<<
>>

1.1. Общественный строй. Правовое положение населения

Господствующее положение в стране прочно удерживали светские феодалы, основные сословные группы которых — бояре, обладавшие вотчинами, и дворяне, владевшие поместными землями, сближались по мере приближения в правовом регулировании поместий к вотчинам, расширения поместного землевладения, увеличения численности и возвышения дворянства.
Именно дворянство было социальной опорой царей, являлось сторонником единого сильного централизованного государства с самодержавной формой правления. В начале XVIII в. светские феодалы консолидировались в едином сословии. Указом о единонаследии 1714 г. поместья были окончательно приравнены к вотчинам, об- разовалась единая форма землевладения, получившая название «имение». Объединенное сословие светских феодалов было наименовано «шляхетством». Однако этот польский термин в данном значении в России не прижился и был вытеснен словом «дворянство» (по названию самой многочисленной, активной и близкой к царю части сословия).

Окончательное оформление дворянского сословия было произведено Табелью о рангах 1722 г., которой вводилась новая иерархия для служилых людей-чиновников. В Табели все значительные военные, гражданские («статские») и придворные чины были распределены, в зависимости от их старшинства, по 14 классам. Высшим классом был первый, в него включались генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Во втором классе были определены генералы от кавалерии и инфантерии (пехоты), генерал- фельдцехмейстер (генерал-инженер), действительные тайные советники и придворная должность — обер-маршал. К 14-му, последнему классу в табели приписывались фендрики (прапорщики), шкиперы 2 ранга, коллежские регистраторы и бухгалтеры, надворный аптекарь, кухенмейстер, мундшенк (ведал спиртными напитками при царском дворе) и др.

На Табели о рангах, как и на других законодательных актах, отразилось пристрастие Петра I к иностранной терминологии.

Первоначально гражданские, придворные и многие военные классные чины в Табели буквально соответствовали занимаемым чиновниками должностям. В ней значились президенты и вице-президенты коллегий, прокуроры и полицмейстеры. Тайные советники были членами Тайного совета при царе, а коллежские советники служили в присутствиях коллегий. В последующем ранги утратили обязательное соответствие должностям. Так, в начале XIX века были ликвидированы коллегии, а чины коллежских советников, асессоров и регистраторов остались; камергеры и камер-юнкеры не всегда прислуживали при царском дворе. С увеличением числа должностей Табель о рангах не разбухала, а напротив, в ней оставались только символические названия классных чинов.

Петр I всячески привлекал дворян на военную службу, поэтому военные чины имели преимущества перед гражданскими. Потомственное дворянство военным давалось с 14 класса, а лицам, имевшим только статский или придворный чин, только с 8 класса. Таким образом, дети титулярных советников и камер-юнкеров, недворянского происхождения, если они не имели других, более высоких, гражданских (придворных) чинов или обер-офи- церского военного ранга, звания дворянина не получали, поскольку состояли только в 9 классе.

Чины в гвардии были выше на 2 класса соответствующих сухопутных чинов. Полковник гвардии приравнивался ко второму генеральскому чину, майор гвардейского полка — к общеармейскому полковнику, а фендрик гвардии — к сухопутному лейтенанту. В соответствии с чинами по Табели о рангах определялись размеры жалованья на службе, форма и качество мундира, пользование привилегиями. По чинам мужей и отцов определялась цена одежды и украшений дворянских жен и дочерей. От чина зависел и выезд дворянина: если генерал-фельдмаршал мог выезжать в карете, запряженной 12 лошадьми, то фендрик имел право ездить только верхом на лошади. Чин определял место в церкви и на торжественной церемонии.

С введением Табели о рангах производство в старые чины бояр, окольничих, думных дворян и дьяков прекратилось, но еще до 40-х гг.

XVIII столетия на государственной службе встречались стольники и кравчие, получившие эти чины ранее или в порядке исключения — в 30-е гг., и не пожалованные солидными чинами по Табели о рангах.

Дворянское звание давало многие преимущества. Только дворяне имели право владеть населенными землями, они лично освобождались от наиболее тяжких государственных повинностей, при этом дворяне облагали повинностями крестьян, обязанных на них работать людей, могли наказывать крепостных. Дворяне были освобождены от пыток (кроме как по делам о государственных преступлениях и убийствах). Они официально назывались «благородными», имели право на гербы и другие привилегии.

В то же время дворянство было служилым сословием. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, были обязаны служить в армии, на флоте или в государственных учреждениях. Срок службы был установлен в 25 лет. Уклонение от службы сурово наказывалось. Был введен строгий учет дворянских недорослей. На военную службу они, как правило, призывались с 15 лет солдатами. Дети наиболее знатных дворян солдатскую службу несли в гвардейских полках.

