<<
>>

ГЛАВА / О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В досоветской историографии, как общее правило, Киевское государство XI—XII вв. не рассматривалось как разновидность феодального государства. Естественно, что не был поставлен вопрос о классовой, феодальной его сущности и вопрос о его политической форме.
Существовали большие разногласия при оценке значения того или иного политического органа. Но и в современной советской историографии многие вопросы, относящиеся к общественно-политическому строю Киевской Руси XI—XII вв., или не поставлены или не получили исчерпывающего разрешения.

Прежде всего, значительная часть советских историков,.авторов учебников по «Истории СССР», среди которых надо указать на В. В. Бахрушина, считает, что основным моментом, определяющим образование феодального государства, является феодальная раздробленность. Началом же феодальной раздробленности они считают время после смерти князя Ярослава, который, как известно, разделил Киевскую Русь на пять отдельных частей. Следовательно, Киевское государство до 1054 г. было дофеодальным государством. Феодальный распад Киевской Руси на пять отдельных частей после смерти Ярослава повлек за собой превращение Киевского дофеодального государства в феодальное.

Как известно, феодальное государство проходит в своем развитии ряд политических форм. Известно, что были феодальные монархии и феодальные республики. Советские историки не поставили до сих пор вопроса, какова же была политическая форма Киевского феодального государства. Для академика Б. Д. Грекова являются, например, непонятными основания, по которым мы назвали политический строй Киевского феодального государства феодальной монархией.

Академик Б. Д. Греков в своем обширном очерке политического строя Киевской Руси не установил систему высших и местных органов власти и управления. Не затронул он и воп-

15# W

роса о возникновении иммунитета. Соответствующая часть его книги состоит, кроме предварительных замечаний, всего из трех разделов: «Князь и киевская знать», «Организация военных сил восточных славян и Киевского государства», «Несколько замечаний о древне-русском вече».

Отсутствие четкого представления о политической форме раннего феодального государства обусловило, по нашему мнению, теорию академика Б.

Д. Грекова 1 о возрождении вечевых собраний в Киевском феодальном государстве, несмотря на то, что вече является органом городских, т. е. торгово-ремесленных групп. Выходит так, что по мере развития феодализма, что должно повести к усилению влияния феодалов, наоборот, усиливается роль и значение торговцев и ремесленников.

Взгляды академика Б. Д. Грекова о вече получили дальнейшее развитие в работе М. Н. Тихомирова «Древнерусские города» 2, идущего так далеко в этом направлении, что в сущности он возрождает теорию так называемых городовых волостей Ключевского.

Несомненно, взгляды академика Б. Д. Грекова, как о времени возникновения Русского феодального государства, так и о важнейших чертах политического строя Киевского государства со второй половины XI в., разделяются многими историками. Тем не менее мы не можем с ними согласиться по следующим основаниям.

Как было указано, в современной исторической литературе утвердился взгляд, что основным моментом, определяющим образование феодального государства, является феодальная раздробленность. Пока нет феодальной раздробленности, нет и феодализма, нет, следовательно, и феодального государства.

С таким решением вопроса об образовании феодального государства и права согласиться нельзя. Раздробленность государственной территории вовсе не является признаком феодализма и феодального государства. Имеются формы феодального государства, когда государственная централизация достигает большого развития (например, при абсолютной монархии). Феодальное государство—это государство, в котором феодальный способ производства является господствующим, класс феодалов является господствующим классом, структура и органы государственной власти и их функции носят типично феодальный характер.

Феодальная раздробленность вовсе не является основным показателем или признаком перехода от дофеодального государства к феодализму, а следствием развившихся и укрепившихся феодальных отношений. Феодальная раздробленность предопределяется тем, что феодалы сумели приобрести права государственной власти и тем самым ограничить центральную власть.

А это

* Б. Д. Греков, Киевская Русь, М., 1944, стр. 232—233.

Тихомиров, Древнерусские города, «Ученые записки МГУ», вып. 99, М„ 1946.

