<<
>>

§ 1. Аксиоматична ли система права

В советской и постсоветской юридической науке все чаще встречаются утверждения о наличии в системе права аксиом и делаются попытки обосновать эти утверждения. К числу авторов, развивающих данную мысль, относятся С.

С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Коган, В. И. Кудрявцев, Г. Н. Манов, А. И. Экимов, J1. С. Явич и др. Очевидно, что это утверждается в целях повышения общественного престижа социалистического права. Аксиомы права представляются как средство фиксации всего прогрессивного, что накопило человечество за тысячелетия, как средство, способствующее совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности335. Развивая эту мысль, В. К. Бабаев рассматривает систему права как аксиоматическую336, а В. М. Коган уголовное право считает дедуктивной системой337.

В качестве дедуктивных, аксиоматических систем обычно выступают разного рода теории, построенные из конечного числа непротиворечивых аксиом, из которых с помощью заданных правил дедуктивного вывода могут быть получены содержательно-истинные предложения (теоремы), сформулированные на языке данной теории, довольно часто на языке искусственном, символическом338. Право, даже построенное на научной основе, не научная теория, а нормативная система. Ее первичные элементы — нормы — не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы не только потому, что это не суждения, но и потому, что одни из них (аксиомы) не служат для доказательства других (теорем), а эти последние не требуют доказательства, так как они сформулированы законодателем в законченном виде. Попытка аксиоматизации права не является чем-то новым для юридической науки. Такие попытки делались и многими западными юристами, которые в качестве аксиом стремились представить принципы права339.

С. С. Алексеев различает аксиомы юридической науки и аксиомы права. К числу последних автор относит следующие положения: 1) никто не может быть судьей в собственном деле; 2) закон, устанавливающий новую или более высокую ответственность, не имеет обратной силы; 3) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение; 4) лицо, привлекаемое к ответственности, признается невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена актом компетентного юрисдикционного органа (презумпция невиновности)340.

Первая «аксиома» не находит прямого закрепления в праве.

Это, скорее всего, идеологический принцип, сложившийся в обществе применительно к определенной сфере общественной жизни. Если считать его аксиомой, то из него следует только одно: судьей может быть любой другой орган, субъект, но не сам участник юридического дела. Однако и такого правила в системе права не существует. Согласно Конституции РФ правосудие осуществляется только судами. Но это положение не выводится из указанной «аксиомы». Наоборот, из конституционного положения можно вынести указанную «аксиому», но и тогда она уже не аксиома, а результат вывода от противного. Второе положение об обратной силе закона — это правило, принцип действия законов, который имеет исключения, следовательно, допускает положения противоположного плана. Однако аксиоматическая система не должна быть противоречивой. Не могут существовать две аксиомы противоположного действия.

Третье положение по своему характеру аналогично первому. Это идеологический принцип, который последовательно в праве и юридической практике не проведен. Если понимать осуждение в широком смысле, то можно отметить, что право не запрещает двойного осуждения, например ответственность материальную и уголовно-правовую одновременно. До недавнего времени фактически наблюдалась двойная ответственность (уголовно-правовая и административная) лиц, совершивших преступления. Отбывшие наказания лишались прав прописки и проживания на основе положений административных актов в ряде городов страны.

И наконец, вряд ли можно считать аксиомой презумпцию, т. е. предположение (невиновности), — четвертое положение. Это принцип (правило) осуществления правосудия. История, в том числе российская, знает случаи отступления от этого принципа. Кроме того, презумпция отличается от аксиом, их гносеологический статус различен. Если презумпцию можно опровергнуть или подтвердить, то аксиомы в доказательствах не нуждаются.

Г. Н. Манов в качестве аксиомы рассматривает принцип «все, что не запрещено, дозволено», а противоположное суждение «допускается только то, что разрешается правом» считает неприемлемым.

