§ 1. Понятие истины

Под правовой сферой в контексте настоящей работы понимаются правовая наука и все правовые явления — право, правосознание, правотворчество, правореализация, т. е. все элементы механизма правового регулирования, который функционирует в виде движения правовой и связанной с ней информации.

Проблемы истины соотносятся с информацией разного рода, используемой в правовом регулировании.

Истинными или неистинными могут быть только знания, языковые высказывания, т. е. информация, но не человеческие действия, сам человек или какие-либо предметы.

Между тем в обыденной и литературной речи встречается отнесение истины к последним из указанных явлений, например, когда употребляются выражения «истинный писатель», «истинный военный», «истинный суд».

Только знания о предметах, вещах, действиях являются истиной. Термины «истинный», «истина» многозначны.

Применительно к вещам, предметам, действиям и т. п. термин «истинный» не употребляется в точном смысле этого слова, а замещает другие характеристики, не относящиеся к истине.

Однако, как верно заметил Э. М. Чудинов, если мы отвлечемся ото всех побочных значений термина «истина», встречающихся в повседневном языке, и будем употреблять его только в гносеологическом смысле, то еще не освободимся от многозначности термина, поскольку в теории познания существуют различные философские направления, по-разному трактующие суть истины. В разных философско-гносеологических системах истина трактуется, например, таким образом: —

это соответствие знаний действительности; —

свойство самосогласованности знаний (когерентная теория); —

полезность, эффективность знания (философия прагматизма); —

соглашение (конвенциональная теория); —

опытная подтверждаемость (философия неопозитивизма)1.

Понимание истины как соответствия наших знаний действительности является классической концепцией, возникшей еще в античный период. Российская, а ранее советская юридическая наука придерживается именно этой классической концепции.

Для юридической науки, как и любой другой, а также для юридической практики важно определять соотношение истины с другими смежными, близкими понятиями, такими как «заблуждение», «достоверность», «вероятность», «правдоподобие», «должное», «возможное», «необходимое», характеризующими логическую сторону (значимость) языковых высказываний.

<< | >>
Источник: Черданцев А. Ф.. Логико-языковые феномены в юриспруденции : монография. — М. : Норма : ИНФРА-М. - 320 с.. 2012

Еще по теме § 1. Понятие истины:

  1. IX. D. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО МОДАЛЬНОСТИ. ДОСТОВЕРНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ ВООБЩЕ.—МОДУСЫ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ: МНЕНИЕ, ВЕРА, ЗНАНИЕ.—УБЕЖДЕНИЕ И УВЕРЕННОСТЬ.—ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЕ СУЖДЕНИЯ.—ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ.— ПРЕДРАССУДКИ, ИХ ИСТОЧНИКИ И ГЛАВНЫЕ ВИДЫ
  2. 10.1 Аналитическое понятие истины
  3. 10. Понятие истины и его применение в аналитической философии
  4. Понятие и содержание истины в уголовном процессе
  5. VII. В. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ.—ИСТИНА.—МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ, ИЛИ ЛО-ГИЧЕСКАЯ ИСТИНА.— КРИТЕРИИ ЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИНЫ.— ЛОЖНОСТЬ И ОШИБКА.— ВИДИМОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ОШИБКИ.—СРЕДСТВО ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ ОШИБОК
  6. Проблема истинности высказываний: относительная и абсолютная истины
  7. Христианское небо есть христианская истина. Что исключено на небе, исключено также и истинным христианством. На небе христианин свободен от того, от чего он хотел бы быть свободным на земле, - свободен от половых побуждений, свободен от материи, природы вообще.
  8. III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ.—ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ.— СУЩЕ- СТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.— САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ ЭТОЙ НАУКИ
  9. § 2. Истина и заблуждение
  10. ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ
  11. А. ИДЕЯ ИСТИННОГО
  12. 4.1.2 Твардовский об истине
  13. Истина