<<
>>

§ 1. Форма заключения брака

После принятия христианства на Руси была введена церковная форма заключения брака, и брак стал находиться в ведении церкви. Дела о признании брака недействительным и дела о раз- йоде подлежали, юрисдикции церковного суда.

Об этом говорится в церковном Уставе князя Владимира: «в племени или в сватовстве поимутся». О том, что дела о расторжении брака находились в ведении церкви, подтверждает памятник, который, как нами было указано, меньше подвергся разного рода переработкам, а именно, Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича (1150 г.), где юрисдикции епископского суда подлежала: «третья тяжа, аще кто пойметься через закон», т. е. вопреки церковным правилам К

Как известно, русская православная церковь находилась в непосредственном подчинении константинопольской (византийской) Церкви. Русский митрополит поставлялся константинопольским патриархом. Естественно, что византийское, или, как тогда говорили, греческое, законодательство о браке и семье являлось дей- етвующим источником русского брачного права. Поскольку вопросами брака в Византии занималась и светская — императорская — власть и издавала весьма важные законы, то и эти законы должны были в той или иной степени применяться на Руси.

В основе брака христианской церкви лежали некоторые принципы римского брачного права, которые и были сохранены в кодексе Юстиниана. Так, византийскому церковному браку должен был предшествовать брачный сговор или обручение (sponsalia), заключавшееся в том, что стороны, желавшие вступить в брак, давали друг другу обещание действительно осуществить это на деле. По римскому праву, для укрепления сговора давался задаток (arraha). По кодексу Юстиниана, в случае неисполнения принятого сторонами брачного обязательства, сторона, давшая задаток, его теряла, а сторона, принявшая задаток, обязана была уплатить в двойном размере (в зависимости от того, какая сторона была виновна в неисполнении брачного сговора).

Этот брачный сговор после принятия христианства стал сопровождаться некоторыми церковными обрядами, в частности молитвами приглашаемого духовенства. В конце концов выработался особый чин обручения, утвержденный церковной властью и обязательный для духовенства. Церковь стала с течением времени придавать обручению особое значение. Так, по постановлению шестого вселенского собора брак с обрученной другому невестой приравнивался к прелюбодеянию. А затем, по постановлению византийского императора Алексея Комнена (1084 г.), обручения, сопровождавшиеся церковным благословением, были признаны равносильными браку и нерасторжимыми. Все эти правила об обручении должна была выполнять и православная церковь. Согласно установленному «чину», обручение совершалось в церкви, сопровождалось пением и чтением особых молитв и заключалось обменом колец.

Для заключения брака по нормам православного церковного права необходим был ряд условий. Среди этих условий прежде всего надо упомянуть об отсутствии близких степеней родства и свойства.

Кроме кровного родства, учитывалось также так называемое духовное родство — между восприемниками (между кумом и кумой) и воспринимаемыми при крещении (между крестным и крестницей, между крестной и крестником). Духовное родство было препятствием к браку.

Далее, требовался определенный возраст. Византийское законодательство устанавливало по-разному минимальный брачный возраст. По Эклоге, вступление в брак дозволялось мужчинам по достижений 15 лет, а женщинам— 13 лет; по Прохирону — в 14 я 12 лет. Минимальный возраст для обручения был 7 лет. Но поскольку обручение стало приравниваться к браку, то, по поста- новлению импеіратора Льва Философа, для обручения требовалось уже достижение брачного возраста.

Далее, для признания брака действительным, по византийскому законодательству, было необходимо согласие брачущихся и согласие их родителей на брак.

Основным моментом в заключении церковного брака был особый церковный обряд, совершавшийся в церкви по особому> установленному высшей церковной властью порядку и называвшийся венчанием (на брачущихся возлагались венцы).

<< | >>
Источник: С.В.ЮШКОВ. КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СССР / Общественно политический строй и право Киевского государства. 1949

Еще по теме § 1. Форма заключения брака:

  1. Раздел Н.ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА.
  2. 8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака
  3. Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА.
  4. Условия и порядок заключения брака
  5. ФОРМЫ, УСЛОВИЯ И НОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
  6. 10.4. Прекращение брака. Недействительность брака
  7. 1.4. Основные этапы заключения лизинговых сделок. Договор как правовая форма лизинговой сделки
  8. Глава 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА.
  9. Недействительность брака
  10. ДЕКРЕТ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА 1
  11. § 46. Прекращение брака
  12. Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
  13. § 4. Расторжение брака
  14. Б. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА
  15. § 2. Понятие брака и семьи