Однако он тут же делает оговорку относительно государственных органов, к которым применимо именно это «неприемлемое» положение1. Таким образом, мы имеем дело с «аксиомами», отрицающими друг друга, или с «аксиомой», допускающей исключение. То и другое не позволяет придавать указанным положениям статус аксиом. Впрочем, анализируемый автор в других случаях также допускает наличие аксиом с исключениями. Из его рассуждений следует, что правило для водителей автотранспорта — «береги правый борт» — тоже можно отнести к аксиомам341. Но в Великобритании и некоторых других странах, где существует левостороннее движение, водителю следует беречь противоположный борт.

Аксиомы в праве нередко отождествляются с обычными требованиями справедливости или целесообразности. Но одни относятся к сфере аксиологии, другие — к сфере прак- сеологии. Что касается аксиом, то это категория гносеологии. «Юридические аксиомы, — пишет А. И. Экимов, — по своему содержанию представляют собой простые нормы права и справедливости, значение которых в настоящее время становится поистине глобальным»342. Но в таком случае мы имели бы дело с аксиомами, противоречащими друг другу. Автору, посвятившему свою работу справедливости, должно быть известно, что ее формулы (правила) весьма различны и могут быть противоречивы (достаточно вспомнить хотя бы такие из них, как «каждому поровну» или «каждому по труду»). Да и сам рассматриваемый автор пишет, что и равенство, и неравенство могут быть справедливыми и несправедливыми343. Что сказал бы автор по поводу такой аксиомы: «Луна вращается и не вращается вокруг Земли»? Посмотрим, однако, на конкретные «аксиомы», которые формулируются этим автором как требования справедливости: «Санкции должны применяться лишь к тем, кто нарушил закон»; «Санкции должны обеспечивать восстановление нарушенного права в полном объеме»; «Между санкциями должны соблюдаться определенные пропорции»; «Более опасные деяния должны наказываться более строго» и т. д.

Чем похожи эти «аксиомы» на аксиомы действительные? Ничем.

Любая из названных выше «аксиом» не является истиной, не требующей доказательств. Это лишь требования прогрессивного правосознания, не выдерживающие про- верки сопоставлением их с действительностью — практикой правотворчества и правоприменения. Если обратиться к нашей правовой системе, то можно увидеть, что законом предусматривалось применение санкций и к тем, кто не нарушал закона (такие случаи существуют и до настоящего времени). Не случайно мы все время что-то предпринимаем для усиления гарантий прав граждан. То, что санкции, особенно в хозяйственных отношениях, не обеспечивают «восстановления нарушенного права в полном объеме», — общеизвестная истина, которая противоречит второй «аксиоме» А. И. Экимова. В уголовном законодательстве не соблюдены пропорции между санкциями с учетом тяжести преступлений. Таким образом, и третья аксиома не отражает действительности. Это лишний раз подтверждает то обстоятельство, что каждой сфере человеческой деятельности соответствуют определенные логико-языковые феномены. Во всех рассмотренных случаях мы имеем дело не с аксиомами, а с принципами права, правосознания, политики права. Принцип же всегда имеет нормативный характер, иначе он не принцип, а лишь простая констатация действительности. Любой принцип имеет исключения, но в данном случае это уже аксиома.

Н. И. Матузов перечисленный выше перечень «аксиом» дополняет следующими: 1) «Люди рождаются свободными и равными в правах»; 2) «Кто живет по закону, тот никому не вредит»; 3) «Всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого»; 4) «Да будет выслушана и другая сторона»; 5) «Гнев не оправдывает нарушения»; 6) «Один свидетель не свидетель»; 7) «Если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан»; 8) «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного»; 9) «Власть существует только для добра»1.

Первая «аксиома» — это идеологический постулат школы естественного права, не соответствующий действительности. Человек рождается слабым и беспомощным, а потому несвободным. Даже современный закон не считает родившегося правоспособным, он не может быть носителем многих прав.