На дворян возлагались и другие повинности. Они обязаны были получать образование. Молодым дворянам систематически устраивались смотры и экзамены. Поскольку были попытки уклониться от царской службы под предлогом умственной отсталости, то Петр I запретил «дуракам» наследовать имения и жениться. Тем же, кто преуспевал в науках, разрешалось начинать службу с более высоких чинов.

Дворяне принуждались носить европейское платье, брить бороду и соблюдать личную гигиену. Их быт и отдых были также регла- ментированы. Петр I ввел обычай проводить «ассамблеи» — частные собрания знати. На них дворяне должны были являться с семьями, и там их поведение также не оставалось без регламентации. Нарушение ассамблейных регламентов каралось, как правило кубком «Большого орла», который виновный должен был осушить за немалую плату, шедшую на содержание госпиталя. Колоритно ассамблея описана А.С. Пушкиным в его незавершенном романе «Арап Петра Великого».

В 1703 г.

началось интенсивное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Петра, и дворяне, по утвержденным спискам, должны были переезжать с насиженных мест на берега Невы, строить там дома по утвержденным в полиции образцам. Нерасторопных дворян ожидало довольно своеобразное наказание — взятие под арест их слуг, а также принудительный перевоз дворянских семей на новое место жительства.

Петр I с помощью всеобщего регламента и тяжелой дубины расшевелил дворянство. Образование, государственная служба возвысили это сословие, а приток в него наиболее способных представителей низших сословий укрепил дворянство, упрочил его положение в обществе и государстве.

Вторым после дворянства в сословной иерархии стояло духовенство. Официальной религией в царской России было православие. Православное духовенство было наиболее многочисленным и обладало, как правило, наибольшими привилегиями. Священники и церковнослужители освобождались от податей и различных повинностей (солдатского постоя, ночного караула и др.).

Сохраняя привилегии за духовенством, Перт I не жаловал его своими милостями. Особенно его возмущало тунеядство монахов, число которых он сократил. В монашество, согласно Духовному регламенту 1722 г., могли поступать только лица, достигшие зрелого возраста, а мужчины — также и «способные к безженному житию». Духовенство было лишено права владеть населенными землями и крепостными людьми. Служителям церкви запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Все внимание священнослужителей было направлено на идеологическую, нравственную работу с населением. Православная церковь была включена в государственный механизм (о чем — ниже), духовенство поставлено на службу самодержавию.

Горожане. Будучи всемерно заинтересованными в развитии промышленного производства, самодержавное правительство уделяло значительное внимание развитию городов. В первой четверти XVIII в. строятся новые города (Петербург, Екатеринбург, Воронеж и др.), которым было суждено играть значительную роль в жизни страны.

Происходит увеличение численности городского населения.

Привлекаемые на службу дворяне поселялись в городах с многочисленной дворней из числа крепостных крестьян. Однако основу городского населения составляли постоянные жители городов, занимавшиеся производством промышленных изделий и торговлей. Они назывались «гражданами». Граждане делились на регулярных и нерегулярных.

Регулярные граждане состояли в двух гильдиях. К первой гильдии (или к «первостатейным») относились городская знать: банкиры, крупные купцы, городские врачи («доктора»), аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, художники и наиболее состоятельные ремесленники. Ко второй гильдии причислялись мелкие торговцы и ремесленники. Они по роду занятий селились слободами, объединялись в сотни. В 1722 г. была учреждена цеховая организация, которая однако не получила тогда развития. Все свободные жители городов, работающие по найму и занимавшиеся черной работой, назывались «подлыми». Они были причислены к нерегулярным гражданам.

Самодержавное правительство, покровительствуя нарождавшейся буржуазии, предоставляло регулярным гражданам право избирать должностных лиц в органы государственного самоуправления (ратуши и магистраты), а также руководителей своих корпоративных органов — старшин гильдий и цехов, старост слобод и сотен. Им принадлежало исключительное право заниматься в городах ремеслом и стационарной торговлей. Купцам было предоставлено право приобретать (в условное владение) к заводам деревни с крестьянами. Вместе с тем горожане были обязаны платить подати, нести различные повинности (рекрутскую, постойную, караульную и др.). Желая освободиться о феодальных пут они добивались освобождения от юрисдикции представителей центральной администрации.

