<<
>>

§ 2. Модель как мысленный образ

В широком смысле слова под моделью понимается любой познавательный образ эмпирического и теоретического уровней познания. П. В. Копнин рассматривает познание «как своеобразное моделирование внешнего мира», хотя оно и не сводится полностью к моделированию285.
Чувственное познание предстает как аналоговое моделирование; познавательные образы (ощущения, восприятие, представления) — как своеобразные модели действительности (например, зрительные образы); теоретическое познание — как дискретное моделирование, в котором познавательные образы (понятия, суждения, умозаключения) также рассматриваются как своеобразные модели. Сюда же относятся системы понятий, представляющие собой образы в виде гипотез, теорий, специальных наук, мировоззрений286. «Все человеческое познание на любом уровне, является прежде всего и главным образом, — отмечает П. В. Копнин, — структурной моделью действительности»287. Думается, что именно в этом смысле термин «модель» используется применительно к нормам права и правоотношениям. В юридической литературе распространены случаи, когда норма права рассматривается как общая модель поведения или модель поведения288. Или же утверждается, что в норме заложена (предусматривается) модель поведения (либо несколько таких моделей). В случае определения нормы через модель неизбежно напрашивается вопрос: что такое модель поведения? Ю. Г. Ткаченко отвечает: это «мо- дель, содержащая правило поведения... и получающая с помощью государства общеобязательный характер». Таким образом, здесь уже не в норме (общем правиле) содержится модель, а в модели — правило. «Нормы права-модели, — отмечает Ю. Г. Ткаченко, — являются мысленными образами поведения. Особенность этой модели (нормы поведения) в том, что она раскрывается через права и обязанности»289. С этим вполне можно согласиться.

Итак, норма как модель — образ поведения. Модель поведения, заложенная в норме, тоже образ поведения.

Но и норма права как общее правило поведения — образ поведения. Уточним, что это образ ценностно-нормативного отражения. Субъективное право как мера возможного поведения и юридическая обязанность как мера должного поведения также образы поведения. Ю. Г. Ткаченко рассматривает правоотношение, с одной стороны, как «правоотношение- модель», а с другой — как «правоотношение-отношение». «Правоотношение-модель», индивидуализируя общую модель (норму), сохраняет качество модели, т. е. мысленного образа, но уже индивидуального.

Норма права, правоотношение, субъективное право, юридическая обязанность — это мысленные образы поведения. Каждый мысленный образ с точки зрения теории отражения рассматривается как модель. А модель в указанных рассуждениях — это мысленный образ. Определение названных юридических категорий с гносеологической позиции будет правомерным и через понятие «модель поведения», и через понятие «образ поведения».

Названные категории можно определять и посредством понятия «меры поведения». Общепризнанна дефиниция через указанное понятие субъективного права и юридической обязанности. Норму права также можно определить как общую меру поведения ее адресатов. Правоотношение как конкретная юридическая связь, форма реального отношения в конечном счете может рассматриваться в качестве индивидуализированной меры поведения двух сторон от- ношения. Если понимать слово «мера» в философском, а не в метрическом смысле, то оно характеризует поведение не только с количественной, но и с качественной стороны. И меру поведения также можно рассматривать как модель и образ поведения.

Следовательно, используя термин «модель» применительно к указанным категориям, надо четко себе представлять, в каком смысле он в данных случаях употребляется. В названных случаях это лишь относительно новый термин, который можно заменить другим без ущерба для науки и практики. Забегая несколько вперед, скажем, что рассматриваемый термин в указанных случаях используется в широком смысле — как мысленный образ — и не обозначает модель в узком, собственном смысле, в котором она используется в специальных источниках по моделированию.

Модель в собственном (специальном) смысле слова выступает как звено между субъектом и объектом, вспомогательное средство познания, промежуточный этап построения образа теории объекта.

Речь идет об искусственном моделировании — моделировании второго порядка, отличном от естественного — первичного моделирования человеческого познания. Модели второго порядка, опосредующие соотношение субъекта и объекта, отражающие действительность, также бывают разными. Здесь можно выделить модели как средство познания и модели как средство программирования каких-либо процессов, систем поведения и т. д., как определенный образец, масштаб.

Рассмотрим вначале модели как средство познания. В философии, как и в других специальных науках, пока не» единого мнения о значении термина «модель» в собствен ном смысле слова.

Подробный анализ значений термина «модель» даете В. А. Штоффом, Чжао-Юань-Жень приводит 30 его синонимов.

Модель исследуется главным образом как гносеологиче екая категория, метод, средство познания, форма отображения человеком внешнего мира. «Вообще говоря, — пишет Чжао-Юань-Жень, — то, с чем более удобно работать т. е. что легче увидеть, запомнить, записать, обработать, передать, исследовать, с чем легче экспериментировать и проч., есть модель, а то, относительно чего мы надеемся получить информацию, работая (в широком смысле) с моделью, есть вещь»290. Таким образом, моделирование преследует цель прежде всего облегчить исследование, фиксацию, запоминание и передачу результатов научного исследования.