А при рабовладельческом и феодальном строе, родившийся от раба считался рабом, от феодально- зависимого крестьяна — крестьянином. Уже от рождения они были несвободными и неравными в правах. Да и в капиталистическом обществе говорить о равенстве прав не приходится.

Вторая «аксиома» скорее всего метафора. На практике мы знаем, что «умеючи» можно использовать закон во вред другим. Вспомним долговые ямы прошлого или нашу действительность, которая дает массу преимуществ использования законов во вред другим, пользуясь их неосведомленностью или ущербностью воли. Достаточно проследить публикации в периодической печати, чтобы найти массу примеров «законного» передела собственности и других фактов подобного рода.

Аналогична «аксиома» о том, что власть существует только для добра. Разве могут верить в аксиоматичность данного положения жившие в XX в., на протяжении которого в разных частях света наблюдались акты геноцида? Да и нынешние власти, в том числе российские, не отличаются добротой. Миллионная убыль населения России свидетельствует отнюдь не о доброте власти.

Все другие перечисленные указанным автором «аксиомы» — это своего рода метафоры, призванные в образной форме отражать те или иные моменты доказывания в юридических процессах.

Фактически и один свидетель остается свидетелем; сомнение, увы, не всегда в пользу обвиняемого, часто бывает и во вред; другая сторона не всегда выслушивается; обвиняемый не всегда оправдывается при недостаточности доказательств. Но если действительность не соответствует указанным положениям, то их нельзя считать аксиомами.

Если бы это были аксиомы, то не было бы необходимости в борьбе за права, не было бы и громоздкого контрольного и надзорного аппарата государства. Аксиома — везде аксиома. Например, аксиома «вода превращается в пар при 100 °С на уровне моря» действует в Антарктиде и Австралии, в прошлом тысячелетии и нынешнем, чего не скажешь о названных выше аксиомах права.

Более широко к проблеме аксиом в праве подходит В. М.

Коган. С его точки зрения, все нормы Общей части уголовного закона имеют характер аксиом344. Одно из требований аксиоматической системы — небольшое количество аксиом. При рассмотрении в качестве аксиом всех норм Общей части УК РФ мы имеем дело с множеством «аксиом», которые могут изменяться, отменяться, пополняться новыми и т. д. При таком подходе от аксиом остается лишь одно название. Впрочем, и при рассмотрении принципов права в качестве аксиом мы не избежим того же недостатка: аксиомы множественны, их перечень неопределен. До сих пор юридическая наука не пришла к единому мнению о количестве и содержании даже основных принципов права. Это объясняется многими причинами, прежде всего тем, что выбор определенных положений в качестве принципов права связан с оценочными процессами. Оценки же, как известно, меняются в зависимости от субъекта и времени. Кроме того, ряд принципов выводится индуктивным или квазииндуктивным путем из совокупности норм. Это обстоятельство, как верно отмечают К. Опалек и Я. Волен- ский, ведет к тому, что результат подобных операций логически не равен их предпосылкам, хотя и выступает их обобщением. Из принципа, образованного таким путем, можно вывести следствия (нормы), которых в самой системе права нет. Результатом является существенное обогащение системы права. Фактически путем аксиоматизации такого рода получается совершенно иная система, чем та, которую хотели аксиоматизировать. Данная ситуация противоречит принципу законности, согласно которому всякое обогащение права возможно только путем правотворческого акта345. Таким образом, с самого начала рассмотрение права как аксиоматической системы сталкивается с трудноразрешимой проблемой основ системы — проблемой аксиом. Я. Волен- ский, К. Опалек, проанализировавшие данную проблему, обоснованно пришли к выводу, что попытка аксиоматизации права нереальна, с самого начала обречена на неудачу, прежде всего потому, что противоречит постулату аксиоматических систем, требующему, чтобы их количество было небольшим1. Однако если допустить, что принципы права или нормы общей части какой-либо отрасли права являются аксиомами, то для доказательства того, что право — система аксиоматическая, дедуктивная, следует обратиться к выводам из данных аксиом и к правилам, на основе которых делаются эти выводы. Таким образом, мы должны доказать, что из «аксиом»-принципов и «аксиом» — норм общей части отрасли права логически следуют все остальные, менее общие нормы права. Положительное решение данной проблемы могло бы легко разрешить и проблему системы права. В этом случае все следствия (выводы) одного принципа или совокупность близких принципов составили бы одно подразделение системы права, выводы из другого — другое и т. д.

