<<
>>

3. Облачение в императорские одежды

Никифор, овладев без боя Константинополем, «снял и отбросил в сторону свое обычное платье, — и, по свидетельству Льва Диакона, — облачился в царственное одеяние самодержца и предстал в наиболее подобающем государю виде.
Сидя на горячем белом коне, украшенном царской сбруей и пурпурными коврамщюй въехал в Золотые ворота, восторженно встречаемый народом и вельможами. Это произошло в шестнадцатый день месяца августа, шестого индикта 6470 г.»294

4. Коронация в храме св. Софии

Как утверждает автор «Истории», «затем Никифор вступил в знаменитейший храм Господень и принял достойные почести от причта священнослужителей, а патриарх Полиевкт увенчал его царской диадемой».295

По свидетельству Скилицы коронация прошла также успешно и патриарх не ставил под удар легитимность нового монарха: «Когда же они прибыли к Великой церкви, патриарх Полиевкт приготовился увенчать Никифо- ра императорской диадемой. И Полиевкт короновал его на амвоне святой Великой церкви — был тот день воскресеньем 16 августа 6 индикта».296 Впрочем, коронация далеко не всегда происходила так гладко. В случае с Иоанном Цимисхием предъявил ему ряд требований, без удовлетворения которых отказался даже подпустить его к храму: «Затем Иоанн отправился в великий храм Премудрости Божьей, чтобы патриарх, как положено, увенчал его императорской диадемой. Согласно обычаю, всякий, вступающий на ромейский престолі приближается к амвону храма, и тот, кто облечен в то время саном иерарха, благословляет его и возлагает на его голову царский венец. Патриарший трон занимал тогда Полиевкт. Это был муж святой и, несмотря на свой престарелый возраст, цламенный духом. Он объявил/что не позволит государю войти в храм, пока тот не изгонит из дворца августу и не назовет убийцу императора, кем бы таковой ни оказался; кроме того, он потребовал вернуть синоду изданную Никифором в нарушении справедливости грамоту. Дело в том, что Никифор, то ли намереваясь устранить допускаемые, по его мнению, некоторыми иерархами нарушения священных обрядов, то ли желая подчинить даже то в религии, над чем ему властвовать не полагалось, заставил иерархов составить указ, согласно которому ничего нельзя было предпринимать в церковных делах без его воли. Полиевкт предложил государю выполнить все это: в противном случае он не позволит ему вступить в святой храм. Иоанн принял условия: он удалил августу из дворца и сослал ее на остров, называемый Порта, вернул синоду грамоту Никифора и указал на Льва Валанта, утверждая, что он один и никто другой собственноручно умертвил императора. Только тогда Полиевкт допустил Иоанна в святой храм и венчал его, после чего тот вернулся в царские палаты, приветствуемый войском и народом».297

<< | >>
Источник: Петров И. В.. Государство и право древней Руси. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., г. — 413 с.. 2003

Еще по теме 3. Облачение в императорские одежды:

  1. § 11. Императорские конституции 32.
  2. Императорская гвардия
  3. Российский императорский титул
  4. ИМПЕРАТОРСКИЕ УКАЗЫ (CONSTITUTIONES PR1NC1PUM)
  5. РЕЧЬ О ПОЛЬЗЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
  6. Одежда и презентация
  7. Одежда
  8. 4.3. Одежда
  9. ЭКОНОМИКА СТРАНЫ В X — XII ВВ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ
  10. Одежда. Еда
  11. Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
  12. ОДЕЖДА
  13. Одежда
  14. Корпоративная одежда и презентация
  15. Проблема легитимности императорской власти и законодательство первых лет царствования
  16. Одежда, обувь, украшения
  17. 1.5. Современная одежда: детали и ситуации
  18. Новая одежда, обувь и ткани