<<
>>

I. Письменные источники

Основным базовым источником по истории государства и права является «Повесть временных лет»1. Ее полное название — «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

Автор этого летописного свода — монах Киево-Печерского монастыря Нестор, написавший его в начале XII в. Кроме этого грандиозного произведения Нестор написал целый ряд других работ о возникновении Киево-Печерского монастыря, вошедших в состав Киево-Печерского Патерика: «Нестор, инока Обители Монастыря Печерского, Сказание о том, почему Монастырь был прозван Печерским. Слово 7», «Житие Феодосия Печерского», «Нестора, инока Монастыря Печерского, о перенесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского. Августа 14. Слово 9»2. В последнее время эти произведения стали доступны широкому кругу читателей посредством 20-ти томного собрания «Библиотека литературы Древней Руси».

Некоторые авторы (В. М. Истрин, И. И. Срезневский) выводили древнерусскую летопись из византийских хронографов3. Другие делали попытку искать истоки летописания в западнославянских хрониках4. Однако русская летопись по своему стилю, идеологической направленности, использованным источникам глубоко отлична от византийских и западнославянских исторических сочинений. По мнению Д. С. Лихачева, основание русской летописи закладывается в первой половине XI в. «в обстановке патриотического подъема» во время правления

Ярослава Мудрого5. Исследования А. А. Шахматова и М. Д. Приселкова6 показали, что «Повести временных лет» предшествовали более древние своды, использованные затем летописцем Нестором.

Кроме предшествующих летописных сводов, Нестор использовал и первичный материал, хранившийся в княжеских архивах в форме погодных, разрозненных записей. По мнению Б. Д. Грекова, они хранились в великокняжеской канцелярии; подобная практика утвердилась со второй половины IX в.

и каждый князь, вероятно, заводил собственные записи7.

Задействован был в «Повести временных лет» и фольклорный материал. «Народная киевская сага, — отмечал еще В. О. Ключевский, — проходит яркой нитью как один из основных источников свода по IX и всему X веку; следы ее заметны даже в начале XI столетия»8. В самом деле — предания о Кие, Щеке, Хориве и о сестре их Лыбеди, походе Олега на Царырад, мести Ольги древлянам за убийство Игоря, путешествие Ольги в Царырад — даже в летописной редакции не потеряли своего колорита и фольклорного характера.

11

Источники и историография

Важным источником информации для «Повести временных лет» служили византийские хроники. Нестор неоднократно ссылается на Георгия Амартола, например цитирует его («глаголеть Георгии в летописаньи») при описании обычаев и законов других народов9. Конечно, наиболее внушительным примером использования летописцем хроники этого византийца является оцисание первого похода Игоря на Византию в 941 г. Отдельные фразы явно списаны Нестором с Амартола,10 хотя отечественный летописец стремился сгладить впечатления от поражения русского флота, объяснить его применением греческого огня.11 Амартол также не умаляет роли в победе византийцев этого страшного оружия, однако он больший акцент делает на доблесть су- хопутных войск Империи.12 В чем абсолютно единогласны оба историка, так это в описании зверств русов в византийских владениях.13 Использование Георгия Амартола облегчалось тем, что существовал старославянский перевод этого автора. Нестор, впрочем, знал греческий, как и многие другие русичи его времени. В самом деле, митрополита Климента Смолятича пресвитер Фома упрекал в том, что он писал «философ ся творя», «писах от Омира, и от Аристотеля, и от Платона, иже во елиньскых нырех славне беша».14 Особое место среди источников «Повести временных лет» занимали русско-византийские договоры, заключенные при Олеге (907, 911 гг.), Игоре (944 г.), Святославе (971 г.),15 буквально цитированные летописцем и вследствие этого имеющие для нашего исследования особую ценность.

Нестор использовал и западнославянские сказания о просветительской деятельности Солунских братьев, помещенные под 898 годом.16

Таким образом, «Повесть временных лет» — сложно- составное историко-литературное произведение, основанное на целом комплексе устных и письменных источников, среди которых важнейшими были следующие. 1.

Древнейшие летописные своды XI в. 2.

Великокняжеские архивные погодные записи со 2 половины IX в. 3.

Фольклорный материал — былины, песни, сказания. 4.

Византийские хроники. 5.

Тексты русско-византийских договоров X в. 6.

Западнославянские сказания. 7.

Библия и богословская литература. Помимо этих источников в «Повести временных лет», по мнению А.А. Шахматова, были отражены идеи и отдельные выражения из «Слова о Законе и Благодати» Иллариона, поучения «О казнях Божиих» Феодосия Пе- черского, жития первых русских святых, сказания о первых монахах Киево-Печерского монастыря.17

Нестор, как видно, должен был из разобщенных, далеко не систематизированных данных составить цельную мозаику исторического бытия Русской земли.