В. А. Штофф дает следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»291. Принимая указанное определение модели, следует иметь в виду, что любое определение не может охватить с достаточной полнотой все стороны явления. Это относится и к данному определению модели. Модель может выполнять различные функции, в том числе не связанные с получением новой информации, например описательную, демонстративную функции292.

Суммируя высказывания авторов исследований, посвященных вопросам моделирования, можно отметить следующие характерные черты моделей.

Во-первых, модель является формой отражения действительности.

Отражая исследуемый объект, модель является его упрощением, своего рода огрубленным образом.

Во-вторых, модель создается в результате процесса абстракции. При создании модели исследователь абстрагируется от бесконечной совокупности свойств, признаков, отношений исследуемых объектов, отвлекается от частностей. При моделировании в оригинале выделяются те признаки, свойства, связи и отношения, которые должны быть собственно предметом исследования293. В-третьих, модель и исследуемый объект находятся между собой в отношении соответствия. Модель является аналогом исследуемого объекта. Между моделью и объектом имеется определенное сходство, но не на всех уровнях (материала, элементов, структур, функций, результатов и т. п.). Модель не есть тождественное повторение того или иного процесса, явления. Если бы этого удалось достигнуть, то модель утратила бы свою специфику. Отношение модели и объекта — не отношение тождества, а именно отношение аналогии, единство отношений сходства, различий и отношений, характер которых еще не известен294.

В-четвертых, модель служит средством отвлечения и выражения внутренней структуры сложного явления. Модель бесполезна, если речь идет об отвлечении отдельных свойств и признаков. Но когда познание протекает глубже и раскрывается целая система связей и отношений, т. е. сложная структура, процесс абстрагирования осуществляется посредством модели295. Если объекты берутся как нечто элементарное, моделирование лишается смысла. Объекты, исследуемые путем моделирования, должны быть сложными, иметь систему, состоять из элементов.

Кроме того, модель выступает в качестве заместителя объекта, промежуточного звена между теорией и действительностью, дает информацию об объекте, имеет содержательный характер. Модели являются не только средством, но и формой знания, самим знанием. Все модели в зависимости от способов и средств их построения делятся на материальные (реальные, вещественные) и идеальные (мысленные, воображаемые). В юридических науках могут применяться как материальные (например, кибернетические) так и идеальные модели.

В настоящем исследовании нас больше интересуют идеальные модели-представления.

По характеру воспроизводимых сторон оригинала модели подразделяются на субстанциональные (идентичные оригиналу по своей физической природе), структурные, функциональные и смешанные. Для юридической науки могут иметь значение лишь три последние, а для настоящего исследования — главным образом структурные.

Модели как средство познания, исследования, гносеологическая категория обладают интерпретаторской, объяснительной, предсказательной, критериальной функциями. Но модель может не иметь исследовательского характера, а выполнять специальную задачу описания, демонстрации. Юридическую науку должна интересовать, безусловно, и эта функция, так как исследование правовых явлений не самоцель. Важными задачами моделирования являются обслуживание нужд преподавания, помощь практическим работникам государственного аппарата, применяющим нормы права. Без использования описательной, демонстрационной функции моделей эти задачи не могут быть выполнены.

<< | >>
Источник: Черданцев А. Ф.. Логико-языковые феномены в юриспруденции : монография. — М. : Норма : ИНФРА-М. - 320 с.. 2012

Еще по теме § 2. Модель как мысленный образ:

  1. 1.5 Основные концепции правового образования
  2. § 2. Модель как мысленный образ
  3. СТОЛКНОВЕНИЕ ОБРАЗОВ РОССИИ: ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ МИФОИДЕОЛОГИЙ
  4. § 3. Наглялно-образное мышление
  5. 3.4.1. Гносеологические корни публицистического образа
  6. Проверка модели
  7. § 2. Современные подходы к подготовке специалистов в системе профессионального образования
  8. § 2. Базовые идеи компетентностного подхода к развитию высшего профессионального образования как методологический фундамент формирования эколого-профессиональной компетентности студентов
  9. Образовательная система вуза как гуманитарная целостность и механизмы построения ее модели, обусловливающей воспитание граждан- ственности обучающихся
  10. 1.3. Модель формирования самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий
  11. 1.3 Модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения.
  12. 2.3. Изменение сознания в образовательных процессах
  13. 1.3 Разработка модели формирования коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога
  14. 1.3. Модель управления повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций
  15. 1.3. Модель управления сопровождением замещающих семей в муниципальной системе образования