<<
>>

Глава XIII. О возмущении, бунте и драке

90.

Не чинить сходбищ и советов воинским людям. — Все непристой- ныя подозрительныя сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чрез что возмущение или бунт может со- чиниться, чрез сей артикул имеют быть весьма запрещены.

Ежели из рядовых кто в сем деле преступит: то зачинщиков без вяскаго милосердия, не смотря на то, хотя они к тому какую причину имели или пет, повесить. А с достальными поступать, как о беглецах упомянуто; а ежели какая кому нужда бить челом: то позволяется каждому о себе и своих обидах бить челом, а не обще. 91.

Кто из офицеров позволит сходбищам непристойным. — Офицеров, которые к сему повод дали, или таким непристойным сходбищам позволили, или рядовых каким нибудь образом к тому допустили и научили, или иным образом к тому причину дали: наказать лишением чести, имения и живота. 92.

Кто каким образом причину к бунту и возмущению учинит. — Никто б ниже словом, или делом, или письмами, сам собою, или чрез других, к бунту и возмущению, или иное что учинит, причины не давал, из чего бы мог бунт, или измена произойти. Ежели кто против сего поступит, оный живота лишится. 93.

Кто о возмущении ведает, а не известит. — Таким же образом имеют быть наказаны и те, которые такия слова слышали, или тако- выя письма читали, в которых о бунте или измене упомянуто, и в надлежащем месте, или офицерам своим вскоре не донесли. 94.

В случившейся драке, никому товарищей своих не призывать. —

Ежели учинится ссора, брань, или драка между рядовыми: то б никто Не дерзал товарищей своих или других на помощь призывать, таким образом, чтоб чрез то собрание, возмущение, или иной какой непристойный случай произойти мог. А ежели кто сие учинит: онаго и с помогательми повесить. 95.

Все вызовы и поединки запрещаются. — Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются, таким образом, чтоб никто, хотяб кто он ни был, высокаго или низкаго чина, прирожденный здешний, или иноземец, хотяб кто словами, делом, знаками, или иным чем к тому побужден и раззадорен был: отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как . вызыватель, так кто и выдет, имеет быть казнен, а именно повешен; хотя из них кто будет ранен, или умерщвлен, или хотя оба неранены ют того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет: то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут. 96.

О драке без вызова. — Ежели учинится драка при питье без вызова, хотя никто умерщвлен, или поранен не будет: то рядоваго гонять шпицрутен, а офицера жестоким караулом профосу отдав наказать; и сверх того имеет виноватый у обиженнаго просить о прощении пред судом.

Толкование. Вышепомянутый артикул значит о зачинщике драки, а не о том, который побит и принужден будет себя оборонять; того ради судье в таком деле весьма крепко розыскивать надлежит, кто именно зачинщиком ссоры был. 97.

В драке будущих мирить посторонним. — Для остерегания всякаго случая, надлежит при зачатии таких драк, посторонним ссорящихся приятельски помирить искать; и ежели того не могут учинить, то немедленно по караул послать, или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул их развести, или при нужном случае за арест взять мог; кто сего не учинит: оный також, яко и виноватой накажется. 98.

Кто обнажит рущье, поранит, или не поранит, — Ежели же обнажит ружье какое, или нож, а не поранит: тот у шпиля кошками наказан будет; а ежели порапит, или хотя и не ружьем, но так бить станет, что битой от того некоторое увечье понесет; то оной имеет быть також наказан на теле, и послан в галерную работу вечно или временно, по разсмотрению суда. Сие разумеется об унтер-офицерах и рядовых; а ежели офицер то учинит: то за обнажение ружья в матрозы написан будет на время, по разсмотрению суда. А ежелиж поранит, то в галерную работу вечно или временно, по разсмотрению суда.

Толкование. Сие о офицерах разумеется, во время драки, а не во время боя, где они не только грозить или ранить, но по случаю и до смерти заколоть подчиненных своих могут, ежели они не станут своей должности делать. 99.

Ежели офицер офицера будет бить руками, или тростию. — Ежели офицер товарища своего дерзнет бить руками, или тростию на бе- регу: тот будет лишен чина на время, и повинен будет заплатить тому обидимому, против его жалованья на полгода, больше или и меньше, по разсмотрению воинскаго суда. А ежели кто на корабле сие учинит: тот лишен будет чина, и написан в матрозы на такое время, как в суде определено будет, и столькож повинен будет тому обидимому заплатить, как выше писано. 100.