«Повесть временных лет» — богатейший источник по истории государства 2 половины VIII-X вв. Собственно, произведение Нестора как раз и посвящено этому предмету. Летописец отвечает на собственные вопросы — кто первым княжил в Киеве, как возникло Русское государство. Поэтому большинство летописных статей прямо или косвенно рассказывают о великокняжеской власти, о взаимоотношениях ее с подчиненными Киеву племенами, о взаимодействии монарха с боярами (знатью) и дружиной (войском), с местной администрацией (наместниками) и т.д. Благодаря всем этим сведениям можно судить о форме правления и государственного устройства, об отдельных политических институтах.

Наряду с этими важнейшими данными летописец оставил и бесценные сведения по истории древнейшего права.

Во-первых, летописец донес до пас данные об обычном семейном праве восточнославянских племен. Он описал семейные обычаи полян, противопоставив их обычаям других племен — древлян, радимичей, вятичей, северян и кривичей. Сведения Нестора о практиковавшемся среди славян многоженстве («имяху же по две и по три жены»18) подтверждаются арабскими авторами — Ибн-Русте, к примеру, пишет, что у одного человека могло быть сразу три жены.19 Следовательно, в основе летописных данных об обычном семейном праве лежали достоверные факты и использование их для исследования оправдано.

Во-вторых, данные летописи имеют значение для характеристики великокняжеских полномочий в судебной и законотворческой деятельности.

Например, в записях :*а 996 г. сообщается о судебных и законодательных прерогативах Владимира Святославича.20 Эти ценнейшие для уголовного и уголовно-процессуального права данные абсолютно подтверждаются в сочинении Ибн-Русте, где сообщается о вывозе ответчика «на суд к царю», о ходе судебного разбирательства, а также о наказаниях, практиковавшихся в отношении разбойников.21

Богатейший материал по правовой системе Руси дают русско-византийского договора: первый был заключен в 907 г., второй — в 911 г., третий — в 944 г., четвертый — в 971 г.

Важнейшие сведения, в первую очередь в отношении государственного строя Древней Руси, содержатся в многочисленных летописях, написанных в более позднее время. Среди них следует упомянуть наиболее ценные. 1.

«Летописец Переяславля-Суздальского», составленный в XIII в., особенно интересный в той своей части, которая повествует о правлении Святослава Игоревича22. 2.

Ипатьевский список «Повести временных лет», созданный в XV в. и получивший название от хранившего его Ипатьевского монастыря. В целом.он сходен с Лав- рентьевским списком, но в некоторых местах сообщает оригинальные, бесценные сведения, к каковым следует отнести: •

известие об основании Рюриком крепости в Старой Ладоге (862-864); •

именование посла Олега в 911 г. не Стемидом, а Сте- миром, что может дать основание для размышлений о его славянском происхождении; •

некоторые разночтения в текстах договоров 911, 944 гг. по сравнению с Лаврентьевским списком, существенные для титулатуры правящей элиты; •

известие о рождении Святослава в 942 г. (6450 г.);

• дополнительные сведения о реформах Ольги 946- 947 гг.23

Кроме того, особая ценность Ипатьевской летописи заключается в более ясном прочтении записей за некоторые годы по сравнению с прочими летописями. 3. Новгородская I летопись (по Троицкому списку). Уже в самом начале ее летописец в своем красноречивом обращении к современным ему правителям рисует отношения древних князей с их дружинниками, что весьма важно не только для характеристики государственного строя дохристианского периода, но и правовой системы Древнерусского государства.

В исследовании также были задействованы произведения почти всех оригинальных и самобытных летописных школ XII-XVII вв.: •

южного летописания; •

северного летописания (Новгородские, Псковские и Устюжские своды); •

Владимиро-Суздальского летописания (Летописец Пе- реяславля-Суздальского, Суздальская летопись); •

Тверского летописания (Тверская летопись); •

Московского летописания (Московский свод конца XV в.); •

позднего летописания (Никоновская, Никаноровская, Мазуринская летописи).24

Наряду с отечественными, велико значение и иностранных источников для изучения древних периодов нашей истории.

В первую очередь — это арабские ученые, географы и историки.

Один из них — Ибн-Русте (Ибн-Даста) — в 903-913 гг. написал сочинение, названное «Дорогие ценности», о народах Восточной Европы, как оседлых, так и кочевых. Ибн-Русте жил в иранском городе Исфахане. Его сочинение было самой настоящей энциклопедией, впрочем, большей частью не сохранившейся до наших дней. Счастливым исключением стал лишь седьмой том, посвященный астрономии и географии.

Впервые интересующий нас раздел этого тома был переведен и опубликован Д. А. Хвольсоном в 1869 г.25 Он состоит из 6 глав, в каждой из которых зафиксированы сведения о том или ином восточно-европейском народе. Пятая глава, в частности, посвящена «славянской земле», а шестая — народу «Русь».