Однако реальность права далека от подобных взглядов. Правотворчество не есть простое выведение одних норм из других, более общих. В. М. Коган, утверждая, что уголовное право — система дедуктивная, содержащая в Общей части аксиомы, а в Особенной — теоремы, выдает желаемое за действительное. Ни одна норма Особенной части уголовного права чисто логически не вытекает и не выводится из норм Общей части. Если бы было иначе, не было бы необходимости в существовании Особенной части. Впрочем, анализируемый автор вынужден все-таки признать, что существует неполная логическая выводимость одних норм из других, но она означает полную практическую невыводимость2. Однако чем вторая отличается от первой, В. М. Коган не разъясняет. Знаменательно признание практической невыводимости одних из других. Думается, что система уголовного права исключает выводимость норм Особенной части из норм Общей не только потому, что это нормы содержательно различные, хотя и связанные между собой, но и потому (исходя из принципа уголовного права), что нет преступления без указания о нем закона. Признание такой выводимости равносильно признанию наличия норм, которые не сформулированы прямо законодателем.

В литературе достаточное внимание уделяется вопросам конкретизации права в ходе правотворчества и правоприменения. Однако правотворческая конкретизация выглядит не как простая логическая, дедуктивная операция, а гораздо сложнее. Конкретизация более общих норм осуществляется обычно другим, иерархически низшим правотворческим субъектом на основе нормы о его компетенции или специальной нормы о делегировании правотворческих полномочий. Общая норма допускает самые разные варианты правового регулирования. Какой конкретизирующий вариант изберет правотворческий орган, зависит от множества факторов (конкретно-исторических условий, целей, интересов органа, его оценок действительности и оценок самих вариантов правового регулирования и т. д.).

Например, можно ли логическим путем из конституционной нормы об избирательном праве (активном и пассивном) вывести совокупность норм, на основе которых складываются различные избирательные системы? Ответ очевиден. Следует также иметь в виду, отмечают К. Опалек и Я. Воленский, что в системе права существенную роль играют отношения между специальными и общими нормами. Трудно представить, как посредством аксиоматизации можно разрешить проблему исключений из общих правил. С помощью понятийного аппарата аксиоматизации не поддаются определению также отношения между нормами разных иерархических уровней1. Иерархический уровень правовых норм зависит не от степени их обобщенности или смысловой связи между нормами, а от места, которое занимает орган, их издавший, в иерархической системе государства. Можно сделать вывод, что право не является аксиоматической системой. Даже Г. Кельзен не рассматривал систему права в качестве дедуктивной или аксиоматической. Как заметил Е. Врублевский, именно нормативизм в буржуазной науке сформулировал две крайние концепции си- стемы норм: динамическую и статическую. К динамической относится система права, в основе иерархичности которой лежит иерархичность правотворческих органов; правотворчество низших органов основано на делегировании им такого права с помощью норм, изданных высшими органами. Примером статической системы норм является система норм морали, в которой иерархичность опирается на логические, содержательные (а не формальные, как в праве) связи. По мнению Е. Врублевского, право имеет черты той и другой систем. Иерархически высшая норма не только определяет процедуру создания иерархически низших норм, но и в той или иной степени определенности очерчивает их содержание1. Однако, как бы ни очерчивала иерархически высшая норма содержание норм низшего уровня, она всегда допускает разные варианты более конкретного регулирования, выбор которых в процессе правотворчества в конечном счете не основан на дедукции, а предопределен многими другими факторами. Причем нормативные акты, издаваемые в целях конкретизации, детализации общих норм, не остаются неизменными. Проходит время, и они отменяются или изменяются, но не потому, что были неправильно «дедуцированы» из общих норм, а по другим причинам.

