II тип. Даннический политико-правовой статус Славиний
Договорное данничество. 2.
Данничество. 3.
Персональное данничество.
Рассмотрим это видовое разнообразие по порядку. 1.
Договорное данничество северо-западных племен
Особый статус имели северо-западные племена — чудь, словене, часть кривичей, меря и весь.
Их положение обусловливалось тем, что в 862 г. северо-западные славяне и финны призвали Рюриков род на княжение,414 а чуть позже его добровольно признали «в Ростове Меря, в Белеозере Весь, в Муроме Мурома».415 Это обстоятельство учитывал Олег, когда превращался в Великого князя Киевского. Летописные строки, повествующие о его деятельности, весьма показательны: «се же Олегъ нача городы ставити, и оустави дани Словеномъ, Кривичемъ и Мери»416 Речь идет здесь не о произвольном обложении данью, а узаконенном сборе налогов. Олег «оустави дани» северо-западным племенам, как подобает законодателю, но не завоевателю. Поэтому ни разу в летописях не проскальзывают упоминания об их восстаниях в десятом столетии против центральной власти.Напротив, наряду с полянской землей, новгородские и кривичские земли были опорой великокняжеского престола. В пользу этого говорит их неизменное участие в военных предприятиях Олега и Игоря. Так, в походе 907 г. участвовали словенские, кривичские, чудские, ме- рянские отряды.417 В походе 944 г. на Константинополь также наблюдаем присутствие в великокняжеском войске словенских и кривичских дружин.418 2.
Данничество древлян, северян, радимичей
Второй вид данного типа политико-правового статуса представлен теми племенными княжениями, которые включались в состав государства насильственным образом. В первую очередь это древлянские, северянские и радимйч- ские земли. Дань на них возлагалась по великокняжескому произволу,419 могла быть существенно изменена и увеличена,420 что нередко вызывало вооруженные восстания.421 В рамках этой разновидности существовали ее подвиды: их можно классифицировать, во-первых, по объему возлагаемой дани, во-вторых, по форме ее взимания.
В первом случае летопись различает «дань легъку», которую Олег возложил на северян в 884 г. и «дань тяжку», возложенную Ольгой на древлян в 946 г.422
Во втором выделяется дань, взимаемая в натуре — с древлян в период правления Олега и Игоря «по черне куне» (установлена в 883 г.)423 и в денежной форме — с радимичей с 885 г. «по щълягу».424
«Дань тяжка» взималась только в случае открытого неповиновения великокняжеской власти. Так случилось, например, после восстания древлян в 913-914 гг. и 945- 946 гг.,425 когда она отяготила их как санкция за их преступления.