Некоторые параграфы пятой главы содержат описание отдельных элементов семейно-правовых отношений, свидетельствуют об обычае многоженства и традиции самоубийства любимой жены во время похорон мужа.26

Параграфы 7 и 8 главы 5 и параграф 2 главы 6 рассказывают об органах государственной власти, о главе государства и его титуле.

Наконец, интересные сведения содержит параграф 8 главы 6, куда Ибн-Русте включил характеристику судебного процесса.27

Сопоставление этих фактов с известиями русских летописей, других арабских авторов и археологическими данными показывает, что в основе труда Ибн-Русте лежит достоверная информация, имеющая огромное значение для понимания процесса формирования государства и права в конце IX — начале X вв.

Кроме труда Ибн-Русте следует отметить фундаментальные сочинения двух византийских авторов — Льва Диакона и Константина Багрянородного.

Труд Льва Диакона «История»28 посвящен описанию событий, происходивших в Византийской империи в годы правления трех императоров — Романа II (959-963), Никифора Фоки (963-969) и Иоанна Цимисхия (969- 976). Подробное описание войны последнего из перечисленных императоров со Святославом Игоревичем очень важно для данного исследования.

Это необходимо, во-первых, для понимания политики этого русского князя, его стремления не просто расширить пределы своей державы, но и перенести центр политической жизни из Киева на Балканы.

Во-вторых, для осмысления механизма функционирования политических институтов Древней Руси.

В частности, Лев Диакон сообщает о наличии наряду с великокняжеской властью влиятельного совета знати, игравшего роль совещательного органа при правителе, к которому последний должен был прислушиваться.

В-третьих, для доказательства достоверности знаменитых русско-византийских договоров X в., тексты которых приведены в «Повести временных лет» и о которых прямо (в договоре 971 г.) и косвенно (в договоре 944 г.) упоминает автор «Истории».

Лев Диакон писал в последней трети X в., являясь, таким образом, почти современником событий, происходивших перед воцарением Василия и Константина (976-1025 гг.).

Это еще в большей степени относится к трактату Константина Багрянородного «Об управлении империей».29 Будучи императором с 911 г., Константин VII реально стал управлять государством лишь с 945 г., когда его соправители Роман Лакапин и его сыновья были свергнуты и, постриженные в монахи, доживали свои дни в заточении на Принцевых островах. Период его самостоятельного правления (945-959 гг.) ознаменовался созданием этого и ряда других трактатов. Описание древнерусского полюдья, перечисление зависимых и налогооблагаемых племен; подробный рассказ о системе русско-византийской торговли -- все это является важным й ценным источником по йстррий государства и права Древней Руси середины X столетия.

Сравнивая Льва Диакона и Константина Багрянородного, нельзя не отметить, несмотря на различие стилей, способов и приемов передачи информации, одной общей для них черты — детальности в изложении наиболее зна- чимых фактов и отсутствия в их сочинениях каких-либо серьезных вымыслов.

Ценная информация была привлечена из западноевропейских хроник, анналов, трактатов.30

Важнейшими среди них можно считать Вертинские анналы, созданные в аббатстве св. Бертина, сохранившиеся в рукописи XI в. и ныне хранящиеся в Сент-Омере, ав тором которых считается Пруденций. Запись за 839 г. содержит упоминание народа «рос» и его правителя, имевшего титул «Rex».31

Весьма интересным памятником является Раффель- штеттенский таможенный устав, составленный в 903-906 гг. Данный важнейший юридический источник упоминает славян («SCLAVI») и ругов («RUGIS») в числе обязанных уплачивать пошлины за те или иные товары, привезенные ими на берега Дуная. «Устав» подробно перечисляет товары и размеры взимаемых с них пошлин, носит нормативный характер и регулирует определенную группу правоотношений.32

<< | >>
Источник: Петров И. В.. Государство и право древней Руси. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., г. — 413 с.. 2003

Еще по теме I. Письменные источники:

  1. § 19. Виды источников по централъноазиатской эпохе
  2. Что можно отнести к источникам налогового права?
  3. 3.2.3. О достоверности информации, используемой в письменных работах
  4. Особенности подготовки списка источников
  5. I. Письменные источники
  6. Источники и литература
  7. Источники, используемые в книге
  8. § 3. Письменные доказательства
  9. 18. Что такое и какие существуют формы и источники права?
  10. 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  11. Н. Н. ЦВЕТКОВ А Антропологический материал как исторический источник
  12. 7.2. Время появления первых письменных источников архаичного права
  13. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  14. Глава I Источники исследования. Документация
  15. ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ И МИРНОГО СОГЛАШЕНИЯ 1323 г.
  16. ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ, ЗАДАЧИ И МЕТОД
  17. Г- СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ .И ХАЗАРИЯ В VIII—X ев. В ОСВЕЩЕНИИ ХАЗАРСКИХ, ВИЗАНТИЙСКИХ И ГРУЗИНСКИХ источников
  18. I. Введение: характеристика источников
  19. Приложение 6 Официальная предыстория и история Южной Руси и ее источники
  20. Письменный перевод