<<
>>

I. Царства русов

Основание династии первых общерусских правителей — Рюриковичей — покрыто тайной, и предание, зафиксированное в «Повести временных лет» под 862 г., носит в известной мере легендарный характер.57 Однако государственные образования с собственными династиями существовали задолго до призвания Рюрика и объединения Руси Олегом.

Восточные писатели сообщают о существовании в Восточной Европе трех центров Руси.58

Одним из первых о них упомянул среднеазиатский ученый ал-Балхи, написавший свое произведение «Картины климатов» («Сувар ал-акалим») ок. 920 г. Это произведение состояло из собрания географических карт и объясняющего их текста, однако в подлиннике до нас не дошло и известно по сочинениям более поздних ученых.

В начале 30-х гг. X в. труд ал-Балхи подвергся переработке иранского географа ал-Истахри, в 50-х гг. X в. составившего вторую редакцию «Книги путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»).

Следующим автором, сохранившим известия о трех центрах русов, явился Ибн Хаукаль, автор книги с аналогичным названием, написанной в 50-70 гг. X в. Ибн Хаукаль обладал обширной информацией, поскольку в середине десятого столетия он объездил почти весь исламский мир, от Омейядской Испании до загадочной Индии. Любознательный ученый побывал и на Каспии, где беседовал с хазарами, спасшимися от победоносных войск русского князя Святослава.

Согласно данным ал-Истахри и Ибн Хаукаля, русы делятся на «три группы (джине). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как они убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово... Эти русы торгуют с Хазарами, Румом и Булгаром Великим...».59

Персидский аноним («Пределы мира от востока к западу») уточняет данные предшественников. Это сочинение появилось в последней четверти X в. Единственная известная рукопись его была открыта русским ученым А.Г. Туманским в Бухаре в 1892 г.: «Куяба это город Руси, ближайший к странам ислама, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Слава — приятный город и из него, когда царит мир, ездят торговать в Болгарский округ. Артаб — город, где убивают иностранцев, когда они попадают туда. Там производят ценные клинки для мечей и мечи, которые можно перегнуть надвое, но если отпустить их, они возвращаются в прежнее состояние».60 Примечательно, что «Худуд ал-алам» помещает все три группы руссов в бассейн «Русской реки», которую он хотя и считает притоком Атила, то есть Волги, но под которой, судя по всему, надлежит разуметь Днепр.

Таким образом, о трех русских царствах и трех группах русов сообщает целая плеяда арабских авторов X в. — ал-Балхи, алгИстахри, Ибн Хаукаль,-персидский аноним.61 Это свидетельствует, что цитированные данные мусульманских ученых далеко не случайно попали на страницы их историко-географичёских трактатов и заслуживают определенного доверия. Судя по всему, они восходят ко 2 половине IX в.

Три царства древних русов интересовали и более поздних арабских географов.

Наиболее известным среди них является ал-Идриси, автор сочинения «Нузхат ал- муштак фи-хтирак ал-афак».62 Использование ранних авторов X — XI вв. заставляет обратить внимание на сочинение этого ученого XII в. В его труде зафиксирована та же конструкция с 3 группами русов, что и у ранних географов, но с определёнными подробностями. «Русов (ар-Рус) три вида. Один из них называется рус, и царь их живет в городе Кукийана. Другой их вид называется ас- Славйййа, а царь йх — в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий называется ^- АрсаниМа, и царь пребывает в городе Арсани. Город Арсани — красивый і;оррд на вершине горы, он укреплен, а местонахождение его между городами Слав и Кукийана. От Кукийаны до Арсани — 4 дня пути и от Арсани до Слава — 4 дня пути. Кулун-мусульмане из Армении доходят до Кукийана, а что касается города Арсани, то шейх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает:, так как они обязательно убивают любогр чужеземца, входящего к ним, и никто, в их землю. От них

вывозят шкуры яерныз^^ лисиц и сви

нец. — Все это вывозят от нщщщ ВУЯ?

сжигают своих мёртвых, а не зарывают их в землю. Часть русов бреет бороды, э нные зависают ее, к^к гриву лошади и окрашивают в желтый цвет. Их одежда — короткие куртки..; Язык русов не такоэ как язык хазар или бурта- сов... День у булгар и русов настолько краток зимой, что достигает лишь трех часов с половиной. Сказал ал-Хау- кали: «Я был очевидцем этого у них зимой. Продолжительность дня была такова, что ее было достаточно только для 4 молитв, каждая из которых следует одна за другой, и между азаном и икамой не было промежутка».63

Ученые XIII—XIV вв. менее основательно подвергли переработке текст ранних арабских географов по сравнению с ал-Идриси.

Так, Йакут (первая треть XIII в. ) предпочел версию ал-Истахри, исказив лишь написание топонимов: «Ал- Истахри сообщает, что русов (ар-Рус) три группы (ас- наф). Одна из них расположена поблизости от Булгара, и ее царь живет в городе под названием Кусаба. Верховная их группа называется ас-Славиййа. А одна группа называется ал-Арбавиййа, и ее царь живет в Арба. Люди с торговыми целями доходят до Кусабы. Что касается Арбы, то никто из чужеземцев ее не достигает, так как они убивают всякого чужестранца, вступившего в их землю. Они спускаются по воде вниз, чтобы вести торговлю, и никому не рассказывают о своих делах. Из их земли вывозят черных соболей и свинец (олово)».

Космограф второй половины XIII — первой трети XIV вв. ад-Димашки иначе передал сообщение ал-Идриси: «Автор «Нузхат ал-муштак фи хтирак ал-афак» сообщает, что в его время существовало четыре вида славян: Славиййа, Брасийа, Кракриййа, Арсанийа. Все они носят названия по имени своей земли, кроме Арсаниййи. Любого чужестранца, приходящего к ним, они пожирают, ибо живут как дикие звери в дремучих лесах у Окружающего моря».64

Таким образом, арабские источники знали о существовании в IX в. не менее трех политических центров Древней Руси, возглавляемых «царями».

<< | >>
Источник: Петров И. В.. Государство и право древней Руси. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., г. — 413 с.. 2003

Еще по теме I. Царства русов:

  1. 2. 3. Текст из «Худуд ал-Алам» («Пределы мира») о стране русов и их городах
  2. 1. Закон и Царствие Божие
  3. 12.1. Древнее царство
  4. 2. РАННЕЕ ЦАРСТВО
  5. 3. ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
  6.    Венчание на царство
  7. Лекция в РАННЕЕ II ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВА ЕГИПТА
  8. 2. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО
  9. Нововавилонское царство
  10. Греко-бактрийское царство.
  11. Василий Шуйский на царстве
  12. Глава 10. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО
  13. Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.)