§ 3. Директивы
Однако термин «политические нормы» скорее отражает содержание и цели норм. С этой точки зрения большинство правовых норм будут политическими. Название «нормы партийной жизни» отражает сферу действия норм. С этой позиции к таким нормам относятся и нормы права, и нормы морали. Политические директивы лишь с большой натяжкой можно относить к нормам. Следует иметь в виду, что нормативное значение в широком смысле слова могут иметь и другие формы информации, формы знания, поскольку они оказывают влияние на поведение людей. Несомненно, что директивы — это специфическая форма воздействия на поведение, деятельность людей.
При формулировании директив нормативные термины не используются. Директивы не излагаются в виде правил поведения. Если проанализировать документы прошлого, содержащие партийные директивы (решения съездов, пленумов ЦК КПСС), то можно четко выделить положения, в которых констатируется, характеризуется, описывается состояние дел, отношений в той или иной сфере общественной жизни, положения, в которых даются оценки и определяется позиция партии и т. п., и положения, выступающие как директивы. Директивы довольно часто формулировались или как оценка, или как констатация состояния дел (съезд одобряет, считает, придает значение и подчеркивает и проч.), или как императивные предписания с использованием глаголов неопределенной формы: усилить, поднять, увеличить, повысить, снизить, ускорить, обеспечить, осуществить, улучшить, разработать, развивать, организовать, поощрять и т. д. (с добавлением слова «необходимо»).
Заметим, что директивы звучат, скорее всего, не как деонтические высказывание (дозволено, запрещено, обязательно), а как алетические модальности, подчеркивающие не столько обязательность, сколько объективную необходимость осуществления тех или иных мероприятий.
Но нет сомнения, что и в этой сфере основная их цель — инициировать поведение людей, социальных институтов, дать направление деятельности. Директивы обычно формулируются путем указания на общие цели, задачи той или иной деятельности. В них может быть указание на то, что необхо- димо сделать, но обычно детально не говорится, как это сделать. Директивы, будучи весьма общими указаниями, не являются правилами, поведения.Действия человека, социальных институтов на пути к выполнению задач, поставленных директивой, регламентируются совокупностью разных социальных норм, прежде всего правовых. Можно ли в качестве норм рассматривать, например, такие наиболее конкретизированные директивы, как «поднять производительность труда в промышленности на 23—25%» и «на практике научить молодежь жить и действовать в условиях усиливающейся демократии»? Различные варианты поднятия производительности труда могут существовать, так же как сложная совокупность педагогических и социальных мер и условий необходима для обучения молодежи демократии.
Смешение процесса издания директив с правотворчеством, а директив — с нормами права противоречило бы принципам правового государства, неизбежно вело к признанию того, кто вырабатывает директивы, своего рода «государством в государстве» или звеном государственного аппарата, а также к развитию административно-бюрократических методов, ограничению ответственности органов государства, снижению их инициативы и т. д. В ходе реформы политической системы на определенном этапе все больше претворялся в жизнь принцип разделения функций партийных и государственных органов. Партийные директивы как метод непосредственного воздействия на деятельность государственных органов в нашей стране постепенно ушли в прошлое и полностью утратили значение с отходом КПСС от руководства страной. В условиях многопартийности директивы должны иметь только внутрипартийное значение. Однако в случае прихода к власти какой-либо одной партии директивы программного характера могут оказывать влияние на политику государства, но только через деятельность членов партии в государственном аппарате, прежде всего в правительстве.
Они не должны иметь характера предписаний, обращенных непосредственно к должностным лицам государства. Цели и ме- тоды их достижения, предусмотренные директивами, не должны противоречить конституции и другим законам.Отметим, что директивы используются и государственными органами. Их природа и роль отличны от природы и роли норм права. Очевидно, что их следует рассматривать в качестве особых логико-семантических феноменов. Это относится, в частности, к директивам плановых актов. Данные директивы весьма специфичны и, пожалуй, занимают промежуточное положение (с логико-семантической и юридической точек зрения) между нормами права и индивидуальными правоприменительными актами в их чистом юридическом виде. Попытки отнести указанные директивы к числу норм права, как уже давно отмечается в литературе, нельзя признать удачными351.
При переходе к регулируемому рынку метод прямых детальных директив уходит в прошлое. Обретают силу косвенные рычаги воздействия на экономику (государственный заказ, налоги, проценты за кредит и т. д.). Однако должны сохраниться и элементы планирования в виде разработки стратегических перспектив, целевых программ. Содержащиеся в них директивы далеки по своей природе от норм права.
Еще по теме § 3. Директивы:
- 4.2.2 Истоки теории радикального конвенционализма
- 4.2.3 Языковое значение и принцип конвенциональности
- § 3. Директивы
- 15.10. Директива Міністра закордонних справ Польщі Ю. Бека закордонним представництвам Польщі про основи політики щодо Західної України (15 лютого 1939 р.)
- 17.S. Постанова ЦК КП(б)У і Ради Міністрів УРСР про заходи по виконанню директиви Й. В. Сталіна щодо посилення хлібозаготівель (1S вересня 1947 р.)
- № 483 ДИРЕКТИВА ВОЙСКАМ ТУРКЕСТАНСКОГО ФРОНТА ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ВОССТАВШИМ ТРУДЯЩИМСЯ БУХАРЫ410 25 августа 1920 г 13 час. 00 мни.
- ГРОЗА НАДВИГАЕТСЯ
- Директивы профессиональных ассоциаций
- КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
- ГЛАВА IV
- ГЛАВА V
- ГЛАВА VI
- ГЛАВА VII
- ГЛАВА
- ГЛАВА IX