они могли сделать тогда, когда класс феодалов пришел к господству, т. е. когда уже возникло феодальное государство. Переход от дофеодального государства к феодальному происходит не путем постепенного развития феодальной раздробленности, а путем захвата аппарата дофеодальной государственности пришедшими к господству феодальными группами и приспособления этого аппарата для защиты их классовых интересов. Изучение обстановки и условий образования феодального государства показывает, что это образование сопряжено с классовой борьбой и относительной централизацией становящихся феодальными государств.

Словом, необходимо выделять особые периоды становления феодального государства. Таким периодом в Киевской Руси были княжения Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Как было указано, феодальные элементы в Киевском государстве были уже достаточно сильны при княгине Ольге, которая провела ряд мероприятий под их влиянием.

Но задачу превращения дофеодального государства в феодальное стал выполнять не сын ее — князь Святослав, яркий представитель дофеодальной государственности, а внук — Владимир Святославич. Тот факт, что князь Владимир сделался защитником интересов идущих к господству феодальных групп, обусловливался следующими моментами. Он был сыном Святослава от ключницы княгини Ольги — Малуши, т. е. был «рабыничем». Он едва ли мог бы пользоваться успехом в обществе дофеодального государства, где были очень сильны аристократические традиции. Будущее Владимира было связано с новым общественным и политическим строем — феодальным государством.

Тот факт, что матерью Владимира была Малуша — ключница княгини Ольги, определенно свидетельствует о том, что он в той или иной степени был связан с ее окружением, где так были сильны феодальные элементы.

Но князь Владимир не сразу сделался организатором Русского феодального государства.

Так, утвердившись в Киеве, он не принял христианства — одну из феодальных религий, а сделал попытку укрепить старую языческую религию. Словом, князь Владимир является князем, начало деятельности которого было связано с дофеодальной государственностью, и только уже затем он сделался организатором Русского государства. Но его мероприятия, связанные с организацией Русского феодального государства, были затем развиты и углублены сыном его князем Ярославом.

Обратимся, прежде всего, к анализу тех изменений, которые произошли в Киевском государстве при князьях Владимире и Ярославе в организации и развитии феодального хозяйства и общества. Одним из крупнейших моментов в истории этого периода явилось то, что вся территория Киевского государства сделалась владением единого рода Владимира. Исследователи, в частности

229 академик Б. Д. Греков, признают, что Владимиру удалось почти везде (кроме вятичей) заменить «местных светлых князей» либо своими мужами, либо своими детьми. Во всяком случае во всех более или менее крупных центрах сидели его двенадцать сыновей. Но как-то до сих пор недостаточно сознается этот факт в исторической литературе. А между тем ликвидация местных князей и местных династий означала не только введение единого административного и правового режима на всей территории Русского государства, но и экспроприацию всей этой территории, всей земли в пользу князя Владимира. Отныне земля является собственностью этого рода, княжеским доменом. Каждый сидевший в том или ином центре князь имел право раздавать не только организованные им села, но и волости и погосты своим слугам и в особенности церковным учреждениям. По Уставу Владимира церковь получила десятую часть городов, которые она затем иногда выменивала на волости. Несомненно, каждый посаженный Владимиром в том или ином центре сын рассматривал полученный им удел как вотчину и принимал меры к хозяйственному освоению ее: организовывал села вокруг своей столицы, строил города — бурги для организации властвования сельскими округами, находившимися вдали от столицы.

Раздел территории Киевского государства между двенадцатью сыновьями князя Владимира, опиравшимися на свои дружины и на своих слуг, должен был ускорить процесс превращения дани в феодальную ренту. Кроме дани, которая превращается в ренту и взимается теперь с «рала», т. е. с плуга, были установлены различного рода поборы в пользу административных органов и судебные пошлины, словам, теперь княжеский домен стал составляться не только из княжеских сел и из специально ему принадлежащих угодий, как это было при княгине Ольге, но и из ©сей земли, находившейся в пределах княжений, не розданной боярам и церковным учреждениям.

