыта, сформировавшийся в интересах строительных отраслей на основе космической информации как основного источника получения информации. В значительной степени этому способствовали достижения инженеров-геологов и гидрогеологов, выполнивших во второй половине 70-х годов ряд основополагающих исследований методической и технологической направленности. Среди них следует отметить монографии И. С. Гудилина и И. С. Комарова [28], А. В. Садова и А. Л. Ревзона [74], в которых обоснованы широкие возможности космической информации при составлении инженерно-геологических и гидрогеологических карт, оценке влияния разрывной тектоники на динамику геологической среды, изучении развития и активности опасных для строительства природных процессов, поисках подземных вод. Ряд проблем, в основном гидрогеологического порядка, были раскрыты в монографии Е. А. Востоковой [17], вышедшей примерно в эти же годы. В основу этих книг были положены многолетние исследования ВСЕГИНГЕО, ПО «Гидроспецгеология», Госцентра «Природа», ПО «Аэрогеология». Эти работы послужили своеобразным отправным моментом для широкого развития космической инженерной геологии и гидрогеологии, проникновения космической информации в производственные исследования и изыскания, выполняемые для строительства в различных природных условиях и регионах. В этом же направлении развивались исследования и за рубежом. В США космическая информация применялась при обосновании строительства атомных электростанций, автострад, трансаляскииского нефтепровода, поисках подземных вод для водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий [40, 86], во Франции — для обоснования проектов гидротехнического и дорожного строительства [87, 88].
Результаты исследований 70-х годов явились стимулом не только для дальнейшего развития космической инженерной геологии и гидрогеологии, что проявилось в более углубленном анализе инженерно-геологических условий, определяющих строительство различных сооружений: рельефа, мерзлотных условий, подземных вод, сейсмичности, экзогеодинамики, но и для более широкого проникновения космической информации в сферу строительства. В 1981 г. была опубликована книга С. И. Кресть- яшина и др. «Космическая съемка для градостроительства» [43]. В ней авторы реализовали возможности космической фотосъемки в градостроительном проектировании на основе комплексного дешифрирования природных условий территории города и особенностей их изменений под влиянием застройки и деятельности промышленных предприятий. Впоследствии на основе этого возникло направление, получившее название «экология городов и промышленных зон», в котором с помощью космической информации решаются вопросы обоснования проектных решений по расселению и районным планировкам. В этом аспекте интересна монография А. А. Григорьева [27].
Вслед за градостроителями к космической информации проявили интерес энергетики и гидротехники. В частности, специалисты Гидропроекта использовали космическую информацию для оценки сейсмоопасности горных территорий при размещении ГЭС [53], а гидротехники — для обоснования размещения водохозяйственных сооружений, в частности для оптимизации трассирования ирригационных каналов [31].
Еще по теме СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ НАУКИ И ПРАКТИКИ:
- Введение
- Примечания
- РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
- Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
- Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
- КОММЕНТАРИЙ ИЗБРАННЫХ МЕСТ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
- Наукоемкое производство
- АННА АНДЕРСОН
- Идеологический груз прошлого.
- Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ НАУКИ И ПРАКТИКИ
- ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
- НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