В 20-е гг. вводится запись в купечество занимавшихся торговлей крестьян, с капиталом не менее 500 руб. Однако этому препятствовали крепостники, да и крестьяне не спешили этим правом пользоваться из материальных соображений. Рос городской пролетариат, в который кроме работных людей входили бежавшие в города крестьяне, к ним примыкали определенные на заводы и фабрики «гулящие люди» и иные правонарушители, а также работавшие на стройках рекруты.

Вольный труд в промышленности сочетался с крепостным. Так на предприятиях Строгоновых работало 10 тыс. наемных рабочих и 5 тыс. крепостных.

Самым многочисленным и бесправным сословием было крестьянство. На крестьян, как основных производителей материальных благ, легли все тяготы мероприятий внутренней и внешней политики, возведения фасада дворянской империи. Самую многочисленную часть крестьянства составляли помещичьи крестьяне, число которых росло. Тысячи крестьян раздавались вместе с землей, на которой они проживали, дворянам за различные услуги царю и в качестве подарков. В 1722 г. в число крепостных крестьян были включены холопы.

Помещики в отношении крепостных крестьян были всевластными. Управление, денежные сборы в пользу государства и самого землевладельца, правосудие и наказание, семейные дела, работа и быт, представительство и опека — все стороны жизни крестьян были в ведении помещиков. Запрет Петром I насильственно женить крестьян — на практике не соблюдался. Помещик мог распоряжаться крестьянином как вещью. Имущество крестьян считалось собственностью помещика. Закон категорически запрещал только убийство крестьянина. По усмотрению помещиков крестьяне платили оброк или работали на барщине.

Черносошные крестьяне были переименованы в государственные. Число их было значительным, жили они преимущественно на севере и востоке страны, в частности в Сибири. Государственные крестьяне сохраняли общинное самоуправление. В казну они платили оброк (староверы с 1716 г. платили двойной оброк — «две дани»).

Крестьяне, проживавшие на землях, которые принадлежали непосредственно царю, назывались дворцовыми. Собираемые с них доходы шли на содержание царской семьи.

Особую категорию составляли церковные и монастырские крестьяне, которые по своему положению были близкими к помещичьим крестьянам. Ограничивая доходы монастырей, Петр I в 1701 г. создал Монастырский приказ, который управлял монастырскими землями и крестьянами, а доходы с них распределялись между казной и монастырями. С образованием Синода церковные и монастырские крестьяне перешли в его подчинение.

Развитие промышленного производства в условиях крепостничества обусловило появление посессионных крестьян. Купцы деревнями покупали крестьян у помещиков, прикрепляли их к заводам. Посессионные (от «posessio» — владение) крестьяне продолжали заниматься земледелием, чем содержали семьи, и были обязаны одновременно работать на промышленных предприятиях. Обычно в семье один мужчина работал в деревне, другой — на предприятии. Посессионные крестьяне не могли привлекаться для личных услуг владельцу и продавались только вместе с заводами.

К крестьянам были причислены и однодворцы, потомки служилых людей на окраинах государства. Их не включили в шляхетство, и они, не став дворянами, были причислены к крестьяне- кому сословию. Положение однодворцев по существу не отличалось от государственных крестьян.

В 1718-1719 гг. была проведена подушная перепись населения, введено подушное обложение крестьян. Размер подушной подати доходил до 74 коп. (для наглядности заметим, что солдатское жалованье равнялось 4-12 руб. в год) с мужской («ревизской») души, т.е. с каждого учтенного при переписи («ревизии») лица мужского пола. Крестьяне несли все повинности в пользу государства. Они тысячами сгонялись на строительные работы, там сотнями гибли от невыносимо тяжелых условий труда и жизни. Из крестьян в основном формировалась армия. Лишенные многих работников и отягощенные поборами крестьянские хозяйства разорялись, сельская экономика расстраивалась, были хронические недоборы податей, падала культура на селе, сохранялся высокий накал социальной напряженности.

<< | >>
Источник: Сизиков М.И.. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М. - 320 с.. 1998

Еще по теме 1.1. Общественный строй. Правовое положение населения:

  1. Государственный и общественный строй Киевской Руси
  2. 8. Государственный и общественный строй в эпоху феодальной раздробленности
  3. Тема 3 Правовое положение лиц в римском праве
  4. 3.2. Правовое положение римских граждан
  5. 3.3. Правовое положение латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников
  6. ГЛАВА 1 ОБРАЗОВАНИЕ КЛАССА ФЕОДАЛОВ И ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  7. § 5. Правовое положение класса феодалов
  8. § 3. Правовое положение городского населения
  9. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  10. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  11. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  12. § 34. Правовое положение latini 109.
  13. § 35. Правовое положение перегринов