Другим весьма важным моментом является то, что процесс разложения дружины, начавшийся еще в IX—X вв., усиливавшийся при Владимире, закончился при Ярославе. Высший и средний слой дружинников оседал на земле и превращался в княжеских вассалов. Из рассказов летописи видно, что не вся дружина Владимира живет при дворе князя. Он уже созывает бояр своих «на всю неделю при князе и без князя». Но одновременно шел процесс втягивания в феодальную иерархию и местных крупных землевладельцев, выросших в недрах разлагавшихся соседних общин. Местные крупные землевладельцы должны были нести военную службу, причем получали иммунитетные права. Несомненно проходил и процесс ассимиляции этих двух групп княжеских вассалов— вассалов из числа посаженных на землю дружинников и вассалов из числа возникших в недрах разлагавшихся сельских общин землевладельцев.

При Владимире и Ярославе окончательно сложился термин «боярин» для обозначения крупного землевладельца-феодала, об- 230 ладившего рядом особых привилегий. Это особое положение бояр было в достаточной степени определено в церковном Уставе Ярослава.

Наряду с окончательным образованием боярства из дружинников, осевших на земле, и крупных землевладельцев, возникших в недрах разлагавшихся общин, при князьях Владимире и Ярославе возникла совершенно новая группа феодалов — церковных феода- лов, обладавшая большим влиянием.

Процесс образования класса феодалов, обусловленный быстрым ростом в XI в.

княжеского, боярского и церковного землевладения, проходил одновременно с процессом образования класса феодально-зависимого сельского населения. Одним из главнейших моментов в этом процессе является начало превращения дани в феодальную ренту, благодаря чему массы свободных общинников стали превращаться в зависимых от князя людей. Возникает ряд новых источников происхождения феодально-зависимого крестьянства, в частности патронат.

По мере быстрого развития феодальных отношений и окончательного оформления класса феодалов и феодально зависимого сельского населения в княжение Владимира и Ярослава про- vuc ходит образование феодального государства в начальной его форме — раннефеодальной монархии.

Коснемся, прежде всего, тех изменений, которые произошли в государственном устройстве Киевской Руси (территориальной структуре).

Как было указано, территориальная структура Киевской Руси в период формирования феодальных отношений представляет собой комплекс племенных княжений и княжений-наместничеств. Отношения между киевским князем и местными князьями очень хорошо подходили к формуле Маркса: или это был вассалитет без ленных отношений, или это были лены, составлявшиеся из даней. По мере развития феодальных отношений эта территориальная структура должна была усложниться. Вассалитет должен сопровождаться ленными отношениями, а лены теперь должны состоять из земель, пожалованных под условием военной службы.

В княжение Владимира, как было указано, в результате ликвидации племенных княжений (сохранилось только одно племенное княжение — вятичей) и княжений, во главе которых стояли «светлые князья», являвшиеся наместниками, мы наблюдаем некоторую относительную централизацию Киевского государства. Очевидно, был такой сравнительно краткий период, когда Владимир управлял своим весьма обширным государством через посредство своих мужей — посадников и тысяцких, а также через волостелей.

Но после того как стали подрастать его сыновья, князь Владимир стал раздавать им отдельные земли. Летопись указывает, что Новгород был дан сперва Вячеславу, а потом Ярославу,

Псков — Судиславу, Полоцк — Изяславу, Смоленск — Станиславу, Туров — Святополку, Владимир-Волынский — Всеволоду, Тьмутаракань — Мстиславу, Ростов — Ярославу, а затем Борису, Муром — Глебу.

После смерти Владимира в результате ожесточенной междоусобной борьбы киевским князем сделался Ярослав, Но продолжали существовать Полоцкое княжество и Тьмутараканское. После смерти князя Мстислава Ярослав распространил свою власть над Тьмутараканским княжеством. Был заточен уцелевший после междоусобной борьбы князь Судислав. Следовательно, Ярослав принимал также некоторые меры к централизации Киевского государства. После того как стали подрастать его дети, он, подобно Владимиру, стал раздавать им отдельные земли Киевского государства, а затем, умирая, решил установить взаимные отношения своих сыновей в так называемом «ряде Ярослава». На основании этого ряда старейшинство в русской земле передавалось князю Изяславу; другие сыновья князя Ярослава, получившие отдельные области, обязаны были Изяславу послушанием. Эта территориальная структура Киевского государства при князьях Владимире и Ярославе резко отличается от территориальной структуры IX— X вв. Она соответствовала территориальной структуре возникавших феодальных монархий, представляя собой совокупность сеньорий, связанных отношениями развитого сюзеренитета — вассалитета.

