§ 3. Основные правовые системы мира (правовые семьи)
Одни авторы, отправляясь от общности генезиса права, его источников, структуры, принципов, терминологии, вычленяют пять основных правовых систем (англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права); другие различают четыре (англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую), третьи - всего три (романо-германскую, англосаксонскую, мусульманскую), а социалистическую рассматривают как разновидность романо-германской правовой системы. При наиболее общей классификации достаточно остановиться на трех наиболее характерных современных системах права: романо-германской или кон- тинентально-европейской, романской; англосаксонской, или англо-американской; мусульманской, или исламской.
Романо-германская правовая система, к которой относятся национальные правовые системы континентальной Европы, в том числе Республики Беларусь, а также Турции, Латинской Америки, некоторых государств Аф- иКи возникла в результате доктринальнои, а затем и нормативной рецепции в XII-XIII вв. римского права, которое воспринималось в континентальной Европе в условиях становления капиталистических рыночных отношений как писаный разум. Определяющим юридическим системообразующим фактором континентальной правовой системы явился знаменитый Кодекс Юстиниана.
Романской правовой системе присущи следующие особенности:
« основным источником права является нормативный правовой акт; ?
нормативные правовые акты характеризуются иерархической зависимостью;
« в основе иерархии нормативных правовых актов находится закон - акт, обладающий высшей юридической силой, которому не должны противоречить другие подзаконные акты (декреты, указы, регламенты, циркуляры, инструкции, приказы, решения и пр.); ?
в системе законов также существует иерархия, основанная на основном законе - конституции, которой должны соответствовать текущие (обыкновенные) законы; ?
все нормы подразделяются на отрасли права и отрасли законодательства; ?
правовые нормы официально систематизируются в своды законов, кодексы и иные укрупненные акты отраслей права и отраслей законодательства; ?
правовая система подразделяется по интересу и методу регулирования на право публичное и частное.
Кроме нормативных правовых актов в континентальной правовой системе действуют и иные источники права.
Однако они не имеют существенного значения. В частно- сти, в Италии юридический морской обычай в навигации превалирует над гражданским кодексом. Обычаи по раз- гРУзке судов в различных портах действуют и в некоторых других континентальных странах. В ФРГ предоставлено право Верховному суду создавать судебный прецедент. Более значимую нормотворческую роль судебные акты играют в Скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии). Судебная практика, по сути дела, всегда учитывается в юрис- дикционной деятельности даже в тех государствах, где она официально не признается источником права. Юридическая наука официально также не считается источником права, однако она постоянно оказывает влияние посредством издания научных и научно-практических комментариев кодексов и иных нормативных правовых актов, своеобразно восполняющих пробелы в законодательстве.Англосаксонская система права начала зарождаться в Англии в XI в. с созданием централизованной судебной системы, с выездом коронных судов на места. Их решениями, принимавшимися с участием присяжных (местных жителей, не знавших королевских актов и отстаивавших свои обычаи при рассмотрении дел), фактически закреплялись местные обычаи. Так формировалось общее право Англии как следствие распространения права, общего для сословия феодалов, на всех подданных вне зависимости от сословной принадлежности на основе судебных исков, исходя из постулата: «Право там, где есть защита» (имеется в виду судебная, а значит, государственная защита). В течение XII-XIV вв. общее право достигло апогея в своем развитии; в конце XIII в. начинается официальное издание собраний судебных прецедентов.
В XV в. формируется право справедливости, исправляющее общее право путем накопления решений, принятых на основе апелляций к монарху, не по прецедентам, а по справедливости, по совести. Совокупность решений апелляционных судов и образовала право справедливости, которое стало дополнять и корректировать общее право. Таким образом, исторически сложились две подсистемы: общего (прецедентного) права и права справедливости.
Наряду с прецедентным правом в англосаксонской п авовой системе в результате нормотворческой деятельности английского парламента создается статутное право.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время английский парламент ежегодно принимает не менее ста законов. Особо важное, можно сказать, революционно-конституционное значение в сближении английской правовой системы с континентальной, романо-германской, имеет принятый в 1998 г. парламентом Великобритании Закон о правах человека. Он воспроизводит положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, юридически закрепляя свободы слова, совести, собраний, права на частную и семейную жизнь, права на справедливый суд и т. д. До этого, как отметил верховный судья лорд Бин- гэм, нигде в неписаной английской конституции не зафиксирована «свобода слова, хотя все вольны писать или говорить все, что они хотят, если только это не представляет собой клевету»1. Специалисты по европейскому праву утверждают, что данный закон предоставляет судьям полномочия вносить коррективы в законопроекты на том основании, что они не соответствуют Европейской конвенции о правах человека. Усиление роли нормативных правовых актов в английском праве представляет собой устойчивую тенденцию. Практикуется и систематизация. В частности, уже кодифицировано законодательство по морскому страхованию. Имеются и консолидированные нормативные акты.В настоящее время англосаксонская правовая система Действует в США и бывших британских колониях, где проживает около одной трети населения земного шара.
