<<
>>

Глава XII. О измене и переписке с неприятелем

79.

Кто будет списываться с неприятелем, или ведая о том, не известит и не пресечет. — Кто ни есть вышний, или нижний офицер или рядовой, с неприятелем тайную и опасную переписку иметь будет и неприятелю, или его союзникам, как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем и от него с присланным офицером, трубачем, барабанщиком и с таковыми подозрительными особами, без ведома и указа аншеф командующаго, тайным образом разговор иметь, переписываться, письма принимать, или переносить будет; или кто ведая про то, а не известит, оный имеет яко шельм и изменник, чести, пожитков и живота лишен быть четвертованием или колесованием.

Толкование.

Однако же прилучаются случаи, в которых сие наказание умаляется и преступитель сперва казнен, а потом четвертован бывает. Такоже оное наказание и прибавляется рванием клещами и четвертованием живаго, ежели оная измена великой вред причинит. Такоже не позволяется ни сыну с родным своим отцом, которой у'Неприятеля обретается, тайно корреспонденцию иметь. Таковому ж наказанию и аншеф командующий подвержен, которой сведом, что письма от неприятеля приходят во флот, или проходят куды а он их не переймет и не распечатает. И ежели его команды, а не розыщет, а буде не его, то в принадлежащем месте не известит. Равным же образом надлежит распечатывать, и смотреть все письма, у которых вернаго свидстель- ства нет, или подозрительны суть хотя прямо и не ведает, что они такия. 80.

Кто из пленных будет письма свои, не объявя, печатать и посылать. — Никто из пленных да не дерзает письма своим сам запечатывать и тайным образом оныя пересылать; но должен, не запечатав, аншеф командующему вручить, которой в принадлежащее место отослать имеет. Ежели пленной против сего поступит, то он, яко шпион, сужден будет. 81.

Кто неприятелю сигналы учинит. — Кто неприятелю пароль, или лозунг объявит, хотя офицер или рядовой, или даст оному иные какие изменнические сигналы, стрельбою, пением, криком, огнем и сему подобное, оный яко, изменник, казнен будет. 82.

Пароль и лозунг не всякому отдавать. — Пароль и лозунг имеет не всякому отдан быть, кому не надлежит; а особливо если он незнаком есть и тако на него надеяться не можно. 83.

Кто намерится изменить. — Кто такую измену, или сему подобное учинить намерится, и хотя сие к действу не произведет, однако же имеет по состоянию дела, и признанию воинскаго суда, таковым же жестоким наказанием наказан быть, яко бы за произведенное самое действо.

. 84. Из флота о воинских делах никому никуды не писать. — Как офицеры, так и рядовые да не дерзают о воинских делах во флоте что писать, ниже о том с другими корреспондовать, под потерянием чина, чести, или по состоянию дела, и живота самаго.

Толкование. В сем случае запрещается для того так жестоко из флота о воинских делах, что писать, дабы неприятель тем ведомости о состоянии флота не получил и свои дела потом толь осторожнее учредить возмог; понеже часто случается, что отправляющияся почты с письмами от неприятеля, чрез его партии переняты бывают, того ради тому, что в таковых письмах написано, более верить можно, нежели что от таких лазутчиков, или пленных донесено будет.

85. Кто, ведая о изменниках, не объявит. — Если кто уведает, что един или многие нечто вредительное учинит намерены, или имеет ведомость о шпионах, .или иных подозрительных людей во флоте обретающихся, и о том в удобное время не объявит: тот имеет быть живота лишен.

Толкование. Доводы суть двоякие: 1. Ежели кто явно ведает о какой измене, или вредительном деле. 2. Ежели присмотрит подозрение некоторое, а подлинно знать не может. И тако надлежит о первом с подлинным изъяснением аншеф-командующему объявить и довод свой доказать, по которому немедленно надлежит подозрительнаго взять за арест и розыскивать. Во втором також надлежит донести (и не может оправдаться тем), хотя он и не подлинно ведает, по которому не должен аншеф-командующий онаго доносителя к доводу принуждать, ибо довольно есть, что чрез его доношение и предосторожность, аншеф командующий случай получит на подозрительнаго крепко смотреть и примечать, не можно ли что подобное правде из того довода усмотреть.

И тако при таковых доводах аншеф-командующему зело осторож- но поступать надлежит, и не скоро подозрительнаго за арест взять, но тайно накрепко розыскать надлежит, что может ли правда быть донесенное на него; ибо может быть, что и честной человек, от злоумыш- леннаго и мстительнаго человека, невинно оклеветан бывает. 86.

Никому ни с кем не ходить для изменничьих дел, ни слуге с своим офицером. — Никому не ходить со своими офицерами, или с другими для каких изменничьих дел; но должен известить, под потерянием живота, понеже не может очиститься тем, что хотя он и не делал, но ведая, был при том, хотя б его денщик или слуга собственной был. 87.

Кто какия письма неприятелъекияразееет. — Кто от неприятеля патенты или манифесты приняв, не объявит и раздаст людям, или размечет: оной казнен будет смертию. Тож разумеется о шпионах и которые тайно приносят письма от неприятеля, также которые станут подговаривать или возмущать людей. 88.

Кто фальшивыя изменническия ведомости разгласит. — Равное же наказание приимет, кто фальшивыя и изменническия ведомости разгласит, чрез которыя робость служителям корабельным причинена быть может, хотя сам, или чрез других то учинит. 89.

Ведомости о неприятеле тайно содержать. — Все ведомости, которыя о неприятеле случатся, всяк тайно содержать и токмо своему офицеру, или аншеф-командующему о том известить имеет; а другим о том ничего не объявлять, под жестоким наказанием.

<< | >>
Источник: Сизиков М.И.. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М. - 320 с.. 1998

Еще по теме Глава XII. О измене и переписке с неприятелем:

  1. Глава XII. О измене и переписке с неприятелем