Система органов власти и управления при Владимире и Яро славе изменяется значительным образом. Прежде всего, эти органы стали носить ярко выраженный феодальный характер, а с другой стороны, функции этих органов стали усложняться. Князь и в это время является военным вождем, организатором и командиром военных сил. Но его военно-организационная деятельность усложняется из-за усложнения состава военных сил Киевского государства. Дружина, бывшая основным ядром войска первых Рюриковичей, оседает на земле; ее место начинают занимать феодальные ополчения, вооруженные отряды, приводимые вассалами. Князь как обладатель домена, в свою очередь, набирает ополчение из подвластного ему городского и сельского населения. Иногда князьям приходилось нанимать иноземные войска (варягов—Владимиру и Ярославу, поляков — Святополку).

Поскольку усиливается давление на Киевскую Русь со стороны соседних государств и степных кочевников, усложняются мероприятия по защите внешних границ. Князьям, начиная с князя Владимира, приходится строить укрепления (города и валы) на наиболее угрожаемых местах. Но наряду с этим укрепились и основные центры Руси — Киев, Новгород и др. А затем расширение и углубление феодальной эксплоатации делало необходимым организацию опорных пунктов для феодальной власти, вследствие чего строятся пригороды внутри отдельных земель. 232 В весьма большой степени усложнилась деятельность князя в делах внутреннего управления. Отношения между киевским князем и его сыновьями (а при Ярославе и братьями) иногда были напряженными. В интересах собственной безопасности приходи* лось контролировать их деятельность.

Но в особенности стала сложной деятельность князя в собственном домене, где ему приходилось назначать посадников, волостелей, тиунов и прочих многочисленных представителей адми нистрации. Превращение дани в феодальную ренту и установление в городах торговых пошлин создают сложную феодально-административную систему, находившуюся под контролем князя.

По мере того, как стала развиваться с начала XI в. внешняя и внутренняя торговля, князьям приходилось организовывать строительство дорог и мостов. Много внимания приходилось уделять князьям охране торговых путей, в особенности основного торгового пути, шедшего в Византию.

При князьях Владимире и Ярославе развивается судебная функция княжеской власти, которая выражалась в организации судебных органов и в отправлении суда. Юрисдикция князей стала расширяться. Сейчас князья непосредственно судят население главного города, а княжеские судьи — все остальное население.

Организация сложной сети финансовой и судебной администрации, установление принципов феодального судебного права — все это возможно было провести в жизнь только путем законодательства. При Владимире и Ярославе стала развиваться законо дательная функция князей. Князья не только устанавливают «уставы и уроки», но и изменяют путем издания законов принципы уголовного права и процесса. По рассказу летописи, Владимир дважды изменял основные принципы карательной политики. А при Ярославе появился первый юридический сборник — Русская Правда. Путем издания законов князья устанавливают размеры судебных пошлин, а также вознаграждение административных лиц.

Князья Владимир и Ярослав после принятия христианства всячески способствуют устроению церкви, создают мощную экономическую базу для духовенства, установив так называемую десятину. Наконец, Владимиру и Ярославу надо было много внимания уделять налаживанию отношений с окружающими странами, надо было сноситься с иноземными властями.

Все это позволяет нам сделать вывод, что княжеская власть при Владимире и Ярославе стала качественно отличаться от власти первых князей, что она в основном стала соответствовать по своему объему и функциям власти ранне-феодальных монархов.

В IX—X вв. деятельность князей направлялась советом, состоявшим из наиболее видных дружинников — представителей

233

родоплеменной знати — и представителей княжеской администрации — тысяцких, соцких.