Возрастание роли статутного права и систематизации нормативных правовых актов имеет место и в США. ктивную нормотворческую деятельность осуществляют °нгресс и другие правотворческие структуры федерации.
.' Известия. 1998. 28 окт.
Принята федеральная конституция и конституция в каждом штате. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, в двадцати пяти - уголовно-процессуальные. В США в XX в. на основе их Конституции приняты многие законы, упорядочивающие отношения в экономической и социальной сферах (антимонопольное, антитрестовское законодательство, законы о защите потребителей и др.).
Конституция США предоставляет правотворческие полномочия правительству, его департаментам и должностным лицам, а также легислатурам штатов, издающим соответствующие нормативные акты.В США как федеральном государстве имеет место и определенная иерархия нормативных актов. Статья VI Конституции США закрепляет приоритет «верховного права страны», т. е. высшую юридическую силу федеральной Конституции, которой должны соответствовать законы, принимаемые Конгрессом, а им, в свою очередь, - административные нормативные акты (президентские директивы, приказы, иные его акты, а также акты других нижестоящих государственных органов). В штатах наблюдается такая же картина: высшей юридической силой обладают конституции, на их основе издаются законы легислатур, а им не должны противоречить акты местных органов (муниципальные хартии, ордонансы и другие местные акты).
И все-таки система судебных прецедентов играет определяющую роль в приспособлении жесткой Конституции США, трудно поддающейся формальным изменениям (с момента ее принятия в 1787 г. внесено всего 27 поправок), к существенно меняющимся потребностям общества посредством конституционных доктрин, создающих живои основной закон, юридическую базу правотворческого процесса. Точно так же и английская правовая система строится на сложном переплетении судебных прецедентов и статутных актов парламентского типа.
Англосаксонская правовая система характеризуется тем, что она:
« построена на судебном прецеденте - основном источнике права;
* подразделяется на общее право, право справедливости, статутное право;
« имеет тенденцию к усилению роли статутного права И осуществлению его систематизации.
Мусульманская система права представляет собой систему принципов и норм, основанных на постулатах исламской религии (шариат). Шариат (в переводе с арабского - надлежащий путь) включает в себя две части. Первая часть содержит религиозные принципы веры (ахид), вторая - правовые нормы (фикх).
Мусульманское право упорядочивает две области отношений: отношение мусульманина к самому себе (муамалат) и его отношение к Аллаху (ибадат).Мусульманская правовая система сформировалась на развалинах родоплеменной организации в Арабском халифате в VII-X вв. В настоящее время она действует во многих исламских странах с населением 1,2 млрд человек.
Источниками мусульманского права являются: 1)
Коран - священное писание, содержащее религиозные догматы, нравственные установки и правовые нормы, которому в ряде современных государств придан статус конституции (Египет, Иран, Пакистан и др.); 2)
сунна - вторая основа шариата, дополняющая Коран Рассказами о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, являющая собой сборник традиций; это священное предание о постулатах и изречениях Мухаммеда; 3)
иджма - воспечняющая пробелы в шариате положениями, единодушно одобренными его знатоками, об обязанностях правоверного (мусульманская доктрина наибо- Лее авторитетных правоведов);
4) кияс - суждения (умозаключения) по аналогии применение к сходным случаям правил Корана, сунны или иджмы.
Правовые нормы Корана - это юридически значимые предания (хадисы) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Они являются основополагающими нормами для других источников мусульманского права и всей правоприменительной деятельности. Наиболее характерно это отражено в предании о разговоре пророка со своим соратником Муазом. На вопрос Мухаммеда «По чему ты будешь судить?» Муаз ответил: «По писанию Аллаха». «А если не найдешь?» - спросил Мухаммед. Муаз ответил: «По сунне посланника Аллаха». «А если не найдешь?» - спросил пророк. «То вынесу решение по своему усмотрению», - сказал Муаз. И Мухаммед воскликнул: «Хвала Аллаху, который наставил посланника Аллаха на путь, угодный его посланнику!» В этой беседе, с одной стороны, подчеркивается иерархичность мусульманских источников, а с другой - поощряется решение судебных дел на основе усмотрения судьи по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, разумеется, в духе священного писания.
