<<
>>

5. Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни.
Еще А. И. Герцен отмечал, что "правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это мо?К" но сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство"1. Большой вред развитию правовых начал в 05ществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмира-нци государства и права при социализме. Классики марксиз-ма-ленинизма, в общем-то, не скрывали своего отрицатель-лого отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: "Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека"2. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствую ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "дЛя выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
<< | >>
Источник: В. М. Корельский. В. Д. Перевалов. Теория государства и права Учебник для вузов. 2002

Еще по теме 5. Правовой нигилизм:

  1. § 4. Юридическое лицо н правовой нигилизм
  2. Косыхин В.Г.. Нигилизм и диалектика., 2009
  3. Глава IV Экзистенциальный иррационализм и нигилизм JI. Шестова
  4. НИГИЛИЗМ
  5. ИСТОРИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ Н. А. МОРОЗОВА72
  6. Г л а в а 4 Правовые нормы и правовые предписания. Логическая характеристика и структура правовых норм
  7. 2. Эклектика в методе — нигилизм и волюнтаризм в теории
  8. История без прогресса: от социального нигилизма к историческому пессимизму
  9. Философия мадхьямаки: нигилизм, абсолютизм, релятивизм, антиметафизика или "магический холизм "?
  10. Взгляды Страхова на просвещение в России и критика нигилизма второй половины XIX века
  11. Глава 6 Принципы правовой науки и правовой надстройки
  12. Глава XXI. ПРАВОВАЯ ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК
  13. § 3. Метолы, способы, типы, правового регулирования. Правовые режимы
  14. Связь правовых представлений личности со смысложизненными ориентациями и выбор формы поведения в правовой среде
  15. § 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СРЕДА КАК ЕДИНЫЙ ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
  16. § 3. Основные правовые системы мира (правовые семьи)
  17. А. А. Смольяков кандидат юридических наук, преподаватель ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭВТАНАЗИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  18. § 3. Гарантии правовой законности и правового порядка
  19. Коллектив Авторов. Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов, 2010
  20. 16.2. Правовая идеология и правовая психология