При Владимире и Ярославе, по мере разложения дружины и превращения дружинников в вассалов и по мере оформления класса феодалов-бояр, состав совета изменился. Княжескими советниками являются наиболее влиятельные бояре и представители церковной иерархии. Поскольку установление новых, вассальных принципов службы совершалось под строгой оболочкой дружинных отношений, памятники продолжают говорить о совете князей с дружиной, но это уже не дружина, а возникающая феодальная курия.

Весьма большим изменениям подверглась система органов управления при Владимире и Ярославе.

Как было указано, в Киевской Руси в дофеодальный период существовала так называемая десятичная система управления, которая была своего рода военно-административной системой управления. Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных вое новн'ых центрах Киевской Руси, а сотские были их помощниками. По мере развития процесса феодализации эта система должна была перерасти в систему феодальной администрации. А превращаясь в феодальный аппарат, естественно, и должностные лица этой системы (тысяцкие, сотские, десятские) должны были изменять свои функции. Так, тысяцкие постепенно превращаются в своего рода командующих войсками того или иного княжества, в силу чего им стало с течением времени устанавливаться название воевод.

С другой стороны, при Владимире и Ярославе создается новая система управления — дворцово-вотчинная, которая затем стала покрывать десятичную. Сущность этой системы заключалась в том, что отделы управления княжеского двора являлись отделами управления и всего государства и что во главе этих отделов стояли особые должностные лица, назначавшиеся князем (в западноевропейской исторической литературе их именуют министериа- лами).

На местах же возникает система управления, которая в развитом своем виде получила в XIV—XV вв. название системы кормления.

При первых князьях-Рюриковичах все основные вопросы управления, которые превышали компетенцию тысяцких и сотских или же носили общий для всего государства характер, решались князем вместе с дружиной. Непосредственными исполнителями были дружинники — члены старой дружины, княжие мужи, а по менее важным делам — тиуны, мечники, детские, отроки. После того как основной контингент дружинников (в особенности верхний слой их) стал отрываться от княжеского двора, оседать на землю и дружинные отношения стали перерастать в отяо- шения по вассалитету, основными административными княжескими агентами сделались низшие дворцовые слуги, большей частью набиравшиеся из княжеских холопов, — тиуны, мечники и т. д.

Обычно эти дворцовые слуги специализируются по отделам княжеского хозяйства. Так, появляется тиун огнищный, тиун ко- нюший и т. д. К XI в. княжеские тиуны стали играть крупную роль не только в управлении княжеским хозяйством, но и в общей административно-финансовой и судебной организации. В XII в. из этих княжеских тиунов, которые стали смыкаться с боярством, возникают дворцовые ЧИНЫ: дворецкие, стольники и т. д.

При князьях Владимире и Ярославе окончательно оформляется и система местного управления. В городах должностными лицами являются посадники, а в волостях — волостели. Посадники, в отличие от тысяцких, которые, очевидно, стали сосредоточивать в своих руках военно-административные функции, были полномочные представители княжеской власти. Будучи представителем князя в городе, посадник выполнял функции самого князя: он и судил, и собирал да-нь и разные пошлины, и ведал полицейскими делами, одновременно руководя военными силами города. Волостели являлись также полномочными представителями княжеской власти в волостях и выполняли, подобно посадникам, все административные и судебные функции. Содержание посадников и волостелей складывалось от отчисления княжеских доходов и корма.

Посадники и волостели стали иметь помощников в лице тиунов и рядовичей, которые, вероятно, назначались из числа принадлежащих им рабов. Были у них помощники и по специальным отраслям управления—вирники, мостники и пр. Все эти административные лица содержались за счет кормов от населения и различного рода поборов.

При Владимире и Ярославе произошли, несомненно, крупные изменения и в источниках княжеских доходов. По мере развития феодальных отношений дань стала превращаться в феодальную ренту. Устанавливались дополнительно к дани и другие сборы. Так, памятники говорят о полюдье и о даре. Под полюдьем понимался первоначально объезд князьями подвластной им территории для выполнения ими правительственных функций, судебных и финансово-административных. При этом объезде они взимали с населения разного рода поборы, которые носили добровольный характер и назывались даром. В конце концов возник новый вид побора, называвшийся «полюдьем даровьным».