Судебное решение, вынесенное на основе усмотрения судьи, получило название «иджтихад».В Коране содержались лишь решения пророком некоторых конфликтов, оценки им отдельных фактов и ответы на заданные ему вопросы. Казуальность подавляющей части норм сунны непосредственно предопределили становление мусульманской правовой системы преимущественно на казуальной основе.
Начиная с VIII в. под воздействием жизненной необходимости конкретизации правового упорядочения общественных отношений бурно развивается иджтихад. В тео- . рии права это понятие стало обозначать достижение высшей ступени знания, дающее право самостоятельно решать вопросы, не урегулированные Кораном и сунной. ОблаДа
X таким правом лиц именовали муджтахидами. Среди Ю х установилась иерархия трех ступеней (категорий): Нысшей, средней и низшей. Муджтахиды высшей катего- - это сподвижники Мухаммеда, основатели правовых ^ол-толков, которые обладали правом оценивать источники мусульманского права. Принадлежащие к средней категории муджтахиды вправе были выносить самостоятельные суждения только на основе источников, признаваемых определенной школой-толком. Муджтахиды низшей категории могли лишь выбирать одно из мнений правоведов первых двух категорий.
Стремительное развитие иджтихада в VIII-X вв. сопровождалось формулированием все новых норм и принципов мусульманского права. Пробелы в праве стали восполняться, главным образом, учеными-правоведами - толкователями священного писания. На протяжении трех столетий мусульманские ученые-юристы в духе исламской религии в основном сформировали мусульманское позитивное право, ставшее, по сути дела, правом юристов. Так юридическая доктрина фактически стала основным источником мусульманской правовой системы. Можно сказать, шариат из преимущественно религиозной системы превратился в религиозно-правовую. Ее нормативному массиву не присуща формально-юридическая определенность. В ней нет места закону в обычном его понимании как акту законодательного органа, поскольку аксиомой признается Установление законов только Аллахом.
Определяющим системообразующим фактором мусульманского права является исламская религия, ее постулаты- Государство не принимало активной роли в формировании правовой системы. Его роль сводилась главным емь-* к санкционированию норм, сначала вырабатывало сУДебной практикой, а затем - только юридической ной в связи с тем, что судьям запретили непосред- ственно ссылаться на Коран и сунну, а также самостоятельно формулировать на их основе новые нормы. Они обязывались при отправлении правосудия руководствоваться только произведениями общепризнанных ученых-юристов. Следовательно, вторым по значимости системообразующим фактором мусульманского права является юридическая доктрина. Мусульманская доктрина не признает судебный прецедент источником права. Судебное решение никогда не становилось обязательной нормой не только для других судей при рассмотрении аналогичных дел, но даже и для судьи, решившего соответствующее дело. Сама же юридическая доктрина не представляет собой единых устоев, а состоит из ряда школ-толков, нередко противоречащих одна другой по многим юридически значимым положениям.
Специфика мусульманского права и в том, что оно носит преимущественно частный характер. Даже в его уголовном праве содержится лишь около десятка наиболее опасных деяний, за совершение которых Кораном предусматривается определенная мера наказания. По большинству же правонарушений судья может выбирать санкцию по своему усмотрению. Обращение в суд - личное дело потерпевшего, который всегда может простить правонарушителя. Раскаяние обвиняемого может служить основанием освобождения его от наказания.
Характерные особенности мусульманской системы права сводятся к тому, что она: ?
теократична, исходит из того, что законы даны Аллахом через пророка Мухаммеда; ?
представляет собой единство религиозных принципов и юридических норм; ?
провозглашает исламские принципы, установленные Аллахом, вечными и неизменными; ?
обеспечивает свою стабильность исламскими религиозными устоями, а гибкость - юридической доктриной, выступающей в форме различных школ-толков Корана и сунны; ?
предоставляет широкое поле для судебного усмотрения на базе разноречивых школ-толков; ?
регулирует поведение людей в основном принципами; ?
упорядочивает отношения преимущественно в лично- стно-психологическом ракурсе, опосредованном религиозным отношением мусульманина к себе и его отношением к Аллаху; ?
носит преимущественно частноправовой характер и выражается в немногочисленных отраслях права, в основном в семейном, уголовном, судебном.
Еще по теме § 3. Основные правовые системы мира (правовые семьи):
- 2.4. Правовые основы специального образования
- 1.5 Основные концепции правового образования
- 2.1. Основные методы обучения праву
- § 2. Право в космической модели мира и в универсалистской модели мира
- § 3. Субъекты права в системе универсалистской модели мира
- § 4. Субъекты права в космической модели мира
- § 4. Юридическое лицо н правовой нигилизм
- § 1. Понятие правовой системы
- § 3. Основные правовые системы мира (правовые семьи)
- § 3. Классификация правовой культуры, ее уровни
- Система права и система законодательства