В качестве дедуктивной аксиоматической системы право рассматривалось естественно-правовой школой, представители, которой стремились из общих неизменных принципов вывести все нормы системы права2. Однако такое представление оставалось всегда лишь определенной идеологической конструкцией, далекой от действительности. В полном смысле слова аксиоматические системы — это системы формализованные. Как было отмечено выше, отдельные авторы в качестве такой системы рассматривают право. Системы в этом случае делятся на содержательные и формализованные. Последние создаются с помощью искусственного, символического языка, право же выражается естественным языком соответствующего народа. Право не формализованная система, но содержательная. Когда говорится о формальной определенности права, то имеется в виду определенность содержания, достигнутая путем применения различных приемов юридической техники (использования терминов, легальных дефиниций, презумпций, юридических фикций и конструкций и т. п.). Такого рода формализм не превращает право в формализованную систему, оно остается содержательной нормативной системой.

В системе права есть такие элементы, которые призваны нейтрализовать отрицательные свойства формализмов, сделать систему права более гибкой и приспособляемой к развивающимся условиям жизни: использование общих и абстрактных формулировок, оценочных терминов, незавершенных перечней; допущение исключений; применение права по аналогии; признание определенной свободы усмотрения правоприменяющего субъекта в ряде случаев; возможность использования при применении права неправовых критериев и т. д.

Общим для системы права и формализованных систем является то, что они нуждаются в интерпретации, однако причины и характер интерпретации совершенно различны. Аксиоматическая, формализованная система без интерпретации остается бессодержательной и интерпретируется с помощью другой содержательной системы1, при этом такая система может быть не единственной. Система же права остается содержательной и без интерпретации. Она толкуется не в силу ее абстрактной бессодержательности, жесткости формул, а, напротив, чаще всего по причине весьма широкой содержательности норм, которые в ходе применения должны быть в определенной мере детализированы, приближены к конкретной ситуации, разрешаемой на основе общих норм.

Если право рассматривать как аксиоматическую, дедуктивную систему, то логически должен следовать вывод о системе права как системе полной, бес пробельной. В таком случае из принципов права или других норм можно дедук- тивным путем вывести норму, рассчитанную на любые фактические обстоятельства. Этот подход исключает существование сферы отношений, не регулируемой правом. Очевидно, что то и другое противоречит действительности, поскольку реально существуют поведение, действия людей и отношения, индифферентные относительно права, а также пробелы в праве (и аксиологические, и действительные). Несмотря на то что проблема беспробельности может рассматриваться и рассматривается с разных позиций346, ни один современный автор не отрицает факта пробелов, даже признавая бсспробельность права. Довольно часто беспро- бельность рассматривается лишь как постулат, к которому должна стремиться идеальная система права347.

Подводя итог рассуждениям, подчеркнем: в силу своих особенностей и функций право не содержит аксиом.

<< | >>
Источник: Черданцев А. Ф.. Логико-языковые феномены в юриспруденции : монография. — М. : Норма : ИНФРА-М. - 320 с.. 2012

Еще по теме § 1. Аксиоматична ли система права:

  1. § 1. Аксиоматична ли система права
  2. § 2. Аксиоматична ли наука права
  3. Социальные и политические структуры Африки
  4. Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам
  5. Очерк 15 МАТЕРИАЛИЗМ ВОИНСТВУЮЩИЙ – ЗНАЧИТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
  6. 3.4. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ УРОКА
  7. ГЛАВА 5. Правовой опыт Совета Европы в правовой системе Российской Федерации
  8. §2 Изменение роли государства