25.0сновныетеорииправопонимания
Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической,позитивистской,социологической теорий права, философией права и марксизмом.
Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное.
Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым.Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на нихдругихлиц, втом числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право — таков основополагающий принцип данной теории.
Два вида права признают и представители психологической теории права, основоположником которой является российский правовед Л. И. Петражицкий. Согласно этой теории, право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.
В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-право- вых актов.
Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека, и не только его.В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми гоударствен- ными органами. «Закон есть закон», его нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.
Требование законности, т. е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов, относится ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.
Представители этой теории весьма негативно относятся ко всем попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.
В отличие от позитивистов представители исторической школы (Савиньи, Пухта и др.) понимали право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдаются та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т. е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Толко здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.
Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом прцессе.
Народный дух• HHWfclii i^;; ; .1 /г], і <—вві»»
: ' ' і»;. -
определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем.
Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.
Предствители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживанияхличности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иныхлиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях.
Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые дім общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы — профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.
Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.
Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому» праву, действующим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направления, судья сперва выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает к принятому решению соответствующую правовую аргументацию.
РЙ
SKI
lllflll
ipgi
Шж fMg
Sfes жаН
ШжШ
,е ??
Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположний! марксизма.
Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладает лишь класс, который экономически и политически господствует в обществе. С помощью закона этот класс закрепляет собственные интересы и потребности и пытается их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.
Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осознать свои классовые интересы, объединиться в борьбе за экономические и политические права и взять государственную власть в сво.и руки. Лишь при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся масс в обществе, т. е. более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право.
Однако пролетарское право по-прежнему не будет всеобщим. Провозглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуществлено на более высоком этапе развития общества, обладающего производительными силами, способными в полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадает потребность и в государстве, и в присущем ему способе закрепления общеобязательных правил в форме закона или иных нор- мативно-правовых актов.