Ежели унтер-офицер унтер-офицера ударит. — Ежели унтер- офицер унтер-офицера ударит палкою или иными чем, кроме какого ружья или ножа: тот посажен будет в железа на 3 дни, и тому обидимому заплатит вычетом из его жалованья, по силе вины и по разсмотрению командирскому; а ежели рядовой: тот будет наказан кошками у шпиля. 101.

Обиженный имеет судом сатисфакции искать. — И понеже за все обиды довольное наказание определено есть судом, к которому надлежит свои обиды приносить, а не самим управливаться где они будут свою сатисфакцию иметь, ибо и судьям равной штраф объявлен, ежели неправду или поманку учинят, как и самим винным. 102.

Челобитчику челобитье свое право доносить. — Челобитчик имеет челобитье свое право доносить и остерегать себя, чтоб ничего не прибавлять, чего доказать не может; но писать, что подлинно учинено. А ежели неправое челобитье учинит: то и он наказан будет равно, чемуб был достоин тот, на кого он бьет челом.

Глава XIV. О поносительных письмах, бранных и ругательных словах 103.

Кто такой паскивиль сделает. — Кто пасквили, или ругатсль- ныя письма тайно сочинит, и тако тем кому безчестис учинит, оному надлежит наказание такое ученить, что было довелось тому, про кого он писал, ежелиб он в том виноват был.

Толкование. На пример, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником или иным злым делом: то оный пасквилогворец, яко изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет. Пасквиль есть сие: когда кто письма напишет, или напечатает, и в том, кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища во оном не изобразит. Ежели в пасквиле он про кого и правду напишет: то однакож по разсмотрению судейному наказан быть имеет тюрьмою, сосланием па галеру на время, шпицрутеном или иным чем. Понеже он прямым путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить. Тож разумеется и о тех, которые хотя сами не делали, но вспомогали в том, или ведали, а не объявили. 104.

Кто про кого станет говорить к повреждению чести. — Ежели офицер о другом чести касающияся, или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить: оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того лишен будет полугодоваго жалованья, из котора- го половина обидимому, другая в гошпиталь, и тожвремя служить в рядовых. Ежели же виноватой по суду прощения просить не захочет: то лишен будет своего чина вовсе. 105.

Кто кого с сердца выбранит. — Ежели кто другаго не одумавшись с сердца или не опамятовясь, бранными словами выбранит: оный пред судом у обиженнаго христианскаго прощения имеет просить; и ежели гораздо жестоко бранил: то сверх того наказанием денежным наказан будет.

Толкование. Ежели оный, которой имеет просить о прощении, втом поупрямится: то онаго чрез потребные способы к тому принуждать; а ежели не послушает, то учинить против вышеописаннаго артикула. А ежели обидимой не будет доволен сим штрафом: то виноватой от того штрафа будет свободен. 106.

Кто против брани чем отмщать будет, тот право свое о сатисфакции потеряет. — Ежели кто против бранных слов боем, или иным своевольством отмщать будет: оный право свое о сатисфакции тем потерял, и сверх того с соперником своим в наказании будет; також и тот право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго бранен будет.

<< | >>
Источник: Сизиков М.И.. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М. - 320 с.. 1998

Еще по теме Глава XIII. О возмущении, бунте и драке:

  1. Отвращение-возмущение. Презрение- неуважение
  2. Глава XIII УГОЛОВНОЕ ПРАВО
  3. Глава XIII ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
  4. Глава XIII. О боцмане
  5. ГЛАВА XIII ОБ ИЗМЕРЕНИЯХ
  6. Глава XIII. Протопопов
  7. Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)
  8. ГЛАВА XIII Особый фронт Второй мировой войны (1939—1945)
  9. ГЛАВА 18 ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА IX—XIII ВВ.
  10. Глава XIII Касалапа Оксана
  11. Глава XIII Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных государствах
  12. Глава XIII О СОПОДЧИНЕННОСТИ ВЛАСТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕ
  13. Глава 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (X — 30-е гг. XIII в.)
  14. Глава вторая. Социокультурные предпосылки формирования профессиональной культуры региона в XIII-середине XVI вв.
  15. Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)
  16. Глава 4. БОРЬБА НАРОДОВ РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В XIII в.
  17. Глава 16. КУЛЬТУРА: ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА ДО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIII—XVII вв.)
  18. Древность стачек: возмущения в древности; плебс на Авен- тинском холме.
  19. Глава XIII СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ ПРИ «СТАРОМ ПОРЯДКЕ»
  20. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Промышленный труд в средние века. XIII, XIV и XV столетия.