Устанавливались в это время и судебные пошлины: виры и продажи. Но одним из крупнейших источников княжеских доходов являлись доходы с тех их владений, где были организованы села. Зависимое крестьянство этих сел должно было снабжать княжеский двор различного рода продуктами.

При Владимире и Ярославе изменилась весьма сильно и воєн ная организация. При первых князьях-Рюриковичах, в частности при Святославе, войско состояло из двух основных частей — из дружины и народного ополчения.

Поскольку при Владимире и Ярославе окончательно определился процесс разложения дружины и превращение дружинников в вассалов, войско стало состоять из так называемых феодальных ополчений, т. е. из ополчений великокняжеских вассалов (из ополчений сыновей и братьев великих князей и бояр) и из народных ополчений, которые, как о том рассказывает летопись, продолжают созываться. Наиболее крупные бояре стали иметь свою дружину, т. е. могли организовывать свои ополчения и являться с ними на войну.

Все это показывает, что при Владимире и Ярославе политическая структура Киевского государства подверглась весьма серьезным изменениям. Киевское государство из дофеодального государства превратилось в феодальное — не только по классовой своей сущности, но и по политической форме, которая в своем законченном виде известна под названием ранне-феодальной монархии.

Одним из крупнейших моментов в процессе перехода от дофеодального общества к феодальному является, несо-мненно, принятие христианства. Христианство было принято в Византии, в которой закончился переход к феодализму. Византийская церковь представляла собой развитый феодальный организм. Приняіие христианства при Владимире имело своим последствием не только укрепление организуемого феодального государства, но вместе с тем и внедрение феодальной идеологии. Принятие христианства из Византии всячески способствовало развитию культурных связей Киевской Руси, с этим крупнейшим мировым культурным центром, и развитию феодальной культуры.

Князья Владимир и Ярослав весьма много содействовали распространению христианства на Руси, содействовали организации русской церкви, заботились о ее благосостоянии, принимали меры к установлению особых привилегий, для чего ими были изданы два Устава (Устав князя Владимира и Устав князя Ярослава).

Образование русского феодального государства сопровождалось острой классовой борьбой. Выступали отдельные племена, где развитие феодальных отношений было слабым, выступали элементы, связанные с дофеодальной государственностью, например, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, и, наконец, выступали закабаляемые общинники, как это было в 1024 г.

Словом, при князьях Владимире и Ярославе совершился глубокий переворот и в области экономических отношений, и в области общественно-политического строя, и в области идеологии и культуры. Киевская Русь стала качественно различаться от Киевской Руси йервых князей-Рюриковичей, включая и Святослава. Киевское дофеодальное государство при этих князьях превратилось в феодальное, хотя процесс этот в некоторых своих чертах и не был полностью закончен. Только в результате превращения Киевского государства в феодальное возможна была так называемая феодальная раздробленность.

Таким образом, началом Русского феодального государства является не «ряд Ярославов» и последовавший после смерти Ярослава раздел Русского государства между его детьми, а тот переворот в экономических и социально-политических отношениях, который произошел в первую половину XI в.

В специальной работе («К проблеме образования феодального государства»149) нами было установлено, что становление феодального государства вообще совершается в результате переворота. Такой переворот был констатирован Энгельсом и при образовании Каролингской империи («аграрный переворот»). Эти перевороты сопровождались острой классовой борьбой. Образование феодальных государств является одним из важнейших моментов средневековой истории. Кроме серьезных внутренних преобразований, обнаруживается, как общее правило, яркая экспансия феодализирующегося государства на окружающие страны. В результате этой экспансии, которая, как обшее правило, происходит успешно, завоевываются соседние страны или не вышедшие из стадии первобытно-общин- ного строя или из дофеодальной государственности, или уже пережившие феодальный распад.

Наиболее яркими примерами образования феодальных государств или феодальных империй являются образование феодальной империи Каролингов, образование англо-саксонского феодального государства Альфредом Великим, образование Скандинавской феодальной империи Канутом Великим, Польского феодального государства Болеславом Храбрым, Монгольской империи Чингис-ханом, Литовского феодального государства Миндовгом.

В заключение коснемся внешней политики Владимира и Ярослава.

