<<
>>

§ 9. Форма государственного устройства Российской Федерации

Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостно-Сти, единства государства и стремлением регионов к боль-самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Ре_ зультатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации. Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству. Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.
Конституция разграничила предметы ведения и полно-лочия между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения, Федерации и ее субъектов. Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.
<< | >>
Источник: В. М. Корельский. В. Д. Перевалов. Теория государства и права Учебник для вузов. 2002

Еще по теме § 9. Форма государственного устройства Российской Федерации:

  1. 70. Развитие права Российской Федерации
  2. 5.2. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации
  3. Понятие и структура системы налогов и сборов в Российской Федерации
  4. § 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика
  5. III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
  6. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  7. 79. Что такое форма государственного устройства?
  8. 23.3. Форма государственного устройства
  9. § 2 . Пограничные проблемы Российской Федерации. Фактор «новых границ»
  10. 2. 1. Конституция Российской Федерации - базовый закон государства
  11. Форма государственного устройства
  12. § 4.2. Управление сетевыми коммуникациями как задача государственной политики в России