Как Владимир, так и Ярослав старались расширять границы государства, включая в его состав новые завоеванные территории.

Владимиру удалось завоевать земли ятвягов, что дало ему возможность продвинуть свои владения к Балтийскому морю. После продолжительной борьбы с поляками удалось присоединить города Перемышль, Червень и другие. Окончательно были покорены вятичи.

Ярослав, после того как закончилась борьба его с братьями, принимал все меры не только к сохранению прежней территории

Киевского государства, но и к ее дальнейшему расширению. В частности, им была покорена чудь и был организован центр владычества над Чудской землёй — город Юрьев.

Академик Б. Д. Греков совершенно справедливо указывает, что уже Владимиру удалось раздвинуть пределы своего государства до таких размеров, что дальше ему уже некуда было итти при тех организационных средствах, которые были в его распоряжении.

Отношение Владимира и Ярослава как к прежней, так и к ново- завоеванной территории было совершенно иное, нежели прежних князей, в частности Святослава. Они, прежде всего, црочно сидят в основном центре Киевского государства—Киеве. Академик Б. Д. Греков, который не склонен видеть крупных различий между деятельностью князей IX—X вв. и деятельностью князя Владимира, должен сказать: «Владимир не только расширяет пределы государства, но и укрепляет связь отдельных его частей. Достигает он, этой цели различными средствами: сначала путем приспособления язычества к своей объединительной политике, потом путем принятия христианства и в качестве единой государственной религии и путем изменения системы управления частями государства»150.

А самое главное, Владимир и Ярослаь особое внимание обращали на охрану границ государства со стороны черноморских степей, которые были заняты тюркскими кочевниками.

Как известно, Владимир по реке Стугне, Ирпене и Трубежу построил для защиты от печенегов линию крепостей. Вот этой-то заботы о внешних границах и не проявляли прежние князья.

Вследствие мероприятий Владимира и Ярослава территория Киевского государства перестает быть неясной и расплывчатой, как это было во времена прежних князей. Создается сильный и крепкий политический центр — Киев, являвшийся одним из крупнейших, если не самым крупным, в Восточной Европе после упадка Хазарского царства и его столицы — Итиля. Из Киева шли нити управления к отдельным частям. По сплоченности и внутренней организованности Киевское государство мало чем отличалось от других государств, превращавшихся в феодальные империи и монархии, например, от феодальной империи Карла Великого. Киевское государство, превращаясь тоже в своего рода феодальную империю, объединившую не только племена восточного славянства, но и ряд финских и литовских племен, и сделав вассальными некоторые из тюркских племен (торки, кара-калпаки, берендеи), ведет внешнюю политику методами и формами, которые возможны только для сильного, сплоченного, относительно централизованного государства. Показателем этого быстро возросшего зна- чения Киевского государства являются брачные союзы киевских князей с представителями знатнейших династий Западной Европы. И эта внешняя политика Владимира и Ярослава качественно отлична от политики князей IX—X вв.

<< | >>
Источник: С.В.ЮШКОВ. КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СССР / Общественно политический строй и право Киевского государства. 1949

Еще по теме ГЛАВА / О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА:

  1. 6.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХШ – XV вв.)
  2. § 2. Основные моменты истории (периодизации) Русского государства и права
  3. ГЛАВА I ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
  4. § 3. Русская Правда в Сборниках и Кормчих
  5. ГЛАВА / О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
  6. 22.5. Основные типы государства
  7. § 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
  8. § 1. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВЫСШИЕ ОРГАНЫ
  9. 1981 Механизм Смуты (К типологии русской истории культуры)
  10. Глава9 МЕСТНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. Теории и версии о начале Руси и русской государственности
  12. Глава 25 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ
  13. ГЛАВА 17 ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ
  14. ГЛАВА 18 ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА IX—XIII ВВ.
  15. 6.3.Формирование и возвышение Московского государства (ХШ - XV вв.)
  16. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  17. ГЛАВА 6 Новгород
  18. § 1. Борьба русских земель с иноземными захватчиками в XIII веке. Александр Невский и Даниил Галицкий
  19. Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